Полная свобода – это иллюзия. Если бы человек однажды стал свободным от внешних обстоятельств, то он не был бы свободен от своих желаний, стремлений и побуждений. Если бы человек попытался освободиться от всех своих инстинктов, то он бы умер в течение немногих минут, так как дыхание – это одно из проявлений инстинкта жизни. Человек и любые другие формы жизни – это открытые системы и жизнь для них возможна только тогда, когда они взаимодействуют с внешней реальностью. Но тогда какой смысл в свободе, к которой в различные периоды своей жизни стремятся люди? Люди стремятся иметь свободу от того, что создаёт нежелательные для них проблемы. И в то же время, для человека, идущего духовным путём, проблемы являются одними из средств его духовной работы. При этом, он не стремиться освободиться от проблем, но вначале пытается понять их причины и цели.
Добро и зло различными людьми воспринимаются не одинаково и суждение об этих противоположностях – индивидуально. Так, богатства, которыми владеет человек, он оценивает как добро, но утрата этого богатства им расценивается как зло. Разделение людей на богатых и бедных связано с присвоением материальных благ одними и обнищанием других, которые считают такое перераспределение материальных благ несправедливостью и злом. Все люди на Земле стремятся в своих усилиях от зла к добру. Как будто бы у всех цели одинаковые. Но в действительности, одинаковыми являются только слова, которые, в конечном счёте, могут содержать в себе индивидуальный смысл. И это касается принципов жизни не только обывателей, для которых все ценности сосредоточены в значимостях этого мира, но и духовных искателях. Для искателей усилия в работе со всевозможными соблазнами и проблемами является добром, так как ведут к необходимому опыту на духовном пути, а сдача им – злом.
Каждый ли человек может эволюционировать за пределы проявленного мира к бесконечному Божественному совершенству? Здесь имеется в виду два этапа эволюции сознания. Первый этап эволюции сознания связан с присоединением человека к значимостям проявленного мира. Под значимостями понимаются все реальные объекты мира и информация о них и событиях, происходящих во внешнем мире, и свои собственные состояния и намерения, доступные восприятию человека. Внешний мир и информация, воздействующие на обывателя, постепенно формируют в нём созвучие с ними, что делает обывателя зависимым от всех проявлений внешнего мира. И, кроме того, инстинкты человека-обывателя и его эго могут быть реализованы только в определённых условиях внешнего мира. При этом, человек чувствует необходимость взаимодействий с внешней реальностью мира, которая представлена на Земле Низшей природой, управляющей его эмоциональной сферой. Начало второго этапа эволюции сознания человека, становится возможным только тогда, когда Божественная душа в нём – Психическое существо, достигнет состояния достаточной зрелости, благодаря чему, человек постепенно трансформируется из одномерного неэволюционирующего существа – в двумерное эволюционирующее существо. На самом деле человек – многомерное существо, но его многомерность проявляется в определённой последовательности, в связи с тем, что каждая субличность человека одномерна, т.е. сознание каждой из них функционирует на какой-то одной частоте вибраций сознания, что сравнимо с всевозможными неэволюционирующими сущностями, обитающими на соответствующих планах сознания Низшей полусферы. Но, если у обитателей планов сознания Низшей полусферы только одна частота вибраций сознания, соответствующая тем планам, на котором они существуют, то у человека спектр субличностей, соответствует количеству всех планов сознания Низшей полусферы. И к этому следует добавить, что у людей количество активных субличностей не одинаково, от чего зависит не только уровень их сознания, но и широта их интересов. Из всего этого можно сделать выводы: для человека предпочтительными могут быть только те интересы, которые соответствуют определённым активным субличностям. Широта его интересов связана с количеством активных субличностей. У некоторых людей из множества потенциальных субличностей могут быть активными только некоторые из них, что определяет и круг интересов этих людей, и глубину понимания познанного. Их внутренний мир можно сравнить с пустыней с редкой и чахлой растительностью и бедным животным миром. Но при этом, они не стремятся что-либо изменить, так как никакого другого внутреннего мира у них от рождения небыло, это одна из причин, почему они чувствуют себя самодостаточными. К этой же категории людей относятся и сверхбогатые люди и те которые стремятся к беспредельной власти. Все интересы этих людей вращаются вокруг их основной ненасытной страсти, и проявлениях всё возрастающего эго.
