Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ВОЛЕ В ДУХОВНОЙ РАБОТЕ часть 1

Петр Зорин

 

Энергия воли – это одно из проявлений организованного намерения, которое в дальнейшем должно быть реализовано. Волю можно сравнить с берегами, определяющими направление русла реки намерения, а в некоторых случаях ей можно сравнить с плотиной, сдерживающей усилия текущих вод. Поэтому, воля может проявлять себя не только в динамике, но и в статике намерения. Воля в максимальном её выражении, является верой,  тотально захватившей человека, которая может двигать горы, но это становится возможным только тогда, когда намерение человека и намерение Бога становятся едиными. Воля никогда не проявляет себя изолированно от намерения, иначе она была бы слепа. Вместе с волей всегда следует часть намерения, в котором содержится состояние готовности к проявлению определённого фрагмента намерения. Состояние готовности характеризуется тем, что в нём детально сформирована структура очередной части проявления намерения. А воля, в таком случае, является проявлением энергии намерения, определяющей последовательность проявления этого намерения. Таким образом, состояние готовности – это только фрагмент намерения, которому предстоит ближайшая реализация. Состоянию готовности характерна максимальная собранность всего человеческого существа в его сосредоточении, направленном на реализацию соответствующего намерения. Но при этом важна и энергия воли, так как она не только удерживает направленную активность намерения, но и влияет на структуру обстоятельств, которые должны быть созвучны  соответствующему намерению.

Так как человек живет во внешнем материальном мире, то этот мир постоянно делает усилия, чтобы повернуть русло намерения человека, идущего духовным путём, в свою сторону. И для этого он создает всевозможные препятствия на пути к Божественной реализации. Этому есть прекрасный пример из "Одиссеи" Гомера. Помните тот эпизод, когда Одиссей на своем паруснике должен был проходить мимо острова сирен, привлекающих путешественников своим прекрасным пением, а потом пожирающих их. Море, по которому Одиссей шел на своем корабле – это пример окружающей нас материальной жизни. Корабль это Божественная сила намерения, которой он поручил себя, привязавшись к мачте. Его соратники – попутчики – это его желания, сирены – мирские соблазны. В этом эпизоде Одиссей полностью положился на Божественную волю и, не смотря на то, что его душа желаний рвалась навстречу  этим соблазнам, его воля (веревки, которыми он был привязан к мачте) осталась непоколебимой. Когда человек находится на пути к Божественной Истине, то весь мир с его соблазнами ополчается против него, и сознание человека, невольно, то и дело поворачивается в сторону этих соблазнов. Одним из очень больших соблазнов является соблазн «учителем», который в сновидении предлагает духовному искателю своё индивидуальное руководство. Но каждый раз его воля вновь разворачивает его сознание в сторону духовной истины. Но это совсем не значит, что став на духовный путь, человек отворачивается от мира. Правильнее будет сказать, что он стремится быть не захваченным им. Но отражения соблазнов мира в нем, которые он тщательно исследует, служат ему опытом, показывающим его несовершенства и направление, в котором он должен делать усилия. Возможно, люди, избравшие для себя духовный путь, недостаточно осознают важность направленных усилий в своей работе, без которых не возможна трансформация сознания, создающая условия для следующего шага на внутреннем пути.

Духовный искатель знает, что внешний мир может удерживать человека только за его несовершенства и только с его согласия. Здесь под несовершенствами человека понимается состояния его захваченности значимостями проявленного мира, которыми могут быть не только различные материальные ценности, но и идеи, стремления, различного рода информация, желания и ещё многое другое. И ещё, под несовершенством понимается несознательность человека, находящегося под контролем своего эго.  Приятие или согласие человека с условиями внешней среды и её ценностями – это, значит, жить в созвучии с принципами Низшей природы, не стремясь к противостоянию с ней.  Но образ действительности, который воспринимается человеком как внешняя реальность, формируется в уме человека, и накладывается на источник вибраций реальности мира, придавая ему все известные человеку качества. Можно сказать, что человек не осознаёт реальность мира такой, какова она есть, но создаёт её внутри себя во всём её разнообразии, на основе восприятия вибраций материального мира. Различные частоты вибраций, которыми заполнена реальность мира, во внутренних пространствах человека трансформируются во всевозможные зрительные и чувственные образы. Тогда воспринимаемая человеком реальность не является действительной, но иллюзорной. К тому же, у каждого человека эти иллюзии имеют свои индивидуальные особенности.

