Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА МЫ СПИМ

Петр Зорин

2023-06-08

 

Люди очень часто недооценивают значение сна и сновидений в своей судьбе. Они не знают о том, что их бодрствующее состояние никогда не бывает полным, и это одна из причин, почему мнения людей об одном и том же событии, или об одном и том же человеке, могут быть разными, и даже отношения к реальности мира не одинаковыми.  И у людей могут быть спящими разные части их психологической личности

Мы однажды уже говорили о субличностях, которые являются гранями человеческой личности, и каждая из них имеет своё восприятие мира.  Но, так как каждая субличность соответствует одному плану сознания, а на переднем плане может одновременно находиться только одна субличность, следовательно, восприятие реальности мира человеком соответствует только одному плану сознания. Тогда, в своём восприятии мира человек подобен сущностям какого-то плана сознания  не эволюционирующей Низшей полусферы миров. В этот период времени другие субличности находятся в неактивном – спящем состоянии и не только не участвуют в восприятии реальности мира, но и в соответствующей реализации во внешнем мире.

При изменении обстоятельств, по созвучии с ними, на передний план выйдет другая субличность, имеющая частоту вибраций другого плана сознания, и человек в своём восприятии реальности мира вновь функционирует, как одноплановое существо. А мы помним слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что планы Низшей полусферы не эволюционируют. И это касается не только восприятия человека, но и понимания того, что им воспринято. Но это понимание всегда приходит после того, что уже произошло, что соответствует принципам, по которым существуют обитатели низшей полусферы планов сознания. Формирование понимания познанного, в этом случае происходит на уровне какой-то грани человеческого сознания, что является завершением познания познаваемого. И этот принцип формирования понимания касается всех процессов познания. Но обыватель всегда воспринимает реальность мира с позиций какого-то одного плана сознания, последовательно  сцепленного с другими планами сознания, что происходит при изменении внешних обстоятельств. Люди, судьба которых состоит из одноплановых состояний сознания, сцепленных в одну непрерывную цепь, заканчивающейся их смертью, называются обывателями. И, для них невозможна духовная работа, которая доступна человеку только тогда, когда в его сознании формируется «Свидетель», имеющий более высокий уровень сознания. С этого времени сознание человека  перестаёт быть одноплановым, что характерно для обывателя, и человек становится духовным искателем.

Сознательное намерение человека, который стремится прикрыться привлекательной маской намеренной лжи, ради какой-то выгоды, которая может быть материальной, психологической, социальной и ещё какой угодно, но такая маска –  это только возможность, которая соответствует судьбе солгавшего человека. И она, чаще всего, служит прикрытием действительных намерений человека или же его действий в реальности проявленного мира.

Ложь возможна только потому, что внутренняя система восприятия человека принимает за реальность не только отражённые в сознании человека материальные элементы внешнего мира, но и вербальную картину, которая может быть какой угодно, если позади неё стоит выгода. И человек бывает удовлетворён тем, что ему говорят, так же, как бывает удовлетворён отражением действительной реальностью мира. Например: человеку рассказывают,  как пройти до нужного ему места в каком-то городе. Описания пути, которым он должен следовать, формирует в его голове определённые образы, адекватные этому описанию. И когда он будет идти в направлении нужного ему места, он будет узнавать  те объекты, о которых ему рассказывал  человек, знающий этот путь. В этом случае информация, которую дал человек, и реальная картина пути, будет вызывать в голове человека сходные образы.

