Воля – это проявление организованного, направленного намерения, которая используется для его реализации. Волю можно сравнить с берегами, определяющими направление русла реки намерения. Но воля может проявлять себя и в динамике, намерения. И, поэтому, волю можно сравнить не только с берегами реки, которые не позволяют её потоку отклоняться, но и с самим движением потока, поддерживаемым энергией воли. И в то же время воля в других обстоятельствах может быть сравнима с плотиной, препятствующей движению реки. Воля в максимальном её выражении является верой, тотально захватившей человека, которая может двигать горы. Но воля никогда не проявляет себя изолированно от намерения, иначе она была бы слепа. Вместе с волей всегда следует часть намерения, в которой содержится состояние готовности к проявлению определённого фрагмента намерения. Состояние готовности характеризуется тем, что в нём детально сформирована структура очередной части проявления намерения. А воля даёт свою энергию последовательности проявления состояния готовности под контролем намерения. Таким образом, состояние готовности – это только фрагмент намерения, которому предстоит ближайшая реализация. И состоянию готовности характерна максимальная собранность человека в его сосредоточении, направленном на реализацию этого состояния, в котором принимают участие все части человеческого существа, необходимые для реализации намерения. Но при этом важна и энергия воли, так как она не только удерживает направленную активность намерения, но и влияет на структуру обстоятельств, которые должны быть созвучными соответствующему намерению. Мы должны знать, что наше намерение само по себе влияет на объекты и обстоятельства, на которые оно направлено. И эти влияния наиболее эффективны, когда в намерении они детализированы и однонаправлены. Обычно, при этом, происходит полное единство направленных волевых усилий намерения человека, и соответствующая этой направленности его структура.
Так как человек живет во внешнем материальном мире, то этот мир постоянно делает усилия, чтобы повернуть русло намерения человека, идущего духовным путём, к себе для этой цели он – внешний мир, использует человеческое эго. И для этого он создает всевозможные препятствия на пути к Божественной реализации. Этому есть прекрасный пример из "Одиссеи" Гомера. Помните тот эпизод, когда Одиссей на своем паруснике должен был проходить мимо острова сирен, привлекающих путешественников своим прекрасным пением, а потом пожирающих их. Море, по которому Одиссей шел на своем корабле – это пример окружающей нас материальной жизни. Корабль это Божественная сила намерения, которой он поручил себя, привязавшись к мачте. Его соратники – попутчики – это его желания, сирены – мирские соблазны. В этом эпизоде Одиссей полностью положился на Божественную волю и, не смотря на то, что его душа желаний рвалась навстречу этим соблазнам, его воля (веревки, которыми он был привязан к мачте) осталась непоколебимой. Когда человек находится на пути к Божественной Истине, то весь мир с его соблазнами ополчается против него, и сознание человека то и дело поворачивается в сторону этих соблазнов. Но каждый раз его воля вновь разворачивает его сознание в сторону духовной истины.
Но это совсем не значит, что идя духовным путём, человек отворачивается от мира. Правильнее будет сказать, что он стремится быть не захваченным им. А отражения соблазнов мира в нем самом служат ему опытом, показывающим его несовершенства и направление, в котором он должен делать усилия. Возможно, люди, избравшие для себя духовный путь, недостаточно осознают важность направленных усилий в своей работе, без которых не возможна трансформация сознания, создающая условия для следующего шага на внутреннем пути. Направленность усилий духовного искателя слагается из отвержения любых захваченностей и привязанностей к ценностям проявленного мира, и открытие себя нисходящему более высокому сознанию. Духовный искатель знает, что внешний мир может удерживать человека только за его несовершенства и только с его согласия. Здесь под несовершенствами человека понимается состояния его захваченности значимостями проявленного мира, которыми могут быть не только различные материальные ценности, но и идеи, стремления, различного рода информация, желания и ещё многое другое. Приятие или согласие человека с условиями внешней среды и её ценностями – это, значит, жить в созвучии с её принципами, не стремясь к противостоянию с ней.
