Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ЧТО ВВЕРХУ, ТО И ВНИЗУ

Петр Зорин

2009-10-19

В большинстве существующих религиях мира Бог – это могущественное человекоподобное существо, существующее изначально, которое сотворило небо и Землю и все, что на ней. Это существо – бог живет в пространстве и времени, которые были всегда и будут всегда независимы от бога. Этот бог личностный, и он может гневаться и прощать, может обещать и быть благодарным за выполнение его воли. Другими словами, бог из религий очень похож на человека, но только более могущественный. Похоже, что человек сотворил бога по образу и подобию своему, который имеет человеческие качества и возможности, но в превосходной форме, и даже недостатки. Например, иудейский бог-Яхве очень часто впадал в состояние гнева и был жесток к своему творению – вспомним страдания египтян, на которых Бог посылал всевозможные казни египетские и даже был ревнив, называя себя богом ревнителем – «...Не поклоняйтесь другим богам» И поместил человек бога на небе, и это сделал опять-таки по-человечески, так как для человека все, что высокое или находится вверху – более значимо, отсюда: «высокий дух», «возвышенный стиль», «ваше высочество» и т.п.

Современные научные сведения о строении вселенной свидетельствуют о её практической беспредельности. Астрофизики считают, что наша вселенная в своем диаметре имеет около восьмидесяти миллиардов световых лет, и в этой вселенной существует около двухсотпятидесяти миллиардов галактик, в каждой из галактик более двухсот миллиардов звезд. В нашей галактике одной из таких звезд является солнце. Тогда наша планета-Земля – это ничтожно малая пылинка не только по сравнению со всей вселенной, но даже по сравнению с нашей галактикой – Млечный путь.

В первой книге Моисея – Бытие, в первой главе и первом стихе мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и Землю…». А в стихе четырнадцатом – «И сказал бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения Земли и) для отделения дня от ночи…». В стихе шестнадцатом этой же главы первой книги Моисея говорится: «и создал бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы». В первой книге Моисея – Бытие в центре вселенной находится Земля, все остальные объекты, обеспечивающие удобства существования на Земле – второстепенные. Все могущество Бога Яхве направлено на Землю, да и на Земле пределы его интересов ограничены сравнительно малым участком её поверхности и незначительной частью человечества, из всех людей, обитавших на Земле.

Если представить всю вселенную размером с земной шар, то нашу Землю и даже нашу галактику с сотнями миллиардов звезд в такой вселенной невозможно будет рассмотреть, даже в самый мощный микроскоп. Исходя из этих соотношений, можно предположить насколько ничтожно могущество этого бога. Правда, боги в других религиях не более могущественны. Отсюда можно легко понять, что в действительности, ни один из богов, которым поклоняются люди, не создавал вселенной. Эти боги дали людям тот объём знаний о вселенной, который был понятен предкам современного человечества. Швейцарский археолог Эрих фон Дэникен и американский археолог Захария Ситчин, и ещё многие другие археологи в своих многочисленных книгах убедительно доказывают, что люди называли богами инопланетян и поклонялись им.

Единый Бог не может быть личностным, и не может иметь каких бы то ни было качеств, потому что личность и качества – это грани индивидуальности, которые осознаются только в сравнении с гранями и качествами другой индивидуальности. Имеет ли качества какой-либо объект, который никто никогда не видел, и никогда не увидит? Кто может выйти за пределы Абсолюта, чтобы познать Бога и определить его качества? Если бы клетки человеческого тела были бы настолько сознательны, что могли бы выйти за его пределы и познать его качества, то это они могли бы сделать только относительно самих себя. Таким образом, качества, различия, индивидуальные особенности могут появиться только тогда, когда одновременно существуют не менее двух индивидуальностей, потому что оценка, какой бы она ни была, всегда субъективна.

Говоря о качествах или особенностях кого бы то ни было, или чего бы то ни было, мы всегда это делаем с позиций нашего эго. Мы как бы примеряем это нечто к себе, и если для нас это хорошо, то, следовательно, качества объекта, который мы оцениваем, хорошие, а если плохо, то соответственно и объект, оцениваемый нами – нехороший. Тогда Бог – это идея всего, что для людей является хорошим – отсюда качества желанного Рая, а Дьявол – это идея, которая вобрала в себя все отрицательное, а материальным воплощением этой идеи является ад.

