Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НАМЕРЕНИЕ И ВОЛЯ часть 1

Петр Зорин

 

Намерение – это путь и способ достижения цели, к которой стремиться человек для достижения какого-либо конкретного результата. И эта цель появляется у человека только тогда, когда в своём намерении он становится всё более созвучным ей, и тогда, прилагая направленное усилие воли, он раскрывает соответствующую цели возможность. Без участия воли всевозможные намерения человека – это маниловщина,  фантазии которой приводят к ещё большему ослаблению силы воли. Намерение каждого человека имеет адекватные инструменты, при помощи которых оно реализует себя – главным из них является человеческая воля. Назову только некоторые процессы и состояния, которые не могут быть реализованы без участия в них человеческой воли. Первое место среди них занимает человеческая память. Почему память? Потому что она делает человека человеком. Человек помнит слова, при помощи которых люди общаются друг с другом.  Он помнит название предметов, которыми окружает себя, их место и способы пользования ими. Он помнит близких и знакомых ему людей, предназначение различных мест в своей собственной квартире. Он помнит, как надо читать и писать. В нём активна не только механическая, но и смысловая память, поэтому, он может понять прочитанное, услышанное и происходящее вокруг него. Но, для того, чтобы память человека работала безотказно, необходимо достаточное количество энергии, чтобы удерживать все эти элементы в нужном месте и в нужном состоянии. И, кроме того, у человека должна быть в хорошем состоянии ассоциативная память, без чего невозможно будет понимание того, что происходит вокруг него, или о чём говорят или пишут люди. И, конечно же, очень важным средством является направленное внимание человека, которое без энергии воли не способно быть устойчивым.

Каждый, достаточно сознательный человек, при исследовании самого себя может обнаружить, что сосредоточение на какой-либо работе достаточно длительное время, однажды приводит к состоянию усталости. И совсем не обязательно, чтобы эта работа была физической, главное то, что она требует сосредоточения внимания. При недостатке энергии человек становится не только забывчивым, но и невнимательным, легко отвлекаемым, мелочным и эмоционально несдержанным. При недостаточном количестве энергии, человек, нередко, не может довести до конца какую-либо нужную работу. Затем это становится привычкой, и вокруг него скапливается куча незавершённых дел. Конечно, человек всё это видит и понимает, но чтобы изменить положение дел, у него не хватает энергии и он, не завершив начатое, оставляет его на потом, что, конечно же, приводит к значительному ослаблению воли. Дело в том, что достаточное количество энергии выделяется тем проявлениям намерения, которые используют её в максимальной степени. В тех же случаях, когда человек часто отвлекается, в связи с недисциплинированностью своего внимания, количество энергии, необходимый для сосредоточенности на какой-то важной работе, постоянно уменьшается, и тогда к недисциплинированности внимания добавляется ещё один фактор – недостаточное количество энергии, что делает внимание коротким, а производительность труда человека низкой. Короткое внимание не только снижает производительность труда человека, но и делает для него недоступными пониманию некоторых читаемых текстов и даже информации, которую он получает в беседах. В конечном счете, все эти психологические особенности человека в значительной степени связаны с недостаточным количество энергии. Но недостаточность внимания может быть связана и с тем, что на переднем плане может оказаться тамасичная часть человека. И причиной   могут быть внутренние или внешние обстоятельства, преодолеть которые человек был не в состоянии. Но, тем не менее, человек все эти состояния может осознать, что, в дальнейшем может стать для него очень ценным опытом на духовном пути.

В психологии известно, что интегральная личность человека состоит из многих субличностей, каждая из которых имеет свой уровень сознания и свои интересы. И каждый раз, когда человек оказывается в созвучных какой-либо субличности условиях, она выходит на передний план и, благодаря этому, человек остаётся адекватным в своём взаимодействии с постоянно меняющимися внешними условиями. Человек имеет ещё одну очень важную особенность: его интегральная психологическая часть личности имеет две основных грани. Одна из них развёрнута в сторону жизни и необходимой для этого внутренней собранности и активности – раджасическая часть; другая же – тамасическая часть, развёрнута в сторону пассивности и, соответственно, деградации, хаоса и смерти. На переднем плане в различных обстоятельствах, обычно, находится какая-то одна из них, которая и определяет степень активности субличностей. Пассивная грань личности человека проявляет себя в нежелании какой бы то ни было направленной активности, требующей собранности, и концентрированной воли. При этом, человек откладывает «на потом» ту деятельность, которую он прежде считал необходимой. И это – «потом» не отложено на какое-то конкретное время, а, вообще на какое-то неопределённое будущее. Человек, находящийся под влиянием тамасичной грани своей личности, не стремится к порядку вокруг себя, и даже, нередко, ему трудно заставить себя, проснувшись утром, почистить зубы и умыться.  Иногда человек, находясь в тамасичном состоянии, утром проснувшись, не спешит вставать с постели, пытаясь продлить удовольствие «ничегонеделания». Но, зато, находясь в таком состоянии, человек может с удовольствием смотреть различные телепередачи, или «перелистывать страницы» смартфона. Можно сказать, что тамасической грани человеческой личности нравятся удовольствия, в которых он только зритель, но не активный участник. В дальнейшем, даже привычные захваченности телевизионными передачами, или бездумное путешествие по страницам интернета, становятся привлекательными как наркотик, а чтение, в лучшем случае, ограничивается витальной литературой, а в худшем – пропадает интерес к чтению любой литературы, так как этот процесс требует некоторых усилий. И у человека остаётся интерес только к естественным надобностям и механическое восприятие сцен работающего телевизора.

