Каждому живому существу его судьбой определены пределы возможностей, необходимых для его существования. И среди всех существ, есть формы жизни неэволюционирующие и те, для которых эволюция возможна. На Земле, к таким эволюционирующим формам жизни относится человек. Эволюцию человека можно сравнить с его восхождением по бесконечной спиральной лестнице. Но эволюция сознания человека всегда начинается с эволюции Психического существа – истинного «Я» человека, которое растёт и созревает, последовательно воплощаясь в череду многих человеческих жизней. Всевозможные события, происходящие в жизни человека, вызывающие в нём различные эмоциональные состояния, и формирующие отношение человека к внешним событиям, позволяют получить ему соответствующий опыт, расширяя его понимание реальности мира и самого себя в нём. И, на самом деле, опыт, получаемый человеком, является необходимым условием для роста Психического существа. Рост психического существа в значительной степени ускоряется, когда человек во взаимоотношениях с внешним миром, сознательно исследует свои внутренние состояния, с целью отвержения тех, которые использует эго для удовлетворения своих амбиций. При этой внутренней работе человек стремится сохранить в своей эмоциональной сфере максимальный покой и неподвижность. В тех случаях, когда человек несознателен и живёт, опираясь на свои очеловеченные животные инстинкты, жизнью обывателя, Психическое существо получает минимальный опыт и рост и созревание его в резкой степени замедляется, и, как говорил Шри Ауробиндо, Психическому существу может потребоваться тысяча человеческих воплощений, чтобы достичь состояния зрелости и выйти на передний план, чтобы определять дальнейшую уже духовную судьбу человека. Но Шри Ауробиндо говорил и о том, что опыт всего этого множества последовательных человеческих жизней, необходимых для созревания Психического существа, может заменить опыт одной человеческой жизни, если человек осознанно отвергает все проявления эго и его намерение непреклонно устремлено к высочайшему Божественному совершенству. И если Шри Ауробиндо считал, что для этого человеку понадобится тридцать лет, то Мать – Мирра Ришар, говорила, что всё зависит от искренности человека и его непреклонного намерения на духовном пути, что позволит ему получить просветление уже через год, после начала своей духовной работы и даже за ещё более короткие сроки.
Последовательность перевоплощений психического существа для получения им опыта, необходимого для его роста, не содержит в себе каких-либо случайностей. Для каждой следующей инкарнации Психическое существо выбирает рождающегося человека, в судьбе которого должен быть опыт, необходимый для следующего эволюционного шага Психического существа. Таким образом, люди содержат в себе, кроме эго – ложное «я», Психическое существо – Истинное «Я», которое у людей может быть не одинаково зрелым. И многие психологические особенности человека, и социальное его положение зависят от зрелости его Истинного «Я». Чем более зрелым является Психическое существо человека, тем более жертвенными становятся его социальные особенности, и тем менее корыстными будут его стремления. Это связано с тем, что по мере роста своей зрелости, Психическое существо более интенсивно влияет на сознание человека и его взаимоотношения с окружающей его реальностью. К этому можно добавить – что у некоторых людей в этот период появляется потребность познать истинный смысл своей жизни. Они уверены в том, что жизнь не может быть ради жизни. Даже у животных и насекомых есть своё предназначение в жизни. И, конечно же, предназначение человека должно отличаться от предназначения насекомого или животного.
Но вернёмся к рассмотрению проблем эго: Каждое живое существо имеет свою индивидуальность, благодаря чему оно может взаимодействовать с внешней реальностью мира. Обратите внимание на слово «взаимодействовать». Оно обозначает, что во взаимодействии участвуют как минимум две стороны. И, кроме того, любое взаимодействие возможно только тогда, когда между взаимодействующими есть созвучие. Это созвучие может быть как положительным, привлекающим взаимодействующих друг к другу, так и отрицательным, при котором одна из взаимодействующих сторон стремится избежать взаимодействия. У людей и высших теплокровных животных эго, при этом, выполняет не последнюю роль. Если лишить человека-обывателя эго, ничего не оставив ему взамен, то это не приведёт к единству людей друг с другом, напротив, у человека, лишённого эго, в резкой степени возрастёт внушаемость, так как своя индивидуальность, пусть и иллюзорная, исчезнет и любые социальные отношения станут невозможны. При этом человек станет покорным существом, принимающим любую ложь за правду. На самом деле, эго – это социальная надстройка в человеке, пусть и иллюзорная. Но, благодаря эго, стали возможны взаимоотношения между людьми, обмен знаниями, опытом, мнениями и др. Но одновременно с этим, эго является источником всевозможных событий, ведущих человека к закабалению, деградации, страданию и смерти. Безудержное стремление к власти и богатству одних и рабское, нищенское существование других, так же связано с сатанинским проявлением эго. Гибель предшествующих человеческих цивилизаций на Земле, в своей основе так же имела эго. И тогда, освобождение от эго, будет ещё худшим злом, так как человек, потеряв свою эгоистическую индивидуальность, станет «никем», и ни о какой эволюции сознания говорить тогда не придётся. Для Низшей природы эго является основным средством, при помощи которого она привязывает человека к значимостям проявленного мира. И тогда проявленный мир можно рассматривать как мышеловку, в которую заключён человек, значимости этого мира можно рассматривать как сыр в этой мышеловке, ну а эго выполняет роль надсмотрщика в этой клетке, который определяет правила поведения и взаимоотношения людей, заключённых в эту клетку. За многие десятки тысяч лет люди настолько срослись с клеткой проявленного мира, что считают её единственной реальностью, в которой возможна человеческая жизнь. Поэтому, любые желания человека и его стремления и даже его мечты, не выходят за пределы клетки проявленного мира. Правда, есть у людей религии, которые обещают, как награду за исполнение религиозных догм, жизнь вечную в раю, но только посмертно, и страдания в аду, так же вечные, и так же посмертные – для «грешников», атеистов и исповедующих другие религии. Но все религии укладываются в принципы, которые Низшая природа использует для управления всем человечеством, не зависимо от религиозной принадлежности людей: для всех людей одна и та же клетка и одни и те же принципы возможного существования в ней.
