ЛОВУШКИ НИЗШЕЙ ПРИРОДЫ

 

Человеческая жизнь почти всегда находится под влиянием различных предпочтений и побуждений. Поэтому она сравнима с движением молекулы при демонстрации Броуновского движения. Низшая при­рода удерживает сознание человека привязанным к ценностям этого мира, делая его бессознательным, а это всегда происходит, когда человек начинает дей­ствовать, идя наповоду всевозможных неожиданно возникающих побуждений. Когда побуждения управляют человеком – он бессознателен. Что инте­ресно, так это то, что Низшая природа в любом месте на пути человека к цели может поставить препятст­вие, которое человек осознает, как нежелание про­должать движение к цели. Она в это время пред­лагает ему варианты, на которые он может отвлечься – куда-то сходить, что-то посмотреть, что-то сказать или сделать и т. д. и т. п. Предположим, человек куда-то сходил и что-то сделал и хочет вернуться к той работе, которую он оставил, под влиянием пре­пятствия, поставленного Низшей природой, но Низ­шая природа тут же предлагает ему ещё какое-то от­влечение, на которое он потратит ещё какую-то часть своего времени и энергии. Но человек, решил все-таки продолжать осознанно намеченную работу, с чем низшая природа никак не может согласиться, так как будучи сознательным он не находится в её власти и не является её инструментом, и, кроме того, он в это время не даёт ей свою энергию. Во всех этих случаях человек должен помнить, что он имеет достаточно силы воли, чтобы преодолеть притяжения Низшей природы и продолжать осознанно выполнять намеченную им работу. Низшая природа должна быть послушна человеку, так как он превзошел её в своем сознании и уже является «мостом» между «Высшей» и «Низшей» частей Универсальной природы. Что будет в нём преобладать зависит во многом от него самого.

Для Низшей природы нужно, чтобы сознание человека было разорванным, мелким и легко поддающимся внешним влияниям. Разорванное сознание не может иметь высоких целей, не способно к духовным устремлениям, а человек, имеющий такое сознание, не способен, на основании внешних событий, не только предполагать возможные следствия в будущем, но и свою собственную судьбу в потоке реальности этого мира.  Для Низшей природы важно, чтобы интересы человека были сосредоточены на материальных потребностях, так как таким человеком легко управлять при помощи «кнута и пряника», и она стремится к тому, чтобы у человека небыло потребностей в чем-либо высоком и духовном. И это она делает, заполняя человеческие умы идеями, которые утверждают, что все наиболее важные ценности этого мира заключены в материальных благах и удовольствиях. Она стремится к тому, чтобы человек-разумный подобно животному был на короткой привязи потребителя, который ничем не интересуется кроме собственного здоровья и потребления материальных благ. Очень важно, чтобы человек постоянно осознавал свою зависимость от денег, необходимых для его благосостояния и эта зависимость будет лучшим стимулятором в его стремлении их зарабатывать. В современном мире – в западных странах и, особенно в США, – многие люди живут в кредит, который стимулирует их труд лучше любого надсмотрщика в рабовладельческие времена древнего Рима. И в связи с этим у человека не остается времени, чтобы подняться за пределы потребительских интересов. Для низшей природы не нужны люди, имеющие волю, так как воля – это та разумно направленная энергия, которая объединяет людей, и повышает их сопротивляемость всевозможным влияниям и идеям, порождаемым низшей природой.

Все это может порождать мысли, что для того, чтобы не быть рабом у Низшей природы достаточно быть сознательным в каждое мгновение времени, так как Низшая природа, чтобы подчинить человека себе, делает его бессознательным исполнителем своей воли. Но не всё ли равно, будет ли человек сознательным или бессознательным исполнителем воли Низшей природы? Он может осознавать все желания, стремления и побуждения, через которые Низшая природа управляет им, но, тем не менее, выполнять все то, что она требует от него. И если прежде он был прикован к низшей природе, потому что слепо следовал её влияниям, то, став сознательным, он делает то же самое, с той разницей, что теперь он осознает её превосходство над собой и является сознательным исполнителем её воли.  Быть сознательным – это очень хорошо, но ещё лучше иметь сознательную волю, которая может сопротивляться влияниям низшей природы.

Говорят, что Цицерон мог за один день сделать такое количество работы, которую обычный человек сумел бы выполнить за неделю. Возможно, секрет Цицерона заключался в его воле, и он не позволял всевозможным желаниям и побуждениям отвлекать себя от осознанного волевого направленного действия.

Для духовного искателя, да и для любого человека, который не хочет, чтобы его жизнь была никчемной и растрачивалась на пустяки, очень важно осознавать, как Низшая природа привязывает его к себе не только через ценности материального мира, но и через всевозможные отвлечения на то, что в действительности не стоит внимания. В этих отвлечениях есть одна интересная особенность – в тех случаях, когда человек следует отвлекающим побуждениям, то они со временем, становятся всё более частыми и короткими. Т. е. само отвлечение обрывается, не будучи завершённым,  следующим побуждением, и человек, не закончив одно, принимается за другое, и весь день для него проходит в пустой суете. В результате его способность к концентрированной направленной деятельности резко падает, и он теряет возможность не только выполнять те виды работ, которые требуют каких-то усилий, но и сама работа выполняется им как придётся.