Иисус Христос говорил, что «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его», но тогда все события в человеческой жизни, независимости от их важности, от самых незначительных и до наиболее значительных, уже определены Божественным намерением. И человек, в своих отношениях с внешним проявленным миром, точно запрограммированный робот, неуклонно следует программе заложенным в него Божественным намерением. Тогда, все поступки человека, какую бы они оценку не получали, совершаются по воле Бога. И все соблазны, под влиянием которых он находится, направлены на реализацию намерения Бога. Тогда, какую бы жизнь человек не вёл, в ней  он выполняет волю Бога. Судьба человека в таком случае, может быть сравнима с очень узкой тропинкой, огороженной с обеих сторон высоким каменным забором, за пределами которого тропинки судеб других людей. Высокий каменный забор – это изоляция человека от каких бы то ни было соблазнов, которые по своей направленности не совпадают с направлением Божественного намерения. Тогда не нужны никакие духовные учителя, так как мировоззрение человека, его желания, стремления и поступки будут соответствовать воле Бога. И тогда человеку совсем не обязательно быть сознательным и «исследовать себя беспощадно», так как внешний мир во всех своих малейших проявлениях соответствует намерению Бога. И о какой эволюции тогда может идти речь? У человека должна быть свобода выбора и согласие на те состояния, которые он переживает, и те обстоятельства, в которых он находится, только тогда он может однажды решить, как он должен поступить и каким путём он должен идти. Что такое быть согласным? Это положительная оценка человеком своих состояний и внешних обстоятельств, или происходящего в мире и др. Но слова, сказанные Иисусом Христом станут для нас понятными, если мы рассмотрим их с квантово-мистических позиций физической картины мира.

Во-первых, Все материальные тела, принадлежащие живым и не живым формам реальности мироздания, в своей основе имеют волновую природу. И если бы различные небесные тела не имели бы в своих системах восприятия, специальных структур, превращающих излучения различных объектов реальности мира, состоящих из волновой субстанции, в видимые объекты, то реальность Мироздания оставалась бы беспредельным, неподвижным океаном сознательной энергии, в котором никогда и ничего бы не происходило. Так как все тела Мироздания от ничтожно малых, например, кварков, до величайших, примером которых могут быть галактики, состоящие из сотен миллиардов звёзд, состоят из сознательной субстанции, то они не только воспринимают излучения всевозможных небесных тел, но и трансформируют внутри себя эти излучения в соответствующие образы. У автора этих строк был опыт восприятия неживым объектом реальности мира. Это был огромный валун, мимо которого я шёл. Неожиданно, я осознал, что воспринимаю реальность мира с позиции этого  валуна. В отличие от человека, у которого воспринимаемые объекты внешнего мира, вызывают не одинаковое отношение к ним, воспринимаемая валуном реальность мира была «пустой», так как у него не было никакого отношения к тому, что он воспринимал…

Мне однажды в 90-х годах прошлого столетия пришлось быть в гостях у знакомых в Риге. И там я стал свидетелем сеанса, в котором одна из гостей, экстрасенс, считывала информацию с обручальных колец, принадлежащих двум молодым женщинам. Первое кольцо, по словам экстрасенса, прежде принадлежало преклонного возраста женщине, которой в то время уже небыло в живых. Экстрасенс даже описала внешний вид этой пожилой женщины, что вызвало яркую эмоциональную реакцию владелицы этого кольца: – это моя мама! История второго кольца бы интереснее. Экстрасенс заявила, что это кольцо было куплено в ломбарде, и рассказала об обстоятельствах, в которых, это кольцо находилось в дальнейшем. Хозяйка кольца всё это подтвердила, начиная с ломбарда, в котором она действительно приобрела это кольцо. Отсюда можно понять Американских индейцев, которые говорили, что Солнце управляет многими событиями, происходящими на Земле. И об этом же пишет Чижевский в своей книге – «Земное эхо солнечных бурь». Кстати, Толтеки так же утверждали, что Земля имеет несколько уровней сознания, в соответствии с различными уровнями сознания различных форм жизни, обитающих на её поверхности. И, конечно же, Земля через стихийные  проявления, показывает своё отношение к разрушительной деятельности современного человечества. И здесь нельзя не остановиться на той части человечества, которая избрала для себя духовный путь. Выше мы уже говорили о словах Иисуса Христа, что «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его». И, можно подумать, что если всё действительно так, то никакая духовная работа человека, в такой реальности Мироздания – невозможна. У человека должна быть свобода выбора и согласие или несогласие с тем, что предлагают ему конкретные обстоятельства. Любые изменения направления усилий воли в духовной работе, возможны только с согласия духовного искателя.

Кроме череды всевозможных намерений, создаваемых и используемых человеком в своей повседневной  деятельности, которая может быть не только осознанна человеком, но и при необходимости изменена им, у каждого человека есть намерение его судьбы, которое не подвластно человеку, так как осознаётся им, как его собственное, предпочтительное намерение, но при этом всегда происходит подмена цели, и эту подмену человек осознает, только когда эта подмена завершится.

 

Опубликовано