Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ГРАДАЦИИ ВНИМАНИЯ

--

Человеческое внимание имеет несколько уровней. Первый из них – это внешнее внимание, которым в значительной степени управляет внешний мир или, если быть более точным, те силы, которые стоят позади внешнего мира и низшей природы человека, и прилагают все свои старания, чтобы удерживать внимание человека на ценностях этого материального мира. Но в глубине своей внешнее внимание является следствием внутреннего внимания, которое, обычно, люди называют интересом. На внутреннем внимании нам следует остановиться более подробно, так как оно может формироваться как внутренними побуждения различной этиологии, так и внешними средствами. Часто люди, перемещаясь к какой-либо цели, скользят взглядом по окружающим их объектам. Такого рода мимолетное внимание необходимо, чтобы сопоставлять внешнюю реальность с внутренней картой реальности, каждая из которых содержит в себе одну общую для человека цель. Таким образом, в этом случае, внешнее внимание отражает внутренние интересы человека, которые могут быть сформированы опять таки внешними обстоятельствами или же внутренними побуждениями, вызванными или гормональным фоном, или же влиянием различных эмоциональных состояний. Кстати, сущности различных планов реальности низшей сферы миров, чаще всего воздействуют на человека с двух сторон – из внешнего мира, создавая определенные ситуации, и изнутри, вызывая в человеке, соответствующие этим ситуациям, эмоциональные состояния. В этом случае интересы человека, или его внутреннее внимание, имеют строгую направленность, и иногда реализуются во внешнем мире одновременно со своим возникновением. И тогда мы видим агрессивные или какие-либо другие действия человека.

Внутреннее внимание, в отличие от внешнего, имеет два полюса, один из которых поддерживает внешнее внимание, а другой способен воспринимать внутренние пространства человека. Особенность этих полюсов состоит в том, что внешняя часть внутреннего внимания может реализовать себя, только последовательно фокусируясь на отдельных объектах, точнее, на их отражениях внутри человека. В то же время внутренняя часть внутреннего внимания способна быть эффективной, если она сосредоточена не на какой-то последовательности точек, а на всем внутреннем пространстве в целом, в котором могут возникать какие бы то ни было явления. Другими словами, внутренний полюс внимания функционально эффективен, если он расфокусирован. Это одна из причин, почему у начинающего духовного искателя возникают трудности при концентрации на своем истинном сердце или же на каких-то внутренних состояниях. При этом люди пытаются использовать внешнюю часть внутреннего внимания, которая не способна быть расфокусированной. Термин: «концентрация внимания» совсем не означает его сосредоточение в какой-либо точке, – это, скорее удерживание внимания в каком-либо определенном направлении. Если это происходит во внешнем мире, то тогда внимание удерживается на последовательности точек. Если же это происходит во внутреннем пространстве, то внимание удерживается только в определенном направлении, или же на каком-либо состоянии. В этот период возможна конкуренция между внешним и внутренним вниманием. Это человек осознает как досадную помеху внутреннему вниманию, постоянное отвлечение его от концентрации на каком-либо состоянии, присутствующем внутри человека. Конечно же, внешнее внимание будет отвлекать человека на что-либо внешнее или же на какие-нибудь мысли.

Обычно внимание поддерживается или определенным эмоциональным состоянием, или осознанным намерением, которое содержит в себе знания необходимости удержания внимания на определенном объекте. В последнем случае используется воля человека, удерживающее внимание направленным и отвергающая все, что препятствует этому.

Есть еще одна ступень наиболее глубокого внимания, которое определяет всю человеческую жизнь. Эта ступень внимания является центром человеческого существа, своеобразным Солнцем, вокруг которого вращаются все подчиненные ему интересы. Например, все внимание человека может быть направлено на приобретение богатства, или целью его жизни является служение отечеству. Обычно люди все виды своего внимания используют в соответствии с этим изначальным, определяющим смысл жизни, вниманием.