Но мы помним, что Шри Ауробиндо говорил о необходимости освобождения от эго, которое должно быть принесено в жертву эволюции сознания человека. Не вызовет-ли это нежелательных изменений психологических особенностей человека? Здесь имеется в виду потеря его индивидуальности и повышенная внушаемость. Об этом не следует беспокоиться, так как постепенное вытеснение эго (ложное «я») с занимаемых им позиций, тут же будет замещаться Истинным «Я» человека – Психическим существом. Каждому плану сознания Низшей полусферы соответствуют определённые реакции эго, и каждый более высокий план сознания содержит в себе более глубокий покой, чем план предыдущий. Поэтому, исследуя свои различные эмоциональные состояния, духовный искатель, не только не будет освобождаться от реакций, вызываемых эго, но и приобретать всё более глубокую тишину и покой внутри себя. Большой помощью при внутренней работе по освобождению от эго, может быть медитация, целью которой является углубление состояния внутреннего покоя. Делается это так: вы формируете намерение, достичь в состоянии медитации максимально глубокого, возможного для себя внутреннего покоя. Это необходимо для того, чтобы повысить способность к восприятию эмоциональных состояний. Так как чем более глубокое состояние покоя, тем выше восприимчивость человека. И не только восприимчивость, но и способность к распознаванию различных эмоциональных состояний. И так, у вас есть конкретное намерение, которое вы должны реализовать. Для этого, вы садитесь в удобную для вас позу. Кисти рук должны быть вложены одна в другую. Спина прямая. Тонус мышц шейных, и всего тела должен быть достаточным, чтобы голова при умеренном расслаблении не склонялась, а тело сохраняло принятую позу. Затем вы закрываете глаза, чтобы ничто внешнее не отвлекало вас, и сосредотачиваетесь внутри головы в области затылка. Своё внимание при этом направляете вперёд так, чтобы воспринимать внутреннее пространство не только на уровне головы, но и груди. При этом, как только вы закрыли глаза, всё ваше внимание должно быть сосредоточено на восприятии внутренней неподвижности пространства. И если вначале вы прилагаете некоторые усилия, чтобы удерживать своё внимание неподвижным, то, некоторое время спустя, неподвижность вашего внимания станет естественной, и не будет требовать каких-то волевых усилий. Дело в том, что всевозможные отвлечения внимания возникают только тогда, когда в сознании человека есть свободное от намерения пространство, в котором могут возникать всевозможные побуждения, отвлекающие внимание человека. Этот период очень важен, так как всё ваше существо стало созвучным вашему намерению. Оставайтесь в таком состоянии до тех пор, пока не осознаете в центре внутренней неподвижности состояние ещё более глубокого покоя. При этом вы себя осознаёте находящимися на периферии пространства покоя, который постепенно увеличивается к центру. Сосредоточьтесь на центре покоя и удерживайте своё внимание на этом покое неподвижным. Вы начнёте замечать, что прежний покой, который был вокруг вас, начинает возрастать, а вы, как осознающий, приближаетесь к центру более глубокого покоя. При этом, у вас вновь появляется необходимость прилагать усилия воли, чтобы удерживать своё внимание на центре, к которому вы приближаетесь. Оказавшись в центре более высокого уровня покоя, вы продолжаете быть сосредоточенными на этом покое до тех пор, пока он не станет вашим естественным состоянием. В течение одной медитации вы можете увеличивать состояние внутреннего покоя несколько раз, что соответствует восхождению на несколько ступеней сознания. Но это не значит, что в своей следующей медитации вы начнёте своё восхождение сознания с той ступени, на которой вы остановились в предыдущей медитации. В промежутках между медитациями с человеком могут происходить разные события, которые возможно повлияют на уровень его сознания и, тогда, в следующую очередную медитацию вам придётся всё начинать сначала. Но такие медитации – это только часть работы духовного искателя. Если человек не освободится от своего эго, то он может в течение всей своей жизни топтаться на месте – поднимаясь в период медитации на более высокую ступень сознания, и опускаясь к исходному состоянию сознания в промежутках между медитациями. Необходима вторая часть внутренней работы, дополняющая медитации – исследование всевозможных проявлений эго.
