Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ФЕНОМЕН ВРЕМЕНИ

--

 

Если нарисовать волнистую линию, в которой вершины достаточно острые, то эта линия будет обозначать полноту нашего восприятии внешнего мира. Все, что находится внутри волны – это время продолжительности восприятия реальности этого мира  и это, одновременно, глубина восприятия реальности. Тогда восприятие у основания волн, не только более глубокое, но и переживается как значительно более продолжительное. То, что осознается человеком на вершине волны восприятия – это скольжение по поверхности сути реальности мира, что можно сравнить с восприятием вершин океанских волн, когда воспринимающий предполагает, что он воспринимает весь океан в целом. Но в нутрии человеческого существа прерывистость восприятия соединяется в одну сплошную линию и тогда эта линия времени восприятия у вершин будет очень короткой, и будет тем более продолжительной, чем ближе к основанию волны будет находиться процесс восприятия. Ну а если сознание воспринимающего человека опуститься в пределы самого океана, где нет никаких волн, то в таком состоянии оно будет способным воспринимать ничтожно малые мгновения любых процессов. Например, некоторые из людей, участвовавших в Великой отечественной войне, рассказывают, что они ясно видели, как растрескивается корпус гранаты и из трещин начинает выходить дым, а потом следовал взрыв, и они теряли сознание. Другие то же самое рассказывают о минах, выпущенных из миномета,  и о вражеских снарядах. Мне самому, однажды попавшему в дорожную автокатастрофу, пришлось пережить подобный феномен восприятия.

Исходя из сказанного, можно думать, что в детстве реальность этого мира осознается на уровне основания волны, и, поэтому, день для ребенка длиться очень долго, а в более позднем возрасте и в старости – на уровне вершины, поэтому в этом возрасте время летит неудержимо.

Для человека, более позднего возраста осознание реальности и своих действий в ней, происходит на уровне вершин волн, отдельными вспышками. Человек как бы переводит  объектив своего фотоаппарата на отдельные объекты и их части, и фотографирует их. И чем ближе к основанию волн опускается восприятие, тем более продолжительным и непрерывным является восприятие. При этом, скорость осознания так же значительно возрастает. Можно сказать, что за единицу времени «фотоаппарат», который прежде делал один снимок, теперь делает сотни снимков. И не только это – возрастает тонкость восприятия, что можно сравнить с чувствительностью пленки, которая в значительной мере возрастает.

Остается ещё один вопрос, на который следует ответить: почему с возрастом падает восприимчивость и скорость восприятия? Человеческий ум похож на детский конструктор, правда, неизмеримо более сложный. И если вначале, когда человек только ещё начинает пользоваться этим конструктором, все его мелкие детали существовали отдельно, и из них можно было сложить любую фигуру, которая могла бы отражать внешнюю реальность, то с  возрастом эти элементы конструктора объединяются один с другим и постепенно образуются все более крупные блоки,  из которых уже невозможно создавать точные копии реальности внешнего мира.

Какое отношение имеют внутренние копии к восприятию проявленного мира? Дело в том, что человек только тогда может осознать, воспринимаемый им внешний мир, и только тогда может узнать, то, что прежде уже было известно ему, если внутри него есть копия объектов этого мира. Когда человек встречается с чем-либо уже прежде виденным, то происходит наложение отображения внешнего объекта на внутреннюю, прежде сформированную копию. Если эта копия со временем начинает распадаться, то узнавание прежде известного объекта, становится затруднительным, а в некоторых случаях, невозможным. Чем крупнее блоки внутреннего «конструктора», тем менее устойчивым будет внутренняя копия любого объекта внешнего мира, т. е. запоминание будет менее устойчивым. Отсюда становится понятным, почему в старости многие события, которые произошли недавно – не запоминаются, но зато, прошлые события, особенно те, которые происходили в детстве, помнятся хорошо. Но, а если  событие будет сопровождаться такими условиями, которые вызовут у человека преклонного возраста очень сильную эмоцию? Тогда это событие хорошо запомниться, потому что эмоция – это энергия, а для того, чтобы внутренняя копия внешней реальности не рассыпалась, необходимо достаточно количество энергии.