Внимание для человека является своеобразным компасом, определяющим направление реализации смысла его жизни, и в то же время внимание может определять для человека значимость этих событий. Например, мнительный человек все свое внимание сосредоточил на каких-то незначительных болезненных симптомах, считая, что они являются началом какой-то очень серьезной болезни, и эти симптомы в результате, по своей интенсивности, начинают усиливаться. В действительности же это усиление является субъективным и человеку ничего не угрожает. Сосредоточение внимания человека на проблеме, которая кажется ему непреодолимой, ведет к тому, что она захватывает его целиком, и он начинает беспомощно барахтаться, пытаясь как-то освободиться от, кажется, безвыходного, положения. Длительное удержание внимания на каком-либо состоянии, мысли или любом другом объекте приводит к своеобразному приближению этого объекта, которое может быть так велико, что может собой загородить весь свет и все возможные выходы из положения. В таких случаях внешние попытки убедить человека, что та проблема, которая стала величиной с вселенную, в действительности может быть легко решена, заканчиваются неудачей. Это связано с тем, что проблема заняла всего человека, и у него, в его сознании, не осталось свободного места, для чего-то другого.

Эта особенность внимания может быть использована человеком для того, чтобы многие проблемы сделать незначимыми или хотя бы менее значимыми. Для этого внимание человека должно быть направлено далеко в будущее. И если человек будет настойчиво удерживать на этом будущем свое внимание, или же, как можно чаще возвращаться к этому благоприятному будущему, то это приведет к тому, что многие проблемы настоящего станут для человека или малозначимыми, или же совсем незначимыми.

Внимание может быть сосредоточено на каких-либо идеях, которые зачастую далеки от истины. И если это происходит достаточно длительно, то, в конечном счете, то такого рода идеи окажутся вне критики, а действия, совершаемые этим человеком под воздействием подобных идей, могут быть бесконтрольными. Существует немало разрушительных идей, которые могут привести человека к трагедии. Приведем еще один пример ложной цели, на которую может быть направлено внимание. Сюда можно отнести взаимоотношение людей, любящих друг друга. Если хотя бы один из них поставит своей целью жить безраздельно не для себя, а для другого человека, т. е. как бы стать обслуживающим придатком его, то это приведет к тому, что в нем пышным цветом расцветут качества раба, а в другом – господина (хотя господин – это тоже раб, но компенсированный). Может быть и такой вариант, когда оба любящих человека посвящают свои жизни друг другу. И, конечно же, они знают, что должны жить один для другого. В этом случае у каждого из них может развиться синдром неравенства количества внимания, которое уделяется ему другим человеком. Они могут и не говорить об этом друг другу, но в них может расти обида на другого человека, за то, что он недодает внимания. В последствии это может привести их к основательному отделению друг от друга.

Люди почти всегда переоценивают то, что они дают другому человеку. А как можно измерить степень искренности отношений и величину любви одного человека к другому? Если бы существовали объективные методы определения любви одного человека к другому, то мы бы получили чрезвычайно разнообразную картину. Например, у одного человека максимально напряженные чувства могут быть выражены в десять баллов, если определять по десятибалльной системе, а другой способен в своих максимальных переживаниях только на пять или меньше баллов. И тогда два человека с такими неодинаковыми способностями чувствовать друг друга и делиться своими чувствами, могут оказаться негармоничными в своих отношениях. Одному может недоставать эмоциональных отношений, а для другого человека их будет слишком много. К сожалению, чувства невозможно измерить.

Внимание человека может быть как активным, так и пассивным, и если активное внимание диктуется необходимостью, чувством долга, совестью и включает в себя знание цели и волю для достижения этой цели, то пассивное внимание обращено только на утоление эмоционального голода. Обычно, такое утоление возможно только в период захваченности или стремлением получить удовольствие, что так же может быть захваченностью. Интересно, что любого рода захваченности всегда ведут к снижению воли, интеллекта и способности критически относится как к своему состоянию, так и к окружающим обстоятельствам.