Квантовая реальность, которая является источником всех проявлений Мироздания, если бы мы воспринимали её такой, какова она есть в действительности, то эта реальность нами воспринималась бы как пустота, да и мы сами были бы частью этой пустоты. По большому счёту это так и есть, так как соотношение ядра атома и орбиты электронов можно сравнить с мухой в центре собора, а орбиты электронов с куполом собора. Причём, «муха», с которой мы сравниваем ядро атома, была бы тяжелее собора. Все части атома имеют волновую природу. При этом электроны вращаются на своих орбитах со скоростью света, что на атомных уровнях равно триллионам оборотам вокруг ядра атома в секунду, в то же время частицы, входящие в состав ядра, вращаются вокруг себя, делая квадриллионы оборотов в секунду. Тогда существуют только энергетические поля и вихри всевозможных энергетических частиц-полей, которые при определённых сочетаниях образуют атомы, из которых и состоит всё сущее в Мироздании. Невидимые объекты, которые мы воспринимаем, существуют реально, и каждый из них во все стороны излучает вибрации определённого набора частот, попадающих в человеческие органы восприятия, где на их основе создаются соответствующие внутренние образы. Затем, эти образы накладываются на объекты внешнего мира, состоящие из энергетических полей и вихрей, и мы воспринимаем реальность мира, рождённую в наших головах, во всём её разнообразии.
Если внутри нас на основании вибраций, поступающих извне, не сформируется соответствующий образ, то и во внешнем мире мы будем воспринимать пустоту. Примером могут быть цветоаномалы, слепые и глухие люди. В ответ на внешние вибрации в их головах не формируются соответствующие объекты, в связи с этим, они не воспринимают то, что воспринимают другие люди. Таким образом, мир, во всём его качественном разнообразии, который мы воспринимаем при помощи органов чувств, формируется внутри нас и накладывается на волновую реальность Мироздания. Тогда, всё разнообразие проявлений окружающего нас мира – это только иллюзия, необходимая не только для возникновения и сохранения жизни, но и для эволюции сознания.
Наша память является основой нашей психологической и социальной личности. Мы помним наше прошлое, и используем опыт его в настоящем. Прилагая волю в настоящем, мы стремимся к предполагаемому будущему, и считаем, что знаем последовательность действий, которые для этого необходимы.
Каждое слово нашей речи, как в устной, так и в письменной форме сохраняется в нашей памяти, чтобы быть использованными при общении с другими людьми или же при получении необходимой для нас информации. Кстати, слова, которые мы употребляем как в устной, так и в письменной форме, становятся для нас понятными, если они формируют внутри нас соответствующие образы. Более того, любые наши действия во внешнем мире или же направленные на исследования нашего внутреннего мира становятся возможными, если в нашем внутреннем пространстве будет создан соответствующий динамический образ предстоящих действий или процессов. Таким образом, воспринимаемая реальность мира со всеми его значимостями, проявляется человеком, и наши способы взаимоотношений с окружающим нас миром, изначально существуют внутри нас. И для каждого человека иллюзорная (иллюзия – это искажённая реальность) реальность мира имеет свои особенности, так как все люди чем-то в своих возможностях и психологических особенностях отличаются друг от друга. То же самое необходимо сказать и о значимостях проявленного мира, ценность которых каждый человек переживает индивидуально. Например, для духовных искателей, материальные значимости, не имеют той материальной ценности, которая воспринимается обывателем.
Но внутренние образы возникают у человека и тогда, когда он слышит речь или читает какой-либо текст, или же «видит» какое-то изображение, например, на экране телевизора. И человек может осознать только то, что сформировалось или отразилось в его сознании в виде образа. Например, когда ваш собеседник рассказывает какую-нибудь интересную историю, то вы понимаете его только тогда, когда внутри вас возникают соответствующие зрительные и эмоциональные образы.
