ВСЛЕД ЗА АВАТАРОМ

Шри Ауробиндо – Аватар, прошёл путь от обыденного человеческого сознания до сознания супраментального. Этому он посвятил всю свою жизнь и после того, как он оставил свое тело, стал путеводной звездой для тех, которые избрали для себя то направление пути своей жизни, которым шёл Шри Ауробиндо. Пройденный Аватаром путь – это только его путь, которым он прошел, выполняя свое предназначение на Земле. Его последователи, вдохновляемые великими идеями, вставшие на внутренний путь, уже не должны совершать его подвиг, но быть всегда обращенными в том направлении, которое было целью Великого Учителя.

В промежутках времён между приходами Аватаров располагается череда толкователей и учителей, большинство из которых различают какую-то одну грань учения. В связи с этим возникает не только множество толкований, но и множество ветвей, отходящих от основного ствола учения, данного Аватаром людям. И так как высокие идеи Аватара, всегда сопровождаются раскрытием и активизацией так же и низких идей, то многие толкователи и учителя вносят в своё видение учения, принесенного Аватаром, элементы, относящиеся к низшей природе. Отсюда понятна важность сохранения в чистоте и неискаженности изначальной идеи, которую принес Аватар людям.   

Задачей Аватара – Шри Ауробиндо не являлось проторение пути для людей, которые изберут себе целью своей жизни Интегральную Йогу, так же как Аватар – Иисус Христос, не создавал путь, которым бы в дальнейшем могли идти люди, назвавшие себя христианами. Иисус Христос открыл для человечества путь сердца, что не могло быть сделано без жертвы, на алтарь которой он принес самого себя, и в этом было его предназначение. Шри Ауробиндо низвел свет супраментального сознания на Землю, что было необходимо для эволюции всего человечества, и этим самым он, выполняя свое предназначение, так же принес свою жизнь в жертву.  И когда мы говорим о последователях Иисуса Христа, то не имеем в виду, что они должны стремиться к тому, чтобы однажды их физически распяли на кресте, а последователи Шри Ауробиндо не должны делать всю ту титаническую работу, которую он сделал для Земли. Аватары, о которых мы здесь говорили, уже создали для человечества мосты, ведущие к истинному сердцу каждого из людей Земли, и к бессмертию, и человечеству остается только приложить необходимые усилия, чтобы воспользоваться их божественным даром.

Человек должен знать, что у каждого вида жизни на Земле есть свое предназначение. И предназначение животного не является предназначением человека, так как человеческое сознание превзошло сознание животного. На каждом этапе эволюции жизни и сознания на Земле, природа сосредоточивала свое внимание на той части живого существа, которая была в нем наиболее прогрессивной и обеспечивала его эволюцию. Для животных это было их физическое и витальное тела. Для человека – его разум.

Человек – универсальное существо, так как содержит в себе все ступени жизни на Земле, начиная с одноклеточных её форм и, сверх того, человек способен к самоосознанию. Другими словами, человек имеет возможность осознанно или неосознанно направлять свое внимание на те или иные части своего существа, которые являются уже пройденными ступенями его предшествующей эволюции, и, кроме того, свое внимание он может сосредоточить на более высоких открывающихся возможностях.

Первые шаги по открытию более высоких возможностей делает Высшая природа, она как бы показывает человеку то направление, в котором он должен удерживать свое внимание. Вначале она как бы приоткрывает занавес, скрывающий прежде неизвестное, а затем поддерживает в человеке интерес к этому неизвестному, подталкивая в этом направлении его внимание. Интересно то, что низшая природа привлекает человека в свои ловушки при помощи внешних средств, в то время как высшая природа это делает изнутри, постепенно меняя отношение человека к внешней реальности.