 В направленности воли духовного искателя есть еще одна особенность: человек, живущий интересами материального мира, никогда сам не встанет на духовный путь. Это связано с тем, что у человека, живущего обычной жизнью, нет другого выбора. Он знает только то, что окружает его и его сознание полностью привязано к условиям материального мира. Для того, чтобы человек мог поступиться привязанностью к проявленному миру с его материальными ценностями, его сознание должно стать другим. Но такие изменение сознания, могут произойти только изнутри. В действительности, предпочтения сознания и направленность воли духовного искателя зависят не только от внешних условий, а от состояния психического существа. По мере его созревания оно все в большей степени влияет на человеческое сознание, повышая его вибрации. И, постепенно, вибрации внешнего мира и вибрации сознания перестают совпадать и, в связи с этим, у человека все в большей мере нарастает отстраненность от материального мира и обесцвечивание его ценностей. Одновременно с этим происходит изменение направления воли этого человека, ведущей его на поиски реального смысла жизни. И можно еще добавить, что внешние условия, в которых ведется этот поиск, формируются так, что ищущий находит в мире то, что поможет ему подняться на первую ступень духовной работы. Если человек будет внимательным, то вскоре поймет, что его с самого начала  жизни вела судьба, готовя к духовной работе. Она же формировала и его внешнюю жизнь, она находила ему учителей и даже тогда, когда он упорно сопротивлялся, привлекаемый соблазнами внешнего мира, она терпеливо делала все новые попытки, совершенствуя его сознание. И когда пришло время выбора между материальным и духовным путями, его истинное "Я" решительно повернуло его сознание в сторону духовности. Таким образом, когда мы говорим о человеческой воле, то должны иметь в виду, что она в определенное время становится инструментом Божественной воли. И от человека, в действительности, во всем этом очень мало что зависит. Единственно, что человек в этом случае должен делать – это быть осознанным и согласным с тем выбором, который ему предоставляет его истинное "Я". Но разумный духовный искатель, исследуя себя, может к своему удивлению, а может быть удовлетворению, обнаружить, что его согласие стать на сторону низшей или высшей природы уже заранее определено психическим существом. Зрелое психическое существо в такой степени перестраивает сознание человека, что оно делает тот выбор, а согласие – это тоже выбор, который необходим для духовной работы. Продолжая исследовать себя, духовный искатель начинает осознавать, одну из особенностей работы Психического существа, которая заключается в том, что оно периодически приближается к переднему плану сознания, поднимая уровень его вибраций, что приводит к его повороту в сторону Божественной работы, а потом отступает и в это время низшая природа пытается вернуть власть в свои руки. Обычно, в это время человек забывает о необходимости духовной работы и его снова поглощают материальные заботы и интересы. Но затем, Психическое существо вновь выдвигается вперед, меняя направленность сознания человека, и он вновь тяготеет к духовной работе, сожалея о временном отступлении и захваченности соблазнами внешнего мира. В действительности, низшая природа при отходе психического существа, пыталась восстановить свои права на владение сознанием человека, а психическое существо отступало для того, чтобы позволить низшей природе вернуться. И она возвращается, цепляясь за несовершенные части сознания, которые соответствуют вибрациям низшей природы. И когда, благодаря низшей природе, эти несовершенства проявляются, психическое существо вновь своими вибрациями овладевает сознанием человека, чтобы трансформировать эти несовершенства. В действительности, человек только пешка в руках сил низшей и высшей природы, которые через него реализуют себя в этом мире. И он по своей слепоте не замечает того, что во всем, что бы он ни делал, позади него стоят силы, управляющие им. И, не ведая этого, он на каждом шагу своей жизни говорит: я хочу денег, я хочу власти, я хочу секса, или же, я этого не хочу, это должно быть по-моему. Человеческому сознанию дана возможность осознавать силы, которые постоянно воздействуют на него и дана возможность выбора, на сторону каких сил оно может стать. Но в настоящее время человек еще слишком незрел и в связи с этим, слишком беспомощен. В конечном счёте, все, что делает человек под влиянием этих сил, присваивается человеческим эго, которое, не имея на это никаких оснований, просто в силу своей природы, не может быть другим. Можно сказать, что эго и есть тот механизм, встроенный в человека низшей природой, который не только ослепляет его, но и отделяет его от высшей природы. Но эго можно рассматривать и как инструмент, как некую бездушную машину, которой управляет низшая природа, и без которой его просто нет. И человеческое сознание, не видя того, кто стоит позади эго и управляет им, винит его в несовершенстве своей природы. Это похоже на змею, которая кусает потревожившую её палку, и не видит человека, который держит эту палку в своих руках. Следовательно, недостаточно того, что в связи с воздействием Психического существа человек начинает более отстраненно воспринимать материальный мир, более правильно оценивать его значимость, человек должен осознавать, что под маской эго на него воздействует низшая природа, через своих ментальных и витальных сущностей. Это они несут в себе те особенности, которые мы относим к проявлениям нашего эго.

Если человек принимает решение быть бдительным к воздействиям низшей природы, то его усилий хватает только на тот период, пока низшая природа не навяжет ему своих вибраций, и тогда человек просто забывает о намерении быть бдительным. Когда же высшая природа, воздействуя на его сознание, изменит его вибрации в свою сторону, то человек вновь вспоминает, что необходимо быть бдительным и начинает сожалеть о своем непостоянстве. Человеческая воля, действующая вместе с намерением, только тогда будет способна выбирать направление приложения своих сил, когда она будет свободна от масок эго. Выбор, чтобы видеть и осознавать силы как высшей, так и низшей природы, возможен только тогда, когда нет захваченности. Но и в этом случае, когда у человека появляется возможность выбора, человек выбирает то, что соответствует его предпочтениям, соответствующим направлениям его судьбы.

Опубликовано