У подавляющего большинства духовных искателей часть их жизни, в течение которой они жили жизнью обывателя, осталась в прошлом. И эта часть может быть значительной, так как не мало людей, вступают на духовный путь уже в преклонном возрасте. Но мы с вами помним слова Шри Ауробиндо, который однажды сказал: «вся жизнь есть йога». Невозможно, чтобы человек, идущий духовным путём, «брал для себя «выходные», в период которых он мог бы «отдохнуть» от постоянной устремлённости к Божественному совершенству, или же осознавал в себе различные эмоциональные состояния, не имея намерения нейтрализовать их, и не дать им возможности реализовать себя. Но особенно важной частью внутренней работы является осознание различных событий своего прошлого, понимание их значения в своей судьбе и оценка их с позиции Интегральной йоги. Мы однажды в беседах говорили о том, что весь проявленный мир в своей основе имеет волновую природу. И нет в этой волновой основе Мироздания ни прошлого, ни будущего, есть только нескончаемое настоящее. Этот волновой (квантовый) мир, состоящий из энергии, которая является носителем сознания, не подчиняется законам проявленного мира, и теория относительности Эйнштейна не имеет никакого отношения к квантовому миру. Например, в проявленном мире скорость света в вакууме равна триста тысяч километров в секунду, в то же время скорости в волновой (квантовой) реальности мироздания – мгновенны, так как этот уровень реальности Мироздания основан на принципах нелокальности. Тогда прошлое человека, его настоящее и будущее на квантовом уровне существуют одновременно. И не должно быть так, чтобы какая-то часть человека, живущая в настоящем проявленного мира, шла по пути к Божественному совершенству, и, соответственно, трансформировалась, а другая его часть, которую человек называет своим прошлым, со всеми её несовершенствами, оставалась неизменной. Необходимо изменить значения прошлых событий. Толтеки это называют перепросмотром, но в духовной практике только одних воспоминаний событий, происходивших в прошлом – недостаточно, необходима оценка этих событий. Внимание человека является функцией его сознания. По каналу внимания в сторону объекта, на который оно направлено, течёт поток намерения человека, идущего духовным путём, что меняет значение (оценку) происходивших в прошлом событий и приводит в соответствие прошлое человека с его настоящим. Мы знаем, что любые события прошлого ведут человека к его настоящему, но если духовный искатель осознает эти события, которые в прошлом были неосознанны, то этим самым, он сделает своё прошлое созвучным настоящему. Нужно помнить, что степень осознания зависит от уровня сознания духовного искателя. В том случае, когда события прошлого для духовного искателя остаются неосознанными, человек не может быть достаточно эффективным на духовном пути в настоящем, потому что частота вибраций сознания в прошлом и настоящее даже близко могут не совпадать. Любая часть человека, на которой сосредоточено его сознание постепенно приобретает частоту вибраций сосредоточенного на нём внимания (мы помним, что внимание является функцией сознания).
Любая работа на своём начальном этапе имеет намерение. Намерение – это план и это макет предстоящих действий. Намерение содержит в себе все необходимые средства для своей реализации и в первую очередь это направленная воля, без которой никакая реализация невозможна. Во-вторых, нам следует знать проявления тех состояний, на которые должно быть направлено наше намерение. Для примера возьмём эго, основным проявлением которого в человеке является значимость. Эго в человеке проявляет себя в стремлении быть принятым другими людьми, нравиться им, быть всегда правым, контролировать других и в то же время быть от них независимым. Контроль – это всегда власть. Вначале мелкая, незначительная и проявляться она может по-разному. Например, контролировать больного человека всегда проще, чем иметь контроль над человеком здоровым. С одной стороны, контроль над состоянием больного человека, часто бывает необходим, но когда этот контроль продолжается и над человеком, который уже чувствует себя здоровым, то это происходит тогда, когда контроль за больным был чрезмерным, так как к обычному состраданию добавилось стремление эго проявлять свою власть. Эго – это социальный паразит, занявший место действительной личности человека и управляющее им. Человек, попавший под власть эго, становится послушным исполнителем его воли, считая все реакции эго своими реакциями, все стремления эго к власти, своими стремлениями, направленными на благо других людей, но в дальнейшем всё это трансформируется в своё собственное благо. Эго никогда не бывает в чём-то виновато, оно всегда право, и защищаясь, оно нападает – кто не ошибается, а ты на себя посмотри, все так делают и т.п. Мать – Мирра Ришар (Альфаса), говоря о реакциях эго, сказала «а почему бы не быть виноватым». Быть значимым – это ещё и быть нужным, и когда к такому человеку обращаются за помощью, он не отказывается, но помогает так, чтобы это знали или видели другие. Всё, что делает человек под управлением эго, имеет одну цель – психологическую или социальную выгоду для себя. И это ещё далеко не всё. Гордыня, стяжательство, самоуничижение, самовозвеличивание и др. – всё это проявления эго. Оно изобретательно, находчиво, «непотопляемо», стремится быть особенным, даже со знаком минус. Например, человек заявляет, что он фруктоед, а когда ему надоедают, такого рода заявления он начинает утверждать, что живёт на плоской земле и всячески стремиться убедить других людей, что Земля не шар, а плоский диск. Есть такая пословица: «на миру и смерть красна» – это тоже об эго. Но эго подчиняет своей воле не только отдельного человека, оно может подчинить себе и целый народ. И за примером далеко ходить не надо. На наших глазах развёртывается трагедия на Украине, для создания которой было использовано национальное эго. В этой трагедии было использовано стремление эго к исключительности. Обратите внимание на то, что эго пронизало все сферы человеческой жизни, и нет ни одного преступления, в котором не было бы замешано сатанинское эго. Когда Сатана, искушая Иисуса Христа, сказал, что ему дана власть над этим миром, то средством, при помощи которого Сатана проявляет свою власть, является эго. Это его великое космическое тело расположилось в мирах Низшей полусферы и обосновалось на Земле в людях. Для того, чтобы для человека стало возможным восхождение по планам сознания к бесконечному Божественному совершенству, необходимо освободиться от резидента Сатаны в нас, приковавшем человечество к значимостям проявленного мира. освобождение от эго является прямым путём ведущим к просветлению человека.