Но, образ действительности, который воспринимается человеком как внешняя реальность, формируется во внутренних сферах человека и накладывается на источник вибраций реальности мира, придавая ему все известные человеку качества. Можно сказать, что человек не осознаёт реальность мира такой, какова она есть в действительности, но создаёт её внутри себя во всём её разнообразии на основе восприятия вибраций материального мира. Различные частоты вибраций, которыми заполнена реальность мира, во внутренних пространствах человека трансформируются во всевозможные образы с их качествами. Тогда воспринимаемая человеком реальность не является действительной, но иллюзорной. К тому же, у каждого человека эти иллюзии имеют свои индивидуальные особенности, а мы помним, что иллюзии – это искаженная реальность. Поэтому, действительную реальность мира человек не может воспринять такой, какова она есть на самом деле, так как она отражается в его внутреннем индивидуальном «кривом зеркале» восприятия.
В направленности воли духовного искателя есть еще одна особенность: человек, живущий интересами материального мира, никогда сам не встанет на духовный путь. Это связано с тем, что у человека, живущего обычной жизнью, нет такого выбора, как духовный путь. Он знает только то, что окружает его и его сознание полностью привязано к условиям материального мира. Для того, чтобы человек мог поступиться материальными ценностями, его сознание должно стать другим. Но нам понятно, что такое изменение сознания может произойти только изнутри. В действительности, предпочтения сознания и направленность воли духовного искателя зависят не только от внешних условий, а от состояния психического существа. По мере его созревания оно все в большей степени влияет на человеческое сознание, повышая его вибрации. И постепенно, вибрации внешнего мира и вибрации сознания перестают совпадать, и в связи с этим, у человека все в большей мере нарастает отстраненность от материального мира и «обесцвечивание» его ценностей. Одновременно с этим происходит изменение направления его воли, ведущей его на поиски реального смысла жизни. И можно еще добавить, что внешние условия, в которых ведется этот поиск, формируются так, что ищущий находит в мире то, что помогает ему подняться на первую ступень духовной работы. Если человек будет внимательным, то вскоре поймет, что его с самого начала жизни вела судьба, готовя к духовной работе. Она же формировала и его внешнюю жизнь, она находила ему учителей и даже тогда, когда он упорно сопротивлялся, привлекаемый соблазнами внешнего мира, она терпеливо делала все новые попытки, совершенствуя его сознание. И когда пришло время выбора между материальным и духовным путями, его истинное "Я" решительно повернуло его сознание в сторону духовности. Таким образом, когда мы говорим о человеческой воле, то должны иметь в виду, что она в определенное время становится инструментом Божественного намерения. И от человека, в действительности, во всем этом очень мало что зависит. Единственно, что человек в этом случае должен делать – это быть согласным с тем выбором, который ему предоставляет его истинное "Я". Но разумный духовный искатель, исследуя себя, может к своему удивлению, а может быть удовлетворению, обнаружить, что его согласие стать на сторону низшей или высшей природы уже заранее определено психическим существом. Зрелое психическое существо в такой степени перестраивает сознание человека, что он делает тот выбор, а согласие – это тоже выбор, который необходим для духовной работы.
Продолжая исследовать себя, духовный искатель начинает осознавать, одну из особенностей работы Психического существа, которая заключается в том, что оно периодически приближается к переднему плану сознания, поднимая уровень его вибраций, что приводит к повороту человека в сторону Божественной работы, а потом отступает и в это время низшая природа пытается вернуть власть над человеком в свои руки. Обычно, в это время человек забывает о необходимости духовной работы и его снова поглощают материальные заботы и интересы. Но затем, Психическое существо вновь выдвигается вперед, меняя направленность сознания человека, и он вновь тяготеет к духовной работе, сожалея о временном отступлении и захваченности соблазнами внешнего мира. В действительности, низшая природа при отходе психического существа, пыталась восстановить свои права на владение сознанием человека, а психическое существо отступало для того, чтобы позволить низшей природе вернуться. И она возвращается, цепляясь за несовершенные части сознания, которые соответствуют вибрациям низшей природы. И когда эти несовершенства благодаря низшей природе, проявляются, психическое существо вновь своими вибрациями овладевает сознанием человека, чтобы трансформировать эти несовершенства. В действительности, человек только пешка в руках сил низшей и высшей природы, которые реализуют через него себя в этом