Внутренние образы становятся более яркими, когда вам одно и то же повторяют много раз, в различных вариантах. При повторении яркость внутренних образов возрастает, потому что каждый следующий повтор накладывается на след от предыдущих сообщений. При этом, внутренние повторы не должны быть буквальными, но они должны сохранять смысл того, что говорилось прежде. И чем ярче внутренний образ, например, каких-то положительных качеств человека, тем в большей мере слушатель доверяет ему. Таким способом можно из преступника сделать святого, а из святого – преступника. И на этом же построена ложь, в которой умалчивают о каком-то одном качестве человека, и преувеличивают другое, или же добавят третье качество, которого у человека никогда не было, и мы уже верим, что перед нами святой или преступник. И здесь для усиления эффекта используют повторение определённых утверждений, в незначительных вариантах. Для контраста, который может усилить нужный эффект, можно показать человека с противоположными качествами, и, перед нами готовый святой с нимбом вокруг головы. Хотя этот «святой», возможно, – ловкий преступник. Здесь я рассказал о некоторых приёмах внушения, что связано с таким психологическим качеством, как внушаемость. Рассмотрим это явление подробнее, так как оно имеет прямое отношение к человеческому общению. Очень важным является то, что слова создают в сознании человека такие же образы, как и при восприятии и проявлении человеком действительной реальности мира. А так как любые состояния переживаемые человеком, так же могут быть определены им в словах, то, следовательно, повторяя определённую последовательность слов, можно вызвать у человека и соответствующее состояние. Не напрасно говорят, что скажи человеку тысячу раз, что он осёл, и на тысяча первый раз он заорёт по-ослиному.
Внушаемость человека возрастает при обстоятельствах безысходности, выйти из которых человек сам не в состоянии. При этом у людей может повышаться доверие к лидерам, так как человек сам решить свои проблемы не может. Повышение внушаемости природой вложено в человека и при внезапных стихийных бедствиях, при которых человек в одиночку выжить не может, и надеется на помощь других людей. И наконец, внушаемость человека повышается в присутствии авторитетного для него лица, и даже тогда, когда авторитетный человек появляется на экране телевизора, или же о нём упоминает кто-то из присутствующих людей, и внушаемость человека всегда повышается, когда какого-то мнения придерживается большинство людей и присутствующие, которые прежде не имели о чём-то своего мнения, примут мнение окружающего большинства. Поэтому, при голосовании очень важно так подсчитать голоса, чтобы «за нужного» человека было подавляющее большинство голосов. И чем больше будет за «нужного человека» голосов, тем большим доверием он будет пользоваться у народа. Не напрасно однажды Сталин сказал: «В буржуазных странах не важно, как проголосовали, важно, как подсчитали»
В медицине и социальной психологии состояние внушаемости ассоциируются с гипнотическими фазами, и гипноз выделяется в самостоятельное состояние, в котором может находиться человек при определённых социальных обстоятельствах. В то же время различные фазы внушаемости рассматриваются как проявления гипноза. В медицине это состояние называют гипнозом от имени греческого бога сна – Гипнос. Но человек может находиться в гипнотическом состоянии и не спать, и выглядеть бодрствующим. И даже если мы спросим его, находится ли он в гипнотическом состоянии – он ответит отрицательно. О гипнотических состояниях я подробно описал в своей книге: «Гипноз и психология общения». Дело в том, что человек, будучи социальным существом, должен соответствовать определённым принципам иерархических взаимоотношений, без чего никакая социальная группа существовать не может. В любых человеческих сообществах, в процессе их формирования возникают состояния подчинённости или даже зависимости одних людей от других. Без этого не может быть гармоничным никакое социальное объединение. Конечно, здесь может последовать вопрос: а как же единство? Абсолютного единства, созвучия или гармонии не бывает и никогда не будет, даже если человек станет Гностическим существом, потому что полного единства с Божественным или с другими гностическими существами – не бывает в связи с тем, что люди – эволюционирующие существа, а для этого необходима «разность потенциалов». При полной гармонии нет никакой разности потенциалов. Стремление к полному единству человека, идущего духовным путём – это цель, духовно устремлённого человека, который вечно стремится к совершенству и никогда не достигает его, так как Божественный в своей эволюции всегда впереди всех эволюционирующих существ.
Даже стремление к чему-либо в проявленном мире, например, к единству с определенными знаниями и ещё с чем-либо или с кем-либо, может появиться в человеке, только тогда, когда он испытывает ментальный или витальный голод, что сравнимо с голодом физическим. Но этот «голод» так же никогда не удовлетворяется полностью, потому что возможности человека беспредельны, и удовлетворение и реализация одной возможности подготавливает к раскрытию возможности другой, которая так же будет вызывать в человеке состояние своеобразного «голода».
