Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

«ИССЛЕДУЙТЕ СЕБЯ БЕСПОЩАДНО»

Петр Зорин

 

Шри Ауробиндо писал, что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в природе, в результате предшествующей инволюции. Поэтапно, восходя от камня к растению, от растения к животному, и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, «Божественного» вида, который будет превосходить человека в гораздо большей степени, чем тот превосходит животное. Человек – лишь переходное ментальное существо, предназначение которого – достичь более высокого, «супраментального» уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив всё своё существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины

Шри Ауробиндо однажды сказал: «Исследуйте себя беспощадно». Исследовать себя – это путь самопознания. Беспощадно – это не утаивая от взора своего внимания ничего и не жалея для этих исследований своего времени. Древние риши (мудрецы) обнаружили, что за внешней оболочкой физического человека есть сокровенное «Я», Внутреннее существо, открыть и познать которое есть наивысшая задача человека. «Познай себя» таково было их великое наставление. Они обнаружили Истину, Реальность за внешними проявлениями Мироздания и её раскрытие, следование ей  стало их величайшей устремлённостью. Говоря о жертвоприношении на духовном пути, они утверждали, что нужно принести в жертву самого себя, освободившись от всех зависимостей и привязанностей к значимостям проявленного мира. И в то же время, они имели в виду полную отдачу себя в руки Божественного, все свои стремления, все привязанности и все свои дела, чтобы богатства Божественной Истины могли войти в нашу жизнь и стать элементами нашего внутреннего рождения в Истине

 Можно сказать, что каждый человек имеет потенциальные связи со всеми бесчисленными вселенными Мироздания, но только некоторые из этих связей, соответствующие потребностям человека, открыты. Поэтому, сознание каждого человека имеет свой индивидуальный набор вибраций и свои индивидуальные психологические и социальные особенности личности. Существуют планы сознания физические, витальные, ментальные и духовные, но между ними нет чёткого разделения. На физических планах сознания представлены и витальные, ментальные и духовные планы, но в наибольшей степени представлены физические планы и наименьшей степени – духовные планы сознания. На витальных планах так же представлены в наибольшей степени витальные планы, затем идут физические, ментальные и в наименьшей степени представлены духовные планы сознания. На ментальных планах сознания в наибольшей степени представлены ментальные планы, следующими идут смежные с ними, но более низкие по частоте вибраций – витальные, затем следуют духовные планы сознания. Каждый человек, кроме открытых в нём возможностях, соответствующих уровню его сознания, содержит в себе бесконечную череду возможностей закрытых, которые при определённых условиях могут раскрыться на две противоположности. Каждая из возможностей, находящихся в закрытом состоянии – нейтральна, но, открывшись, предлагает человеку пути, ведущие к двум планам реальности Мироздания, противоположным по знаку планам сознания. В действительности, между открывшимися двумя планами сознания имеется один путь, соединяющий их, и человек волен выбирать тот из них, который для него в это время является более предпочтительным, т.е. более созвучен ему. Но тут, конечно же, может возникнуть вопрос, что заставляет человека приближаться к той или иной возможности? Дело в том, что все возможности человека излучают в его внутреннее пространство вибрации, соответствующие тем планам сознания, которые находятся позади них. Можно сказать, что возможности – это не только двери, ведущие к пути, соединяющем два, противоположных по знаку, плана сознания, но и витрины этих планов. Человек в своей жизни «движется» к той возможности, которая более созвучна ему. Это созвучие может быть как с вибрациями более, так и менее высоких планов сознания.  И когда он приближается к соответствующей возможности, то его индивидуальное созвучие с возможностью усиливается, и в ответ на это возможность раскрывается, и он оказывается на тропе, соединяющей два противоположных плана сознания. При этом, человек оказывается ближе к тому плану сознания, который изначально, до открытия возможности, был в большей степени созвучен ему, и который соответственно открыл ему возможность. И это, в дальнейшем, когда он будет находиться на тропе, и возникнет необходимость выбора, в каком направлении идти дальше, вызовет в нём  соответствующее предпочтение. Шри Ауробиндо говорил о том, что работа человека на духовном пути должна быть тщательной и последовательной, то есть, на внутреннем пути нельзя подниматься на следующую ступень, не завершив предыдущую. И, действительно, следующую возможность человек встретит на пути после предыдущей открывшейся возможности.

Мы уже говорили о том, что у каждого человека свой набор активных субличностей. В действительности, субличности и возможности это одно и то же. Тогда, в процессе внутренней работы на пути восхождения к бесконечному Божественному совершенству, происходит не только раскрытие новых возможностей, что соответствует появлению новых субличностей, но и изменение психологической и социальной личностей человека. Мать – соратница Шри Ауробиндо, говорила, что человечество живёт в сумеречном мире, т.е., в средней части планов сознания Низшей полусферы миров, если считать низшие миры ночи и страданий, а верхние миры Верховного разума, мирами света и радости. Тогда обыватели, которых большинство среди человечества, занимают среднюю часть планов сознания Низшей полусферы; люди, избравшие духовный путь, занимают места выше тех, которые заняты обывателями, а те, немногие, которые ненасытно стремятся к богатству и власти и служат богу денег, занимают места ниже среднего положения в мирах Низшей полусферы, так как многие человеческие качества они утратили на путях служения своему богу.    

