Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ПРИНЦИП РЕЗОНАНСА

Петр Зорин

2009-10-14

Принцип резонанса – один из краеугольных камней человеческих взаимоотношений не только с реальностью этого мира, но и в духовной практике. Единый Божественный, проявленную часть которого мы называем Вселенной, содержит в себе бесконечный спектр вибраций, и каждый объект Вселенной, и любая реальность непроявленного, имеет свой индивидуальный спектр вибраций. В конечном счете – все есть энергия, каждая часть спектра которой имеет свою частоту вибраций. Мы – люди, так же являемся проявлением энергий, и имеем свой индивидуальный спектр вибраций. Каждая часть нашего существа в этом спектре имеет свою гамму вибраций, и эта особенность человека присуща всему живому на Земле. Чем ниже частота вибраций какого-либо тела, тем менее оно восприимчиво.  Человек – сложное существо и состоит из многих частей, восприимчивость которых не одинакова. Так, сознание человека – наиболее текуче и пластично, поэтому оно наиболее восприимчиво, а физическое тело – наиболее ригидно, в связи с этим его восприимчивость очень низкая.

Человек может воспринимать только то, что созвучно его гамме вибраций. Это одна из причин, почему человек зависим от этого материального мира и привязан к нему. И созвучие его проявляется так же со всем, что имеет он в собственности, за счет которой человек как бы увеличивается в пространстве. Отсюда становится понятно, что для того, чтобы изменить свои взгляды на реальность этого мира, необходимо изменить самого себя, но материальное окружение, которое является собственностью человека и люди, близкие ему, не позволят ему сделать это, так как он в этом случае, перестанет быть созвучным им. Тогда у человека, который твердо решил идти духовным путем, остается один выход – изменить свое окружение или уйти из него самому.

Внимание человека – это канал, по которому энергия сознания течет в направлении объекта внимания. И по этому же каналу энергия течет от объекта внимания в направлении человека. Благодаря этому происходит сонастройка между человеком и объектом его внимания. Например, человека привлекает какая-либо идея, если он часто останавливает на ней свое внимание, то со временем вибрации, которые несет в себе эти идея, становятся его вибрациями. Внешний проявленный мир имеет два способа влияния на человека, и в зависимости от интенсивности, продолжительности и частоты этого влияния, трансформация человека проходит более или менее быстро. Первый способ – это вербальная информация, которую человек может получать из книг, радиопередач, телевидения и всевозможных разговоров. Второй способ – воздействие образами или «будь таким как я». Этот способ более эффективно трансформирует человека, навязывая ему, определенное отношение и поведение при взаимодействии с реальностью этого мира, потому что он в значительно большей степени воздействует на подсознательные и несознательные области человека, чем вербальный способ. Поэтому раздевающие моды современности, и едва прикрытые, а иногда и неприкрытые отношения между мужчинами и женщинами, которые мы видим в наших телевизорах, легко перестраивают наше сознание, делая нас толерантными к разврату и пошлости. При этом в нас появляется созвучие тому, что происходит вокруг нас, а созвучие и согласие – это одно и то же. Другими словами, человек при этом становится созвучным более низким частям своего спектра, и для него становятся недоступным всё, что имеет высокое звучание, например, любовь к родине, чувство патриотизма, сострадание, честь, благородство. Даже труд для него становится как досадная необходимость. Здесь невольно вспоминаются слова Фридриха Энгельса, что труд создал человека. Имеется в виду, что обезьяна усиленно трудилась в течение многих тысяч и даже сотен тысяч лет и, наконец, стала человеком, а теперь человек стремится избегать всякого труда, что, конечно же, превратит его снова в обезьяну. В этой шутке есть значительная доля правды, так как прививаемый образ жизни современному человечеству, и особенно молодежи, постепенно опускает их до уровня животного.

Тот же принцип созвучия проявляет себя и в духовной практике – в медитациях и восприятии более высокого сознания, которое может низойти в человека только тогда, когда он будет созвучным ему. Знание возможно получить только тогда, когда сознание человека будет созвучно с познаваемым. И это верно как вначале, так и на поздних этапах духовного пути. То, что мы воспоминаем, становится для нас доступным только тогда, когда мы настроимся в резонанс. То звучание, в котором мы находимся или поднимает нас к более высоким уровням сознания или же опускает. То, на чём мы фокусируем наше внимание, заставляет нас звучать в резонанс и тогда или этот объект меняет нас или мы меняем его.

При взаимодействии с внешним миром человек может быть защищенным только тогда, когда у него сформирован внутренний «Свидетель». Но человек не может оставаться пассивным при взаимодействии с внешним миром, или же только защищаться от него, потому что только в динамике взаимодействия с реальностью этого мира, он может совершенствовать свою природу.

В любых событиях, происходящих в этом мире и в любых состояниях, которые переживаются людьми, есть своя статика и своя динамика. Любые влияния, которые испытывает человек, воспринимается его статикой, и любые его ответные действия – это проявления активности его динамики. И если человек, идущий духовным путем, считает себя сознательным сотрудником Бога в этом мире, то все его действия или ответные реакции на происходящее вокруг него, соответствуют Божественной воле. Нам всегда нужно помнить однажды сказанные Шри Ауробиндо слова, что лучше быть камнем преткновения на путях Бога, чем слякотью под его ногами. Человек, созвучный всему низкому, презренному, рабскому не может быть созвучным высочайшей божественной истине и, встав на духовный путь, человек, пока его путь пролегает во внешнем мире, не будет подставлять правую щеку, когда его ударили по левой. Дело в том, что в начале духовного пути, когда духовный искатель ещё в значительной своей части опирается на принципы низшей природы, положение его стремлений к Божественной истине чрезвычайно уязвимо и на всевозможные влияния внешних условий он должен отвечать, адекватно сдерживая их. И только в дальнейшем, когда будет сформирован «Свидетель» духовный искатель сможет адекватно воспринимая происходящее, наблюдать за поведением собственного существа, превращая каждый миг своей жизни в акт внутреннего познания, акт духовного восхождения.