Общение человека с другими людьми, всегда создаёт атмосферу, адекватную отношениям, возникающим при общении с ними. Отношения не обязательно должны сопровождаться беседой или какими-то другими взаимодействиями. Ко всему, что известно человеку, у него есть определённое отношение, которое присутствует в нём, как атмосфера соответствующего эмоционального состояния. И если вы встретились с каким-то вашим знакомым человеком, то в нём на передний план выйдет отношение к вам, а у вас – к нему. Отношение человека к кому или к чему бы то ни было – это внутренняя атмосфера человека, во многом определяющая направление его активности. Взаимоотношения складываются из эмоциональных состояний общающихся людей друг с другом. Дело в том, что все объекты окружающего нас мира имеют свою ауру сознания, которая, независимо от того, являются эти объекты живыми или неживыми, определённым образом реагирует на внимание человека, которое, как мы знаем, является функцией сознания. И если человек освободит свой ум от всевозможных мыслей, чтобы он не мешал осознанию реальности, то он поймёт, что пещеры, реки, родники, валуны, которые остались со времён последнего ледникового периода, заброшенные здания и оставленные храмы, деревья – имеют своё индивидуальное сознание. В тишине ума вы осознаете, что эти объекты, когда вы приближаетесь к ним, «вопросительно смотрят на вас», как бы пытаясь понять, кто вы такой. Тем более в тишине ума можно осознать отношение к вам различных форм жизни – от растений до животных. Описаны очень близкие отношения между растением и человеком. этим растением была молодая берёзка, которая засохла, когда человека, посадившего её и ухаживавшего за ней, убили на фронте во время Великой Отечественной войны.
У автора этой работы однажды было неожиданное для него осознание наблюдения за ним неживого объекта. Этим объектом был Тройцкий собор в СПб, который после освобождения его от строительных материалов, хранящихся в нём ещё с советских времён, был пустым. Я зашёл в его гулкую пустоту и остановился в его центре под куполом. И если от дверей, ведущих в храм, и до его центра под куполом, пространство было заполнено тихим шорохом эхо, отражающем каждое моё движение, то в центре храма наступила тишина, в которой было слышно моё дыхание. Я вслушивался в молчание храма, и неожиданно для себя осознал, что в этом пустом храме я не один. На меня кто-то внимательно смотрел, словно хотел спросить: кто я такой? Это восприятие для меня было интересным, и я решил определить, где находится тот, который на меня смотрит. К моему удивлению на меня сверху «смотрел» Храм, в котором за многие годы своего существования сформировалась индивидуальность, вернее, её сформировали люди, посещавшие храм. Тут я подумал и о намоленых иконах, и святых мощах, и даже вспомнил про храм зуба Будды в Шри-Ланка.
Но очень редко отношения между человеком и кем-то ещё бывают гармоничными, потому что люди изолировали себя от стремления к гармонии взаимных отношений, которые возможны только в единстве человека с окружающей реальностью, а не противостоянию человека и внешнего мира. Даже в тех редких случаях, когда мы наблюдаем гармонию отношений между людьми, то эта гармония почти никогда не бывает полной, потому что для нас более важным является не единство при общении, но значимость нас самих. Наиболее неустойчивой бывает гармония физических отношений, потому что человек во всём жаждет разнообразия, что можно сравнить с пищевыми предпочтениями.
При гармонии отношений между людьми должно быть равновесие, в котором ни один из взаимодействующих друг с другом людей не стремится преобладать над другим, даже в незначительных деталях. Это становится возможным, если люди в своих взаимоотношениях стоят на позиции служения, которые только тогда бывают истинными, если сопровождаются состраданием. Позиция служения, сопровождающаяся состраданием, возможна только тогда, когда человек понимает и принимает другого человека, с которым он общается, таким, каков он есть. При этом, позиция служения, для человека, идущего духовным путём, возможна только тогда, когда он внимателен к своему собеседнику, не зависимо от того что и как он говорит, потому, что способ его отношений, при общении, отражает его внутреннюю суть. Человек, идущий духовным путём, понимает это и не спешит делать своему собеседнику замечания, с целью его воспитания, даже тогда, когда, кажется, это необходимо. Но можно упомянуть о своей позиции, и при этом обязательно раскрыть, почему вы имеете такую позицию. И ещё два слова о сострадании. Это чувство не является жалостью, так как жалость делает того, которого жалеют, более слабым, а жалеющего социально более значимым. Это очень похоже на эффект обвинения, при котором обвиняемый становится более слабым, чем был до обвинения, а обвинитель себя осознаёт социально более значимым.