Исследуя свой внутренний мир, человек может  открыть у себя своё истинное «Я». Любое исследование своих состояний – есть медитация. Нельзя исследовать свои внутренние состояния, если внутреннее внимание не сосредоточенно полностью на них. При полном сосредоточении внутреннего внимания  человек ясно осознаёт не только эмоциональную составляющую исследуемых состояний, но и одновременно с этим происходит зрительное восприятие исследуемого. И, человек может осознавать не только цвет эмоций, но и образы, которые являются источниками исследуемых эмоциональных состояний. Ниже приведу пример медитации, в которой исследовалось состояние покоя, и при этом, медитирующий стремился осознать его источник. Медитация – это активное состояние, имеющее определённую направленность, и ничто не должно отвлекать человека от намерения – достичь источника максимального внутреннего покоя. Для этого необходимо сесть в удобную позу, закрыть глаза, руки должны быть на коленях, вложенные одна в другую. Голова не опущенная, глаза закрыты. Оптимальным состоянием для любой медитации является состояние погружённости внимания во внутреннее пространство. Для этого, обычно требуется некоторое время, так как привычный внешний мир, стремится вернуть внимание человека в естественные внешние обстоятельства. Необходимо настойчиво возвращать внимание во внутреннее пространство до тех пор, пока внутреннее внимание не станет устойчивым. Но вниманию всегда требуется объект, на который оно должно быть направлено. Таким объектом для медитирующего, в нашем случае, может быть состояние всё возрастающего покоя. Мы уже говорили прежде, что внимание – это функция сознания, и оно одновременно является каналом, по которому намерение течёт в направлении определённого объекта, а информация от осознаваемого объекта к человеку. При этом, намерение может содержать в себе не только стремление человека получить информацию об исследуемом объекте, но и повлиять на него, например, погасить его эмоциональную напряжённость, или, как в этом примере – создать максимально выраженное состояние покоя.

Внешнее внимание отличается от внимания внутреннего тем, что оно сфокусировано в «точке» ясного видения, и менее чётко воспринимаемая периферия. В то же время, внутреннее внимание расфокусировано, как это происходит, когда свет проходит через двояковогнутую линзу. Но, обратите внимание, у двояковогнутой линзы нет точки ясного видения и несколько нечёткой периферии. Тогда, всё поле внутреннего внимания воспринимается одинаково чётко. А теперь вспомним слова Шри Ауробиндо, который говорил, что надо «жить изнутри», т.е. воспринимать реальность мира изнутри. Следовательно, восприятие реальности мира «изнутри» позволяет человеку осознавать мир более чётко и понимать происходящие события более правильно.

Для того, чтобы создать внутри себя состояние максимального покоя необходимо, чтобы ваше внимание было максимально неподвижным. Каким будет ваше внимание, таким будет и внутреннее состояние. Состояние покоя имеет бесконечное число ступеней и на первых медитациях человеку удаётся подняться только на несколько ступеней. Это происходит следующим образом. В самом начале медитации человек волевым усилием удерживает состояние покоя до тех пор, пока оно не станет естественным и человеку уже ни каких усилий делать уже не нужно. В этот период человек осознаёт, что он находится на краю пространства, заполненного покоем, а где-то в центре этого пространства находится ещё более глубокий покой. Чтобы достичь этого более глубокого покоя, необходимо не спеша перемещаться в этом направлении. Я сказал «не спеша» потому, что точно, где находится центр невозможно заранее определить, но достигнув его, человек тотчас же осознает, что он находится в центре более глубокого покоя, чем прежде. При этом необходимо прилагать некоторые усилия, чтобы сохранить осознание более глубокого покоя до тех пор, пока для его удержания не будут необходимы усилия. Таким образом, человек поднялся на следующую более высокую ступень покоя, что соответствует более высокому плану сознания. Точно так же следует восходить на третью и даже четвёртую ступень. Подниматься можно до тех пор, пока удерживать покой волевыми усилиями не будет необходимости. Источником покоя является наше Психическое существо, и в моём случае при восхождении на очередную ступень покоя, я оказался в огромном круглом зале, в центре которого находился трон, на котором сидел золотой юноша. Я тогда знал, что это моё Психическое существо. В этом зале было множество дверей, и я сейчас знаю, что это планы сознания доступные моему восприятию.

У каждого человека есть такие части его личности, которые, при самоисследовании, человек тщательно обходит. Чаще всего этим «секретом» является какое-либо проявление эго, но могут быть и другие качества его социальной или психологической личности, которые человеком скрываются ненамеренно. Поэтому, в период исследования самого себя, человек должен быть особенно внимательным к проявлениям в себе всевозможных состояний в те периоды своей жизни, когда он общается с другими людьми или же относится к какой-либо категории людей, или к событиям внешнего мира. Но чаще всего, человек при самоисследовании обходит «не замечая» некоторые неприглядные качества своей психологической личности. Но всё делается с какой-либо целью, даже то, что человек делает несознательно. Поэтому должна быть причина подобного рода самоисследования. С какой целью человек должен делать это? Если самоисследование самого себя делается ради максимально полного познания самого себя, то это ничего не меняет.  преступник тоже может знать о себе очень многое, как о преступнике, но это ничего в нём менять не будет до тех пор, пока он не придёт к намерению изменить себя. Намерение человека изменить себя – это очень важная возможность, которая может стать началом поворота его судьбы.

 

Опубликовано