Существует некая грань захваченности человека влияниями низшей природы, перешагнув которую человек перестает осознавать внутренний зов его истинного «Я». Ценности материального мира в таких случаях могут захватить его в такой степени, что любые даже незначительные изменения сознания изнутри, вызванные влияниями высшей природы, он отвергает как пустое и даже вредное для себя состояние. Следовательно, внутренний зов, или изменения изнутри только тогда могут быть приняты человеком, если эти внутренние влияния достаточно интенсивны. Может быть и такой случай, когда сознание человека не достаточно интенсивно захвачено влияниями низшей природы, что позволит ему услышать внутренний зов его истинного «Я». Здесь не хотелось бы останавливаться более подробно на способах, при помощи которых высшая природа приоткрывает перед человеком пути его истинного предназначения. Об этом будет сказано в другом месте. 

Великие учителя приходили к человечеству, когда наступало время для очередного эволюционного шага, в котором сознание людей должно было подняться на следующую ступень. Так было и в древнейшие времена Ришей и во времена Будды, Чайтаньи, Иисуса Христа, Магомета и Шри Ауробиндо. Аватары, открывали человечеству те высшие возможности, которые были ему необходимы для реализации его предназначения на Земле. Но в природе не может быть нарушено равновесие между высшим и низшим, поэтому, одновременно при этом раскрывались и низшие её проявления. Не следует это понимать механически, так как низшее открывается только для того, чтобы быть трансформированным, так как нераскрытые возможности защищены своей закрытостью. Они как бы реально их не существуют, так как находятся на потенциальном уровне. Отметьте для себя ещё раз, что все низшее в человеке раскрывается только для того, чтобы быть трансформированным, но совсем не для того, чтобы стать целью и смыслом человеческой жизни. Таким образом, с приходом к человечеству каждого очередного Аватара, люди должны были бы подниматься на очередную ступень более высокого сознания, но этого в действительности не происходило. Причиной этому являлся закон противоположностей, проявляющий себя не только через те силы, которые определяли приход Аватаров, но и через те, которые открывали низшие возможности человека. Разница между этими силами состоит не только в том, что одни из них открывают в человеке его высшие возможности, а другие – низшие, но и в том, что для раскрытия высших возможностей от человека требуются определенные направленные усилия его воли, а для раскрытия низших возможностей этих усилий не требуется. И этому есть следующие причины. Первая из них состоит в том, что низшие возможности являются частью уже прожитой в глубокой древности, животной истории человека, которая оставила в нем определенной глубины след. Благодаря чему эти возможности для своего раскрытия не требуют, каких-то особых усилий, достаточно, чтобы адекватные внешние влияния включили их. Вторая причина состоит в особенностях низших сил, которые не ждут, когда человек решит открыться им, но активно используют всевозможные внешние соблазны, чтобы привлечь внимание человека к себе. Здесь ещё раз следует отметить, что активное внимание, которым человек управляет, используя свое волевое усилие, является его защитой от всего, на что это активное внимание направлено. В то же время пассивное внимание, навязанное человеку всевозможными внешними соблазнами, неуправляемо человеческой волей, напротив, оно является каналом, по которому внешние влияния трансформируют сознание человека по образу и подобию своему. Здесь под соблазнами понимается не обязательно что-либо желанное, но и то, от чего человек хотел бы избавиться, что неприятно ему и, возможно, даже вызывает страх, другими словами, все, что привлекает его внимание. Третья причина заключается в том, что Аватары приходят на Землю только тогда, когда человечеству необходимо сделать очередной эволюционный шаг, и подняться на следующую ступень сознания, в то время как силы низшей природы действуют на человека постоянно, используя для этого всевозможные ловушки.

 Если же говорить о силах, которые предоставляют человеку возможность подняться и сделать свое сознание более совершенным, то они ничего человеку не обещают и не гарантируют, но открывают ему глаза на реальные ценности этого мира, и этим самым делают его ищущим смысл своего бытия. Эти силы приглашают человека к восхождению и протягивают ему руку помощи, подсказывая, каким должен быть правильный выбор в те периоды, когда человек оказывается на перекрестках судьбы.

