Есть такая русская пословица: «С кем поведёшься, того и наберёшься». Другими словами: если человек (или народ) будет знать, что его предки были рабами татаро-монгол в течение 300 лет, то это обязательно вызовет в нём соответствующие психологические сдвиги. «Кому-то и для чего-то» нужно было унизить русский народ до положения раба. Но не следует думать, что рабская психология проявляет себя только в рабском преклонении перед «господами» или полном доверии социально значимым людям. Этот тип людей, часто не способен сопротивляться обстоятельствам и им трудно противостоять своим желаниям и внушениям, сделанным другими людьми. Прежде чем говорить о духовности такого типа людей, надо вспомнить слова Шри Ауробиндо о том, что «лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под Его ногами». Человек, имеющий рабскую психологию, может быть прилежным исполнителем религиозных обрядов, но мало способным к духовной работе, так как она требует полного сознательного сосредоточения и глубокой внутренней дисциплины в стремлении к Божественному совершенству.
Шри Ауробиндо говорил, что на духовном пути человек должен жить изнутри, т.е. его внутреннее внимание, воспринимающее различные эмоциональные состояния, намерения, побуждения и ментальную активность, должно быть постоянно бдительным, чтобы при любых взаимоотношениях с внешней реальностью мира, осознавать в себе различные состояния, вызываемые силами Низшей природы. При этом сохраняя внутри себя состояние глубокого покоя.
Шри Ауробиндо говорил, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». В Мироздании всё является подобием различных проявлений Божественного, но подобие – это не копия, и тем более не идентичность. Никто из нас не скажет, что какое-то насекомое в полной мере подобно Богу, или хотя бы человеку, но у насекомых есть глаза, ноги, органы пищеварения и др. как у человека, но они не идентичны человеческим.
В Мироздании спектр совершенств практически бесконечен, и всё сущее в нём проявлено из различных частей этого спектра. И можно быть уверенным, что не во всех формах жизни присутствуют все части Божественного спектра в одинаковой степени. Бог, которым мы можем назвать всё многоплановое Мироздание, вечен, потому что восхождение к абсолютному совершенству не имеет предела. В подтверждение этому, приведём такую метафору: мы можем опустить температуру какого-либо тела до абсолютного нуля и ещё большее снижение температуры уже невозможно. Но мы можем повышать температуру до бесконечности. То же самое имеет отношение и к сознанию, которое становится всё более совершенным по мере того, как повышается частота его вибрации, которая может быть бесконечной.
Есть интересная книга: «Кроличья нора». Авторы: Уильям Арнтц, Бетси Чейс, Марк Висенте, издательство Эксмо, Москва 2011 год. И в ней авторы, ссылаясь на многочисленные исследования в квантовой физике, убедительно показывают, что всё Мироздание имеет волновую природу и, в конечном счёте, является производным сознательной энергии, и они утверждают, что Мироздание не двойственно и, его можно рассматривать как единый бесконечный океан сознания. Но эволюционирующее сознание не может быть статичным и бесцельным, у него обязательно есть цель и знание способов достижения этой цели. И, кроме того, сознание, проявляясь в живых организмах, противостоит энтропии, что невозможно без необходимых для этого направленных усилий. И тогда мы должны говорить о сознательной направленной Божественной воле. Сознательной – это не значит, что она во всех случаях подобна человеческой, она может проявлять себя и на уровне животного и даже растительного мира. При этом живые организмы могут и не осознавать, что ими управляет воля, имеющая свои цели и знающая способы и пути достижения этих целей. Мы называем это инстинктами, потому что пока ещё не понимаем, что в основе любых инстинктов лежит сознательная направленная воля. Именно сознательная воля, проявляющаяся через инстинкты живых организмов, удерживает поток жизни на Земле и не позволяет ему иссякнуть.
Сознательная Божественная воля проявляет себя во всём спектре божественного совершенства, но на каждом уровне этого спектра Божественная воля проявляется не одинаково. На низшем уровне биологической жизни она проявляет себя как инстинкты, а на человеческом уровне она становится осознанной, хотя в основе своей, определённая часть её, необходимая для выживания человека, так же представлена в нём инстинктами.
И есть ещё одна очень важная особенность проявления Божественной воли – она проявляет себя не только на всех уровнях человеческого существа, начиная с воли отдельных клеток человеческого тела (важность проявления воли на клеточном уровне отразил Сатпрем в своей книге «Разум клеток»), но и на уровне различных сообществ. Например, единая индивидуальная воля проявляется в семействах муравьёв, когда весь муравейник действует как единый живой организм, клетками которого являются муравьи. И такие проявления воли характерны для всех видов жизни на Земле, в том числе и для человека, у которого есть не только своя индивидуальная воля, но и воля народа, воля какой-либо нации. И не имеет значения, компактно проживает этот народ, или же находится в рассеянии, как например, прежде жили евреи, рассеянные по всему миру. Воля отдельных народов – это их душа, придающая каждому человеку этого народа свои характерные особенности. Исследуя этот вопрос, немецкий философ Вальтер Шубарт в своей книге: «Европа и душа Востока», делает вывод, что Европа – это форма без души, в то же время Россия – это душа без формы. Тогда мы можем говорить о душе китайцев, американцев, живущих в США, душе арабов, немцев и т. д.
Мы говорили о динамических проявлениях воли, как в отдельных организмах, так и в проявлениях жизни во всей Вселенной. Но воля может проявляться и в статике, в которой она удерживает форму, при отношениях между объектами, сохраняет целостность различных систем. Человеку дана возможность осознанно использовать статическую и динамическую волю, благодаря чему он может удерживать своё внимание на избранных им объектах, без чего никакая духовная работа невозможна, может не позволять проявляться, каким-то внутренним реакциям и состояниям, отстраняться от всего, что не соответствует его стремлениям и интересам. Можно сказать, что воля позволяет человеку не только сохранять целостность своей личности, но и направленность своих стремлений. И она же проявляет себя как энергия, необходимая для удержания состояния сна, внимания, запоминания и общего состояния человека при его взаимоотношениях с внешней реальностью. Вот почему воля является одним из наиболее важных факторов в духовной работе.