Любая внешняя активность человека, сопровождается соответствующими эмоциональными состояниями, которые являются проявлениями энергий, необходимых для деятельности человека. Даже речь и мысли человека невозможны, если они не сопровождаются выделением необходимой для них энергии. Низшая природа, являющаяся инструментом Сатаны, проявляет свою власть над человеком через его эмоциональную сферу – через его желания, отвержения, побуждения и влечения. Но, чтобы человек оказался во власти этих состояний, Низшая природа внедрила в человека ложное «я» – эго, и отделила внешнюю исполнительную часть человеческого существа – физическое тело, витал и ментал от внутренней истинной его части, принадлежащей Центральному существу – Истинного физического, истинно витального и истинно ментального частей. Более того, Низшая природа отделила Божественную душу человека – Психическое существо (или истинное «Я») от внешних, исполнительных частей человеческого существа – физического тела, витала и ментала и внешнюю часть сознания человека, и подчинила их ложному иллюзорному «я» человека. И, в результате, человек, ассоциирует себя со своим телом, виталом и умом, как с единственными реальными частями самого себя. И управляющим над этой внешней частью Низшей природой было поставлено эго – ложное «я». Основным проявлением эго является чувство собственной значимости, проявляющееся в самых разнообразных формах в зависимости от обстоятельств, в которых оказывается человек. И когда мы говорим о гордыне и чувстве собственной важности, то имеем в виду социальное проявление эго. В любых случаях общение человека с себе подобными или даже с братьями нашими меньшими – животными, и даже тогда, когда человек остаётся наедине с самим собой и своими воспоминаниями, или даже со своим предполагаемым будущим, на его переднем плане находится эго. Оно является основной персоной, которая в любых жизненных обстоятельствах стремится иметь положительную значимость. Духовный искатель, начинающий исследовать проявления своего эго, обнаруживает, что нет тех обстоятельств, в которых бы эго не стремилось проявить свою значимость. Те обстоятельства, которые благоприятны для проявления значимости эго, вызывают у человека воодушевление и, соответственно, оцениваются человеком, как благоприятные. И для эго возникают проблемы, когда обстоятельства раскрываются не в его пользу. В таких случаях у человека меняются отношения к обстоятельствам, неблагоприятным для его эго, и он будет стремиться оправдаться и даже обвинить эти неблагоприятные для него обстоятельства. При общении с людьми, человек, в таких случаях будет избегать, насколько это будет возможным, контакты с теми, которые или не поняли, или и не приняли его мнения. Человек, находящийся под управлением своего эго, испытывает приятные эмоциональные состояния, когда его эго удовлетворено, и в нём появляется неприятный эмоциональный осадок, когда он оказался не на высоте.
Духовный искатель, исследующий самого себя, должен помнить, что в любых общениях человека с внешним миром, воспоминание об этих общениях и даже иллюзии о возможных событиях и своё место в них, всегда сопровождает эго. И ещё. Люди стремятся вызвать положительную реакцию эго других людей, делают это не только соблазняя их на такую реакцию, но и этим самым повышают свою собственную значимость. И когда человек вспоминает что-либо из своего прошлого, то вспомнившиеся прошедшие события всегда имею какую-то эмоциональную эгоистическую окраску. Человек, исследующий себя, должен знать, что его прошлое так же связано с различными проявлениями эго, оценивающего эти события. Эго особенно ярко реагирует там, где оно может проявить свою власть. Все люди нашего земного мира, привязанные к различным его значимостям, живут так, как будто бы известный им проявленный мир является единственной реальностью. В этой привязанности проявляется власть сатаны над подавляющим большинством людей на Земле. Здесь можно ещё раз вспомнить искушение Сатаной Иисуса Христа властью.