Ложь особенно эффективна при всевозможных обещаниях, так как всё, что человеку обещано, он воспринимает как реальность, которая обязательно реализуется. Какой-то частью сознания он понимает, что это только обещание, но это не мешает ему чувствовать удовлетворение от сделанного ему обещания. И это может быть проделано множество раз и у слушающего человека каждый раз будет возникать чувство удовлетворения, И, поэтому, человек, который много обещает, обычно более предпочтителен, чем тот, который больше делает, но меньше обещает. Неспособность осознавать ложь обычно характерна для тех, которые могут быть неплохими тактиками, но плохими стратегами. Про таких людей говорят, что они не видят дальше своего носа. И эти особенности характерны для большинства людей. В обычной жизни это социально-близорукие люди, не имеющие внутри себя необходимой собственной опоры и поэтому стремятся быть или такими, как все, или следовать мнениям авторитетных людей и, поэтому, им свойственна высокая внушаемость и доверчивость. Но, имея социальную близорукость, они неуверенны в себе, и, поэтому стремятся быть хотя бы в «тени» того, который является для него авторитетом. Это позволяет им чувствовать себя не только значимыми, но и иметь, пусть не реальную, но, хотя бы иллюзорную опору. Для такого человека очень важна его социальная необходимость, за которой он прячет свою психологическую несостоятельность. В действительности, такие человеческие особенности связаны с не полностью  раскрытыми (не полностью проснувшимися), социальными возможностями. Мы однажды уже говорили, что человек космическое существо, но пока он только просыпается к своему космическому предназначению, и пробуждение его проявляется в том, что его бесконечные возможности постепенно открываются, расширяя поле его мировоззрения. И если размер поля мировоззрения человека не позволяет ему понять суть происходящего на материальном плане, и он осознаёт только поверхность происходящих событий, и защищает своё ограниченное понимание, то это свидетельствует о том, что он только в самом начале пути своего пробуждения. Стремление человека быть осознанным в сновидениях – это начало пробуждения какой-то из его возможности,  это приведёт к тому, что человек выйдет за пределы проявленного мира в беспредельность, в которой его советником и путеводителем будет его Истинное «Я». Но, если его Психическое существо ещё не готово выйти на передний план, то помогать человеку в его путешествиях в запредельных планах будет «Источник снов», одним из которых является наше подсознание.

Когда мы засыпаем, внешняя часть нашего сознания перестаёт воспринимать окружающий нас проявленный мир, и часть нашего подсознания, которая так же в какой-то мере участвует в восприятии реальности внешнего мира, что мы обычно не осознаём, создаёт различного рода конструкции, которые относятся к обычным сновидениям. В тех же случаях, когда мы в сновидениях проникаем во всевозможные миры, какая-то часть нашего внутреннего существа, например, наша витальная душа, уходит на другие планы Мироздания. Там мы воспринимаем различные обстоятельства, встречаем  существ,  обитающих на этих планах, испытываем различные влияния и внушения, и ведём себя в соответствии с обстоятельствами, в которых мы оказались.  Даже, когда мы бодрствуем и заняты привычными для нас делами, в это время наше бодрствование не полное, часть нашего существа засыпает, и отправляется в другие миры, воздействия которых проникают в нашу подсознательную область и оттуда могут влиять на наши взаимоотношения с внешним миром. Но, когда человек посвящает свою жизнь духовной работе и в связи с этим становится более сознательным, то частота подобных сновидений подсознательного в состоянии относительного бодрствования, в значительной степени уменьшается. Когда в процессе духовной работы внутреннее сознание человека развивается, то увеличивается количество снов-переживаний различных планов сознания Мироздания.

 При росте внутреннего сознания, когда мы становимся способными быть постоянно сознательными, то сны-переживания могут заменить состояния привычного для нас сна, формируемого нашим подсознанием. При более или менее продолжительной практике, в которой мы стремимся к постоянной сознательности, мы сможем проследить наш переход по внутренним различным планам сознания и процесс перехода к состоянию полного бодрствования. Так как витальная часть внутреннего существа, во время сна, первой становится сознательной, то первые переживаемые сновидения происходят на витальных планах, которые могут быть чрезвычайно разнообразными, часто очень привлекательными. Там на витальных планах мы можем много узнать о скрытых особенностях нашей природы. Эти переживания могут стать для человека привлекательными и вызвать в нём стремление жить как можно чаще и дольше в этих мирах, за счёт времени необходимого для бодрствования, что может привести к утрате контроля над внешней жизнью, говорил Шри Ауробиндо.