Однажды Шри Ауробиндо сказал, что Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим. Другими словами, вся Вселенная, которую способен воспринимать человек и та её часть, которую человек не воспринимает, и даже та её ипостась, которая никогда человеком ни воспринята, ни познана не будет – это все Бог. Но тогда человек – это тоже Бог, по крайней мере, он является одним из проявлений Бога. И вот теперь мы лицом к лицу встречаемся с загадкой мира или вопросом: что такое Бог? Если мы будем, с лёгкой руки Фридриха Энгельса, считать, что жизнь – есть форма существования белковых тел, то на этот вопрос мы никогда не найдем даже самого приблизительного ответа. Мы уже рассмотрели несколько примеров, в которых люди в мифах и религиях как-то пытались представить себе Бога. Практически, они создавали его, используя свой собственный незначительный опыт и поверхностные знания о реальности их мира. Несмотря на то, что современное человечество уже накопило достаточно информации о вселенной, оно продолжает сохранять свои древние мифы о богах, которые, по их мнению, создали эту вселенную и все сущее в ней. И это выглядит более чем странно, так как религия и наука не имеют общей опоры и, поэтому, в своих взаимоотношениях, не адекватны друг другу. Так, Майкл Талбот в своей книге «Голографическая вселенная» на основании работ пионера квантовой физики Дэвида Бома и известного нейрофизиолога Карла Прибрама пишет: «Весь материальный мир, от снежинок и электронов, до баобабов и падающих звезд, не имеют собственной реальности. Вселенная – это проекция глубинного уровня мироздания, гигантская голограмма, даже самая крошечная часть которой несет информацию о всей картине Бытия». Эти слова не оставляют камня на камне от Богов, которые находятся в основании почти всех религий. Но, вопреки всякой логики, религии продолжают существовать в том виде, в котором они уже существовали прежде, сотни и даже тысячи лет. По-видимому, современные религии отражают в себе не мироосознание, а осознание в этом мире самого себя и дух своего народа.

Известно, что сами знания никакого отношения к словам не имеют, но информация об этих знаниях может быть сформулирована в словах. Правда, при этом будет выражена далеко не полная часть знаний и не только потому, что каждый человек может осознать какую-либо одну грань знаний, соответствующую его опыту, но и потому, что через тонкие связи любые знания связаны в бесконечную сеть знаний всей Вселенной. Таким вступлением к последующему тексту, я хочу извиниться за неполноту ответа на вопрос, что такое Бог?

Человек может познавать Бога только внутри себя самого. Все, что он может познать во внешнем мире будет только подтверждением его знания, полученного при исследовании самого себя. Бог не имеет качеств и не имеет индивидуальности, он не имеет пределов ни во времени, ни в пространстве. В отличие от человека, который одновременно может фиксировать своим вниманием  во времени и в пространстве только одну точку, Божественный осознает в каждом мгновении бесчисленное число точек Вселенной. Однажды Бог выделил из себя ту часть самого себя, которая имела наиболее низкие вибрации и в этой части стал проявленными и не проявленными мирами. Это мгновение Бога люди называют началом Вселенной, её рождением. И если представить изначальную Вселенную, которая и есть Бог, в виде бесконечного сияющего шара, который мы можем назвать духом Бога, то возникновение проявленной многомерной вселенной можно сравнить с бесчисленными ветвями, исходящими от этого сияющего шара и бесконечно ветвящимися по направлению к периферии. Те части ветвей, которые имеют более низкие вибрации, составили их оболочку, в центре же каждой из ветвей содержится субстанция, имеющая высочайшие вибрации, свойственные безличному и безкачественному Богу, которое является Божественным Духом. Одними из этих ветвей является человечество. И если мы остановим свое внимание на тех ветвях бесконечного Божественного дерева, которыми являются люди, то увидим, что все, что находится в глубине их существа, является общим для всего живого во Вселенной и объединяет людей с бесконечным Божественным Духом. В действительности, во вселенной кроме Бога ничего и никого нет, есть только он, а человеческие или ещё какие-либо другие индивидуальности, – это только иллюзия, без которой Божественная работа сделана быть не может. И если мы вернемся к фразе, однажды сказанной Гермесом Трисмегистом – «что вверху, то и внизу», то теперь мы поймем её, так как знаем, что в каждой точке пространства, в каждом живом существе и неживой материи представлен единый Божественный. В человеке – это Пуруша – изначальный дух.