Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ

--

Внимание человека может быть пассивным и активным. Пассивное внимание привлекается наиболее интенсивными влияниями, которые могут идти как из внешнего мира, так и изнутри человеческого существа. Такие влияния могут поступать через органы чувств, например, зрительные, слуховые, обонятельные и т. д. Ими могут быть необычные формы, цветовые и звуковые сочетания. Внимание может быть привлечено вкусовыми интенсивными или необычными раздражителями, то же самое можно сказать и об обонятельных раздражителях. И очень важным является то, что слабые, но повторяющиеся влияния могут суммироваться и действовать на человека так же, а иногда и более эффективно, чем внешние интенсивные влияния. И, наконец, для человека имеют большое, иногда определяющее значение вербальные влияния.

 

Мы познаем внешний мир при помощи органов чувств. При этом наше восприятие имеет центр и периферию. Центр нашего восприятия связан с той частью нашего сознания, которую мы называем бодрствующей или точкой ясного видения, а периферия нашего восприятия связана с нашим подсознанием. Периферия воспринимается нами от точки ясного осознания, находящейся в центре воспринимаемого поля, с постепенно убывающей четкостью.

Область подсознания имеет свойства, отличные от области ясного осознания, располагающегося в центре воспринимаемого поля, которые заключаются в том, что скорость восприятия его значительно выше, чем в точке ясного осознания, кроме того, она способна воспринимать более слабые влияния, которые недоступны в центре пассивного восприятия. Кроме того, область подсознания не концентрирует свое внимание на отдельных объектах, а сразу на целом поле воспринимаемых объектов, не на точке в пространстве, а на самом пространстве, и на всем, что находится в этом пространстве одновременно. К сказанному следует добавить, что подсознание способно воспринимать то, на что неспособны внешние органы чувств человека, например, различные внутренние состояния, и оно способно запоминать такой объем информации, который невозможен для бодрствующего сознания.

Таким образом, рассматривая какие-либо объекты внешнего мира, мы используем так называемое внешнее внимание, как «палец», указывающий направление, в котором необходимо использовать осознание.  В то же время восприятие объекта в целом происходит на различных уровнях подсознания, от самой высшей его части, которое человеком осознается как ясное или бодрствующее сознание, до самой низшей, где подсознание граничит с несознанием.

В действительности, внешнее сфокусированное внимание равно математической точке, от которой во все стороны расходятся круги восприятия. Причем, наиболее ясно воспринимается то, что находится ближе к точке сфокусированного внимания. И не важно, на чем будет сосредоточено внимание человека, оно всегда будет иметь центр и убывающее к периферии ясность восприятия. Здесь мы говорим о пассивном внимании, которое обычно захватывается внешним миром, и через которое, этот внешний мир, управляет человеком. Под внешним миром, для пассивного внимания, понимается не только то, что находится за пределами человека, но и те состояния, которые он переживает. И это понятно, так как эти состояния так же находятся за пределами пассивного внимания.

В отличие от пассивного, активное внимание может быть направлено не только на то, что наиболее ярко, необычно, или фиксироваться на том, что слабо и незаметно, но, повторяясь, суммируется и приковывает к себе внимание человека, но и на любой участок поля восприятия. При этом вначале происходит своеобразное «перетягивание каната», при котором пассивное внимание пытается завладеть сознанием человека, что в значительной мере ограничивает способности человека осознанно концентрироваться на каком-либо состоянии. Преодолеть пассивное внимание можно только усилием воли – вновь и вновь возвращая свое активное внимание в нужное для концентрации место. Дело в том, что энергия, необходимая для концентрации внимания, независимо от того активное ли оно, или пассивное, одна и та же. И если позволить пассивному вниманию перетянуть сознание человека в свою сторону, то это не только снизит способность человека сознательно концентрироваться на каком-либо объекте, но и ослабит его волю. Отсюда мы должны понимать разрушительность всего витального, захватывающего сознание человека.

– А как же удовольствия, ведь говорят же, что человек рожден для счастья.

– Это говорят те, которым хотелось бы развратить человека и сделать из него «быдло», которым легко управлять. И еще, это говорят те, которые хотели бы иметь как можно больше благ и при этом ничего не делать. Возможно, это действительно так, но это счастье для человека должен предоставить не кто-то другой и получить его следует не за счет кого-то другого, но своим собственным трудом. Великий русский мыслитель Гиляров-Платонов Н. П. утверждает, что «жизнь есть подвиг, а не наслаждение». Человек становится Человеком только через усилия на пути выполнения своего предназначения. Внешний мир и низшая природа делают всё, чтобы внимание человека было приковано к проблема этого мира. Они стремятся не только к тому, чтобы сделать человека рабом этого мира, но и чтобы он стал безвольным исполнителем похотей низших сил этого мира. Чтобы не опуститься до уровня ненасытного существа, желания которого безразмерны и неутолимы, человек должен преодолеть в себе пассивное внимание и похоти князя мира сего – ненасытную жажду богатства, власти и славы.   

Овладеть активным вниманием – это, значит получить возможность овладеть периферией поля восприятия, т. е. раскрыть в себе способность воспринимать то, что прежде казалось невозможным. При овладении активным вниманием перед человеком открывается бесконечный путь восхождения сознания. Но, чтобы это стало реальностью необходимо знать, что восхождение сознания становится только тогда возможным, если человек будет постоянно помнить одно очень важное правило – активное внимание следует удерживать на грани возможности восприятия. Именно здесь для духовного искателя может открыться дверь, ведущая на следующую ступень познания духовной реальности.