Сны многомерны и каждый человек видит их по-разному. Работая со снами, мы должны знать, что важны не теории, а переживания. И никакие сонники и теории Фрейда не могут быть руководством для понимания сновидений. Когда мы достигаем определённого роста внутреннего сознания в сновидениях, у нас может возникнуть желание реализации этого процесса даже тогда, когда у нас нет потребности в отдыхе или сне. Обычно это бывает, когда наша витальная часть пребывает в сновидениях на витальных планах, которые изобилуют ложными формациями. Сновидящий должен знать, что  происходящие события на витальном плане не имеют ни какого отношения к физическому миру и могут быть опасны. Опасность их состоит в том, что эти миры полны чарующих образов и внешне кажутся прекрасными, но их красота привлекает к себе лишь для того, чтобы обмануть или погубить вас. Это миры ракшасической Майи, причём, их привлекательность более опасна, чем то, что для нас неприемлемо. Не напрасно Шри Ауробиндо говорил, что ложь под маской правды особенно опасна, так как люди в своём большинстве считают, что истинная цель, скрытая под маской правды, так же является правдой. Об этом нужно помнить и при необходимости противостоять этим силам. Стремитесь к тому, чтобы самоотдача стала совершенной, а ум и сердце наполнились покоем, миром, светом  и силой. Благодаря этому, ментальное и психическое существа наполнятся светом и полностью предадут себя в руки Божественной Матери.

Быть сознательным в сновидениях или запоминать свои сны – это не одно и то же. Можно после пробуждения помнить свои сновидения, но в то время, когда они сняться – быть несознательным. Но если вы наконец-то стали сознательным в сновидениях, то вы их будете помнить и после пробуждения. Поэтому рассмотрим несколько советов сновидящих, которые поделились своим опытом в работе над сознательными сновидениями. Толтеки (из книг Карлоса Кастанеды) рекомендуют перед сном чётко выразить свои намерения: «в период сна я посмотрю на свою руку и стану сознательным». Дополнительно, можно усилить своё намерение, записав его на записке, которую надо положить под подушку. Утром, после пробуждения не следует тотчас же вскакивать с постели, надо ещё немного полежать с закрытыми глазами, чтобы вспомнить своё сновидение. Старайтесь записывать то, что вспомнилось. Записи того, что вы вспомнили, делайте сразу утром и не откладывайте «на потом». Записывайте только несколько ключевых слов. Обратите внимание на чувственную сторону своего сновидения, которая подчёркивает важность сновидения. Возможно, проснувшись, вы ничего не помните, тогда запишите любые свои мысли и чувства, потому что они могут быть частью вашего сновидения. Запись любых мыслей и эмоциональных состояний иногда помогает вспомнить забытое сновидение, и в то же время, это является способом зазывать завтрашние сны. Стремясь к осознанным сновидениям, вынашивайте их в течение дня, т.е.  повторяйте в течение дня своё намерение несколько раз, словно обращаясь с просьбой к источнику сновидений, которым является ваше Истинное «Я».

Сны – это подлинные переживания, поэтому смысл сновидения кроется в самом сне, но, иногда сновидение может быть не совсем понятным и тогда возникает необходимость пересмотреть этот сон повторно. Воспоминания о снах очень похожи на снимки плохого качества, которые не только размыты, но очень многое остаётся за кадром. Чтобы вернуться в сновидение, удерживайте в памяти какой-нибудь запомнившийся образ из этого сновидения, устройтесь поудобнее в постели и расслабьтесь. Тот образ, который вы удерживаете в своей памяти, является своеобразным пропуском в событие прошедшего сновидения. И если вы достаточно устойчиво удерживаете в памяти образ прошедшего сновидения, и хорошо расслаблены, вы можете повторно просмотреть прошедшее сновидение, возможно, с какими-то дополнительными деталями. При возвращении в сон вы можете спросить себя: Где я нахожусь, а потом задайте вопрос, который хотите прояснить. Постарайтесь, чтобы этот вопрос был точным и кратким, и попытайтесь восстановить в памяти тот эпизод, к которому вы хотите вернуться. С вопросом, который вы сформулировали перед возвращением в сон, обратитесь к любому персонажу сновидения. Не вмешивайтесь в поток образов, потому что, предыдущее сновидение, к которому вы вернулись, может быть по каким-то причинам не оконченным, что может уточнить смысл ночного осознанного сновидения. Не исключено, что в сновидении вам будет дан ответ не только на ваш вопрос, но и рассказано о чем-то очень важном для вас. Ко всему этому можно добавить, если сон предвещает что-то хорошее, вы можете в реальной жизни действовать так, чтобы приблизить эти события. Если увиденное вами сновидение в чём-то не нравится, то следует подумать о том, как избежать такого рода событий.