мире. Но он по своей духовой слепоте не замечает того, что во всем, что бы он ни делал, позади стоят силы, управляющие им. И, не ведая этого, он на каждом шагу своей жизни говорит: я хочу денег, я хочу власти, я хочу секса, это должно быть по моему, или же, я этого не хочу. Человеческому сознанию дана возможность осознавать силы, которые постоянно воздействуют на него и дана возможность выбора, на сторону каких сил он может стать. Но в настоящее время он еще слишком незрел и в связи с этим, слишком беспомощен. В конечном счёте, все, что делает человек под влиянием этих сил, присваивается человеческим эго, которое, не имея на это никаких оснований, но просто в силу своей природы, не может быть другим. Можно сказать, что эго и есть тот механизм, встроенный в человека низшей природой, который не только ослепляет его, но и отделяет его от высшей природы. Но эго можно рассматривать и как инструмент, как некую бездушную машину, которой управляет низшая природа, и без которой его просто нет. И человеческое сознание, не видя того, кто стоит позади эго и управляет им, винит человека в несовершенстве своей природы. Это похоже на животное, которое кусает потревожившую его палку, и не видит человека, который держит эту палку в своих руках. Следовательно, недостаточно того, что в связи с воздействием Психического существа человек начинает более отстраненно воспринимать материальный мир, более правильно оценивать его значимость, человек должен осознавать, что под маской эго на него воздействует низшая природа, через своих ментальных и витальных сущностей. Это они несут в себе те особенности, которые мы относим к проявлениям нашего эго.
Если человек принимает решение быть бдительным к влияниям низшей природы, то его усилий хватает только на тот период, пока низшая природа не навяжет его сознанию своих вибраций, и тогда человек просто забывает о намерении быть бдительным. Когда же высшая природа, воздействуя на его сознание, изменит его вибрации в свою сторону, то человек вновь вспоминает, что необходимо быть бдительным и начинает сожалеть о своем непостоянстве. Человеческая воля, действующая вместе с намерением, только тогда будет свободна выбирать направление приложения своих сил, когда она будет свободна от масок эго, чтобы видеть или осознавать силы как высшей, так и низшей природы – выбор возможен только тогда, когда нет захваченности. Но и в этом случае, когда у человека появляется возможность выбора, человек выбирает то, что соответствует его предпочтениям, соответствующим направлениям его судьбы.
На уровень вибраций сознания могут действовать не только неосознаваемые человеком силы. Человек может оказаться в такой ситуации, в которой он может быть невольным слушателем высокой духовной музыки или он будет воспринимать извне информацию, неопровержимую для его логического ума и несущую в себе элементы духовной направленности. Всё это может изменить состояние его сознания и он станет более восприимчивым к вибрациям высшей природы и сознание его повернется в сторону духовной работы. И если такого рода ситуации будут повторяться, то однажды этот человек может сказать, что он чувствует влечение к духовной работе. Но и здесь мы можем думать, что в эту ситуацию его вовлекло Психическое существо. Хотя подобного рода ситуации могут создавать и различного рода сущности, что они и делают постоянно. Начиная исподволь, незаметно они создают ситуации, которые вначале незначительно отличаются от исходных вибраций нашего сознания и поэтому остаются неосознанными. Постепенно возникают все новые и новые события, уводящие человеческое сознание все дальше в сторону материального мира и мы совершенно не замечаем, как оказываемся в ловушке из материальных ценностей. При этом, каждый раз, как только мы оказываемся в этой ловушке, мы перестаём быть сознательными и действуем автоматически. Более того, наше автоматическое восприятие реальности мира распространяется и на любые другие проявления окружающей человека реальности. Например, человек воспринимает различного рода идеи и информацию, какой бы они не были, как достоверную, если они оправдывают все его привязанности и зависимости от ценностей, из которых состоит мозаика проявленного мира.
Не следует думать, что в том случае, когда мы преодолели желание идти на поводу нашего эмоционального состояния и при этом были достаточно сознательны, что мы преодолели ту сущность, которая атаковала нас, стремясь вызвать в нас определенную эмоцию. Как только мы отвлечемся, потеряем бдительность, молниеносная атака этой сущности приведет к тому, что мы будем захвачены конфликтной ситуацией, которую создадим сами, а сущность получит ожидаемую ею порцию нашей энергии. И здесь иногда наша воля и наша бдительность могут оказаться недостаточными, потому что воля может быть проявлением нашей несознательности, проявляющая себя как упрямство, а бдительность – готовностью к эмоциональным реакциям.