Ум должен все проговаривать, просчитывать, планировать, а более глубокое восприятие находится за пределами ума, и на этом, более глубоком уровне, осознание воспринятого происходит при молчании ума, и это является одной из трудностей восприятия, в котором ум должен оставаться молчаливым. От органов чувств информация одновременно поступает на все уровни человеческого существа и первым из них является ум. Всю информацию, выраженную в символах, он перехватывает и присваивает. В то же время смысл этой информации уходит на более глубокие уровни за пределами ума. Ум, воспринимая вербальную информацию, всегда проговаривает её. Правда, при быстром чтении, проговариваются только основные символы, несущие в себе основной смысл текста. Но когда человек рассматривает какую-либо картину, то ум замолкает, потому что восприятие происходит на уровне подсознания. Когда в восприятии основным участником является поверхностная часть подсознания, то человек рассматривает картину отдельными её полями, когда же воспринимает более глубокая часть подсознания, то она воспринимает всю картину одновременно. Но во всех этих случаях ум молчит. Когда мы слушаем музыку, то так же воспринимаем её не умом, а более глубокими областями сознания. Что интересно, так то, что когда мы смотрим, какие бы то ни было передачи по телевидению, то их восприятие идет не на уровне ума, а так же на уровне подсознания. А все, что находится на уровне подсознания и более глубоких частей его, не подвергается анализу и какой-либо критики – восприятие идет сразу, целиком, «не прожеванным». Области подсознания имеют еще одну важную особенность – всё, что там находится, остается скрытым для человека и не осознается им. Но это совсем не значит, что всё, что хранится в памяти подсознания находится под замком. Совсем нет, оно постоянно проявляет себя в различных состояниях, и часто немотивированных отношениях ко всему, что окружает человека, или же к тому, что человек пытается предвидеть, и даже в оценке прошлых событий.

Одной из задач, которые стоят перед духовным искателем, является расширение сознания и, конечно же, в первую очередь за счет подсознательных и несознательных частей своего существа. Начало этой работы может быть таким, какому следовал Шри Ауробиндо – он остановил ум. Ему это удалось сделать не только потому, что у него был знающий учитель – Лелэ, но и потому, что с раннего возраста он был способен читать тексты, минуя ум. У него была фотографическая память, что позволяло ему не только читать с большой скоростью, но и глубоко запоминать прочитанное. Другими словами, его восприятие реальности этого мира была не на вершине волны времени, на которой восседает ум, а в основании её. В дальнейшем, в духовной практике Шри Ауробиндо, это имело большое значение. Для того, чтобы расширить свое сознание можно отодвинуть ум, чтобы он не мешал осознанию воспринятого. Здесь я приведу одно из упражнений, освоение которого может привести к раскрытию возможности быстрого чтения. Для этой цели очень удобно пользоваться компьютером. В начале надо расположить текст так, чтобы на каждой странице он располагался узкой полосой до 14 – 15 букв в одной строке. Затем читать его, не двигая глазами по горизонтали, а только сверху вниз. При этом следите, чтобы ум не проговаривал слова, а только узнавал их. Когда прочтете таким способом текст одной страницы, расскажите, о чем там было написано. Затем прочтите следующую страницу и вновь расскажите, не глядя в текст. Когда это будет легко получаться, можно за один раз прочитывать две или три страницы, и обязательно потом рассказывать содержание прочитанного. В дальнейшем количество прочитанных страниц будет возрастать, с одновременным возрастанием скорости чтения и глубины запоминания. Главное, не позволяйте уму проговаривать текст. Даже освоение одного этого упражнения позволит вам соприкоснуться со своим подсознанием, что в значительной мере расширит ваше восприятие прежде не осознаваемого.