Но и это ещё только начало. Шри Ауробиндо говорил, что на духовном пути необходимо не только освобождение от эго, что ведёт к просветлению, когда Психическое существо выходит на передний план, но и стать единым с Божественным Дживой. Это событие Шри Ауробиндо назвал вторым просветлением. Джива – это индивидуальный дух, поддерживающий человека в его эволюции от рождения к рождению. Полное название, которое получает Джива, войдя в человеческое существо – Дживатма – это «Божественное, воплощённое в мире, как индивидуальное Высшее «Я» или дух сотворённого существа. Дживатма не изменяется и не развивается и суть его всегда находится выше индивидуального существа. Но Дживатма имеет эволюционирующую часть, которая представлена развивающимся Психическим существом, которое мы осознаём позади сердца. Психическое существо – это индивидуальная душа, которая поддерживает ментальную, витальную физическую и психическую эволюцию человека. Дживатма(н) в человеческом существе создаёт Центральное существо с его Истинным ментальным, Истинным витальным и Истинным физическим. Вечный неизменный Дживатма, связанный с воплощённой личностью, контролирующий индивидуальное существо, – человека в его развитии, но находящийся выше неё. Он является одновременно и Универсальным трансцендентным существом и как личность, воспринимающая Бога источником своего происхождения. Дживатма принадлежит к истинному сознанию Божественного и навсегда связан с ним. Духовный искатель осознаёт Дживатму, как дух, индивидуальное Высшее «Я», стоящее над человеческой индивидуальной природой. В человеческом существе эта часть называется Центральным существом, которое находится в состоянии покоя, не затрагиваемое никакими проблемами природы, но поддерживает естественный процесс эволюции человека. Психическое существо является частью Дживатмы и исходит непосредственно от Божественного и находится в контакте с ним. Оно несёт в себе Божественные возможности, поддерживая разум, витал и физическое тело. Сознание Психического существа растёт по мере накопления Божественного опыта, и растёт, когда в человеке проявляется какая-либо активность более высокого порядка, при этом развивается его психическая индивидуальность.
Бог и Божественная Мать – это одно целое – это две грани величайшего космического явления, которые невозможно отделить друг от друга. Все наши предположения о сути космических сил, которых мы называем Богом и Божественной Матерью, являются только ничтожно малой частью знаний о реальности Мироздания. Наука пытается постичь реальность Мироздания и результаты кропотливого труда учёных были удивительны. Идеи о том, что в основе всего находятся продукты различных химических реакций оказались не состоятельными, так как последующие работы учёных физиков показали, что основой всего сущего в Мироздании является энергия. Люди и все другие формы жизни в своей основе имеют волновое поле энергии. Создатели квантовой физики пришли к выводу, что в реальности Мироздания не существует разделения на «Я» и «не Я», есть лишь одно бесконечное энергетическое поле сознания. До открытий, сделанных учёными-физиками, исследующими квантовый уровень реальности мира, реальность Мироздания состояла из беспредельного количества космических объектов, существующих отдельно друг от друга и наиболее отделёнными от всего сущего в Мироздании были люди, живущие на своей планете Земля, как островитяне, обитающие на заброшенном островке среди безбрежного океана Божественной реальности.
Прежде существовали различные теории о происхождении жизни и человека на Земле от библейских мифов до теории Дарвина, которая и сейчас всё ещё не потеряла своего значения. По этой теории жизнь на Земле возникла случайно и уже изначально развивалась по принципу выживания – Стать лучше, сильнее, чтобы выжить. Жизнь это не взаимодействие, а преодоление препятствий и стремление к победе. Другими словами, человек в этой системе предстаёт, как некий механизм, направленный на выживание. И эти принципы привели человека к глубокой изоляции от действительной реальности мира, и многие люди ищут спасения от разделённости и одиночества в религии, которая создаёт иллюзию относительного единства. В действительности, всё наше Мироздание это, практически, бескрайний океан энергии, в котором всё взаимосвязано и резонирует друг с другом. И те события, которые ведут к постоянной разделённости людей в нашем мире, являются необходимостью эволюции сознания. И разделяющее нас – людей, психологическое пространство, на «Я» и «не Я», на господ и рабов, чужих и своих и т.д. и т.п. – необходимо, чтобы мы могли осознать разделяющие нас различные состояния, даже если они выражены незначительно.