Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЦЕЛИ И УСЛОВИЯ ДУХОВНОЙ РАБОТЫ

--

Шри Ауробиндо однажды сказал, что «Бог ничего не создавал, он сам стал всем этим». Тогда вся проявленная вселенная, состоящая из более чем двухсот миллиардов галактик, среди которых и наша галактика – «Млечный путь», с нашим Солнцем и с нашей маленькой Землей – это проявленная часть Бога. И никто не может сказать есть ли пределы у Его непроявленной части. Под проявленной частью бесконечной Божественной Вселенной мы понимаем то, что доступно нашему восприятию. Человек, являясь ничтожно малой частью спектра Божественной вселенной, но среди миров низшей сферы, он является центральной фигурой. Именно ради него была создана вся низшая сфера миров и все сущее в этих мирах. И даже наш земной мир и все формы жизни в нем, существуют ради человека.

Что же такое – человек? Человек – это космическое существо, содержащее в себе проявленные возможности, которые делают его человеком разумным, и бесконечную непроявленную часть, которая должна быть проявлена в процессе эволюции его сознания. И одним из обязательных условий является его сознательное участие в своей собственной эволюции.

Человек является средоточием всех сил низшей сферы миров, которые своими влияниями словно растягивают его во все стороны. И это они делают через всевозможные внешние обстоятельства, и различные внутренние состояния, которые и определяют направление его активности.

Однажды Иисус Христос сказал: «много званных, да мало избранных». Конечно же, он имел в виду избранных для духовной работы. Следовательно, не вина людей, что большинство из них не были избранны, и у каждого свое предназначение. Быть избранным – это значит, следовать своему внутреннему зову. Обратите внимание, не человек решает, каким путем он должен идти, а его истинное «Я», которое и определяет его избранность. «Даже волос с головы твоей не упадет без воли Его», говорил Иисус Христос, поэтому, если человек избрал для себя внутренний путь, то это он сделал потому, что для духовной работы его избрал Бог. Мало того, каждый шаг на духовном пути, так же определяется Богом. Сам человек по собственной воле не может избрать, какой бы то ни было путь, ведущий за пределы этого мира. Он всегда будет избирать горизонтальные пути, проложенные в этом материальном мире. Для человека, идущего духовным путем, ничто не может быть случайным, ни в событиях внешнего мира, ни в идеях, с которыми он встречается. Каждое событие во внешнем мире, и те, которые случаются с самим человеком, любые идеи, с которыми он встречается, будут ли это религиозные, или такие как шаманизм, различные направления учения Толтеков, обязательно содержат в себе какие-то элементы, необходимые для внутреннего пути.

Интегральная йога включает в себя весь мир со всеми его течениями и путями и в то же время она не следует им, но выделяет из них то рациональное, которое может быть использовано во внутренней работе духовного искателя. Духовный искатель должен быть постоянно бдительным и способным к различению всего того, что может увлечь его с духовного пути. Опорой его бдительности и способности к различению является его истинное «Я»

Разумный и сознательный человек, предназначением которого является путь, ведущий к единению с Божественной истиной, должен вначале сформировать у себя «свидетеля», без чего никакая внутренняя работа сделана быть не может. Затем, ему следует остановить ум, привычная активность которого препятствует нисхождению более высокого сознания. И только тогда, когда низшая природа будет не властна над ним, он может решать вопрос об уединении. Но это опять-таки может быть ни ашрам, ни монастырь и ни дацан – это уединение может быть внутренним, при котором человек сохраняет глубокую неподвижность даже тогда, когда его внешняя часть занята множеством повседневных дел. Это время, когда человек постоянно находится в состоянии динамической медитации, без которой невозможна никакая трансформация ни витальной части человеческого существа, ни его ума.

Различные люди не в одинаковой степени сознательны при взаимодействии с низшей природой, которая проявляет себя не только через сферу человеческих чувств и врожденных влечений, но и через всевозможные события внешнего мира. Некоторые из людей подчиняют всю свою жизнь однажды избранной цели в этом материальном мире, подавляющее большинство других, подобны лодке «без руля и без ветрил», живут сиюминутными интересами, и только немногие избирают для себя путь, ради которого человек был создан Богом.

У каждого человека есть свое предназначение в этом мире, в связи с этим, все человечество можно сравнить с одним всечеловеком, предназначение различных частей которого, не одинаково. Но все его части или органы необходимы для того, чтобы этот всечеловек мог существовать как разумное существо и следовать предначертанным ему путём. Все предназначения, на путях которых находится современное человечество, одинаково важны и необходимы. Это можно сравнить с часами, все детали которых одинаково значимы для того, чтобы они могли показывать время.

Духовный искатель должен помнить, что целью человека не является сама жизнь с её удовольствиями и неприятностями. Напротив, жизнь – только средство для выполнения Божественного предназначения. 

Для человека возможны две позиции, с которых он может судить о духовных путях и путях, предлагаемых низшей природой. Находясь на более высокой позиции, человек осознает, что все происходящее в этом мире необходимо для выполнения Божественной работы. При этом духовный искатель осознает, что он только сознательный и добровольный сотрудник Божественного в его работе в этом мире, все ценности которого, в том числе и себя он приносит в жертву Божественному. В этот период своей работы он может сказать, что ему ничего не нужно для себя, и он готов делать всё для исполнения Божественной воли. Если же человек находится на позициях низшей природы, проявляющей себя в этом материальном мире самыми разнообразными способами, то он осознает дуальность этого мира и способ его бытия в этом мире получает определенную направленность – от страданий к удовольствиям, от опасности к благополучию, от греха, ведущего в ад, к спасению в раю и при этом использует те средства, которые предоставляет ему низшая природа.

В настоящее время в мире существует тенденция превращения Интегральной йоги в религию. Первыми шагами в этом направлению делают люди, пытающиеся изолировать это величайшее учение, принесенное современному человечеству, от многих проявлений реальности нашего мира. Для того, чтобы этот мир однажды изменился, необходимо чтобы духовный искатель своим сознанием был связан со всеми проявлениями этого мира, потому что все это является пищей для его внутренней работы. Известно, что внимание человека направленное на любой объект этого мира будет ли это какое-то учение или событие – это канал связи по которому энергия, несущая в себе определенные намерения, может воздействовать как на духовного искателя, так и на тот объект, на который направлено его внимание. Если опорой духовного искателя является его истинное сердце и если в нем сформирован «свидетель», то такой человек остается недоступным влияниям низшей природы, но зато его внимание трансформирует то, на что оно направлено. Не беда, что эта трансформация вначале может быть незначительной, – у духовного искателя впереди вечность.