Итак, уже существует мост, ведущий к супраментальной реальности, проложенный Аватаром – Шри Ауробиндо. И что же, теперь каждый человек, осознающий свое истинное духовное предназначение, должен приложить необходимые усилия, чтобы перейти этот мост?... Особенностью духовной работы является то, что в действительности человек на внутреннем пути никуда не идет, и через тот мост, который проложил Шри Ауробиндо, так же переходить не нужно, потому что этот мост не для человека, а для супраментальной энергии-сознания, получившей возможность, беспрепятственно нисходить на земной план. В отличие от путей внешнего мира, по которым люди стремятся к своим желаниям и необходимостям, чтобы реализовать их, внутренний духовный путь – это стремление быть открытым влияниям более высоких планов сознания вплоть до супраментального. И для того, чтобы это стало возможным духовный искатель должен постоянно держать все свое существо свободным от всевозможных привязанностей к ценностям этого материального мира и держать его в чистоте от различных проявлений низшей природы.

При внутренней работе духовный искатель встречается с одной интересной особенностью, которая заключается в том, что вибрации более высокого сознания могут войти в человеческое существо только тогда, когда в нем есть для них место. Другими словами, человек должен освободиться от каких-то привязанностей, составляющих часть этого материального мира, чтобы на это место пришли вибрации более высокого сознания. это можно сравнить с подъемом по лестнице – человек только тогда может подняться на следующую ступень, когда освободится от ступени предыдущей.

В этом стремлении есть своя статика и своя динамика. Стремление на физическом плане выражает себя в определенной внешней активности. Внутренняя сторона такого стремления представляет собой модель, в центр которой смещен объект цели, а всё, что находится вокруг этого центра служит ему. Эту модель можно сравнить с солнечной системой, в которой Солнце удерживает своей гравитацией планеты, вращающиеся вокруг него. Планеты как бы служат Солнцу. В голове такого человека все подчинено его центральной идее, его цели.

Стремление духовного искателя, идущего внутренним путем, содержит в себе направленную открытость, которая охраняется его различением, бдительностью и активным отвержением всего, что не соответствует его направленной открытости. В этой открытости главным инструментом являются искренность, знания, восприимчивость и неустанная воля, удерживающая эту открытость направленной. В открытости, направленной к Божественному есть элементы ожидания помощи от Него и есть знания, что все во внешнем мире является второстепенным относительно устремленной открытости к Божественному. Ожидание помощи от Божественного не похоже на ожидание чего бы то ни было на материальном плане. Это состояние ожидание скорее похоже на приятие всего, что Божественный посчитает необходимым для внутренней работы устремленного к нему духовного искателя. Приятие внешнего мира таким, каков он есть, и приятие самого себя как проводника Божественной воли, и все происходящее вокруг и внутри своего существа, как Божественную милость.

Но, в действительности, всё происходящее в этом мире – иллюзия, в которой человек считает, что это он делает усилия, чтобы получить определенный, ожидаемый результат. Реальны только две руки Бога – две силы, которые, взаимодействуя между собой, создают поток эволюции сознания. Человек находится между этими силами, каждая из которых стремится вовлечь его в свой поток и делают это они самыми разнообразными способами. Их стремления, в конечном счете, сводятся к изменению направления внимания человека. А так как внимание человека является каналом, связывающим внешнюю реальность этого мира с реальностью внутренней, состоящей из деформированных фантомов-копий внешней реальности, то, манипулируя внешней реальностью, можно изменить и реальность внутреннюю. В тех случаях, когда внешняя реальность полностью управляет структурой внутренней реальности, человек не может намеренно изменить направление своего внимания на влияния, идущие от Высшей природы. В это время его сознание ограничено шорами, которые на него надела Низшая природа. Здесь необходимо ещё раз подчеркнуть, что человеку, как самоосознающему существу, Божественным дан величайший дар – самому выбирать свою судьбу – от человека зависит будет ли он соответствовать потоку Низшей или Высшей природы. Куда будет направлено его внимание, там и будут пролегать его пути.