ЦЕЛИ ДУХОВНОЙ РАБОТЫ

В реальности нашего мира проявлены две закономерности, характерные для всех видов человеческой деятельности. Любое направление человеческих усилий направлено на образование сложного и гармоничного завершенного целого, состоящего из определенного количества звеньев, которые в дальнейшем, в процессе человеческой деятельности сливаются в более или менее гармоничном единстве. Всякая человеческая деятельность ведет в конечном счете к построению форм, которые могут быть как материальные, так и формы идей, принципов и т. п. При этом любая истина, любая деятельность, заключенная в слишком жесткую форму, неизбежно устаревает и если не полностью, то в значительной степени утрачивает свою ценность. Такого рода формы должны все время обновляться, что является необходимым условием их физического бессмертия. Мы живем в эпоху, когда весь мир претерпевает муки нового рождения, когда все виды человеческой деятельности, содержащие в себе хоть какую-то практическую ценность, проходят через величайшие испытания, чтобы получить возможность нового рождения. Современный мир похож на гигантский котёл, в котором все кипит, перемешивается, разлагается на отдельные элементы, опробуется в самых разнообразных условиях и сочетаниях, чтобы или прийти к окончательному распаду и послужить исходным материалом для новых форм, или, преобразившись, восстать в новых условиях. Все происходящее в современном человечестве необходимо, чтобы в будущем преобразовать человечество и повести его  внутрь – в неизмеримые глубины, и ввысь — к необозримым высотам его собственного существа.

Вся проявленная на Земле жизнь, если мы отстранимся от её внешних проявлений – предстает как непрерывное усилие Природы, пытающейся постепенно проявить заложенное в ней совершенство и достичь единства со своей божественной реальностью. В человеке, она впервые реализует способность к самоосознанию и целенаправленной деятельности, которые позволяют быстрее и эффективнее достичь этой великой цели. Духовная практика позволяет сжать эволюцию человека до пределов одной жизни, нескольких лет или даже нескольких месяцев земного существования.

Любой из методов внутренней духовной работы, представляет собой особый психологический процесс, в основе которого лежит вполне определенная истина Природы, и который направлен на раскрытие всегда присутствующих в нас в скрытом виде возможностей.

И также, как успешность человека в материальном мире грозит похоронить его естественную жизнь приобретением новых возможностей ценой дальнейшего его порабощения, так же и увлеченность духовной работы может иметь свои недостатки. Человек, идущий духовным путем, стремящийся удалиться от жизни общества, рискует утратить контроль над своей внешней жизнью. он стремится к духовному совершенству, жертвуя своей внешней деятельностью. Он предполагает получить внутреннюю свободу – ценой смерти для внешнего мира. Обретая Бога, он утрачивает землю, но в то же время, стремясь быть успешным во внешнем мире, он может утратить Бога. Вот почему среди многих людей существует убеждение о несовместимости жизни в миру и духовного развития или совершенствования. В действительности, такого разделения не должно быть. В истинно духовной работе всегда существует единство и гармония между стремлением к внутренней жизни и успешности во внешнем мире. 

В современном мире, если человек вступает на путь внутреннего совершенствования, то его обычно считают исключенным из традиционного человеческого общества. Подобного рода представления привели к тому, что бегство от жизни стало считаться необходимым условием духовной работы, и даже главной целью духовного искателя.

Необходимо помнить, что никакую духовную работу нельзя считать удовлетворительной, если она не ставит своей целью восстановление единства Бога и Природы, активное утверждение гармонии между нашими внутренними и внешними действиями и переживаниями в стремлении достичь и в том и в другом божественного совершенства и полноты. Это утверждение верно, потому что человек является той формой выражения и символом высшего Бытия, низошедшего в материальный мир, в котором низшее получает возможность преобразить себя и обрести природу высшего, а высшее — проявить себя в формах низшего. Уход от жизни, которая дана человеку, не может являться условием и целью его духовных стремлений, он может рассматриваться лишь как временная мера, необходимая в определенных обстоятельствах, или же как особая миссия, возложенная на отдельных людей и требующая от них максимального сосредоточения усилий для того, чтобы подготовить новый более великий этап в развитии всего человечества. Истинная цель духовной работы, может быть полностью реализована только в том случае, если сознательные духовные усилия в человеке будут, подобны подсознательному духовному процессу в Природе, и неотделимы в своем внешнем проявлении от самой жизни.