Мы знаем, что бессмертный и неизменный Дживатма(н), в человеке проявляет себя, как центральное существо с его истинными физическим, витальным и ментальным телами и эволюционирующим Психическим существом, имеющим свою индивидуальность. Обычно люди считают своим «я» проявления эго, а самих себя ассоциируют со своим телом, виталом и умом. И даже зная о том, что тело их смертно, они живут так, как будто у них впереди вечность. И о возможной смерти они начинают думать или в позднем возрасте или на смертном одре. Но люди не только живут так, как будто они бессмертны, в своих стремлениях к власти и богатству они так же ведут себя так, как будто они вечны. Хотя, с позиций ума знают, что смертны, но, тем не менее, живут так, как будто смерти для них не существует. Но, обывателя понять можно, так как в нём есть бессмертная душа, эманации которой он, не осознавая этого, воспринимает. Поэтому, можно понять и духовного искателя, устремлённого к бесконечному Божественному совершенству, потому что позади его стремления находится Божественная душа – Психическое существо и Дживатма(н), которые бессмертны. Но стремление к беспредельной власти и богатству для Божественной души – чуждо, и всё становится понятным, если мы вспомним, что позади таких стремлений может стоять только Сатана. Это ему нужно наслаждение властью и богатством, это он соблазнял Иисуса Христа властью, и он проявляет себя в человеке через эго в его стремлениях к значимостям проявленного мира.
Но стремление к безграничной власти и богатству присуще немногим в этом мире и чаще всего эти стремления проявляются в ограниченных масштабах. Но инстинкт власти может проявляться, например, в отношениях между мужем и женой. Иногда это происходит незаметно и, нередко, носят жертвенный характер, например, при уходе за больным. Правда, нередки случаи, когда человек уже не нуждается в уходе за ним, но опека продолжает осуществляться, но уже в контролирующем варианте. Что делать? – тот, которого пытаются контролировать, ничего сделать не сможет, но вопрос может разрешиться, если контролирующий человек осознает это, и не позволит себе создавать не равноценные отношения со своим прежним подопечным. Правда, людям нередко трудно расставаться с властью, пусть даже иллюзорной. Трудно потому, что при утрате доже незначительной власти над другим человеком, приходится жертвовать какой-то частью своей значимости.
Почему здесь так много уделяется места различным проявлениям эго? Потому, что одних медитаций, о которых мы уже говорили, недостаточно. Эффективность духовной работы будет неизмеримо большей, если духовный искатель будет одновременно исследовать в себе всевозможные проявления эго, и в соответствии со своим намерением освобождаться от них. Освобождаться от них – это спокойным и неподвижным вниманием относиться к всевозможным проявлениям эго во внутреннем пространстве самого себя, что гасит любые эмоциональные состояния вызываемые эго. И, не следует позволять внутренним состояниям, вызванных влияниями эго, реализовать себя во внешнем мире в виде какой-то внешней реакции. Все эти медитации и работа по осознанию проявлений эго, обязательно приведут к тому, что место в человеке, прежде занятое эго, по мере его освобождения, будет замещаться Истинным «Я» человека.
Но и это ещё не всё. Шри Ауробиндо говорил о необходимости единства не только с Психическим существом, но и с Дживатмой, который является носителем в человеке Божественного намерения, но, в отличие от эволюционирующего Психического существа, неизменен, являясь эталоном истины, который определяет качество внутренней работы духовного искателя. В духовной работе не должно быть случайностей, отклонений от духовного пути или состояния неопределённости. Дживатма контролирует все намерения человека в его духовной работе, не позволяя ему даже в малом не соответствовать своему духовному намерению. Он же, Дживатма, определяет нашу внутреннюю упорядоченность при деятельности во внешнем мире, и определяет границы дозволенного на духовном пути.
Поэтому, чтобы всё это стало для духовного искателя возможным, ему необходимо в своей внешней деятельности быть максимально упорядоченным, ничто не делать кое-как, и ничего не оставлять не законченным. И, ко всему здесь сказанному следует сделать одно, очень нужное дополнение. Мы с вами знаем, что в человеческой жизни фундаментом всех видов его активности во внешнем проявленном мире, являются очеловеченные животные инстинкты. Назову основные из них: Инстинкт жизни, познавательный, социальный инстинкт (у животных этот инстинкт называется стадным), половой, пищевой, родительский. Обратите внимание, что все эти инстинкты содержат в себе некоторые грани инстинктов жизни и познавательного. По мере духовного восхождения происходит постепенная трансформация человека и снижается, а в дальнейшем и вовсе исчезает надобность в проявлениях некоторых инстинктов, таких как социальный, родительский, половой, пищевой. Но трансформируются и становятся более совершенными проявления прежних инстинктов жизни и познания. Они перестают быть инстинктами, превращаясь в основные грани человеческой личности. Человеческая жизнь, прежде заканчивающаяся смертью, становится бессмертной, а прежний познавательный инстинкт, который помогал животным и человеку выжить, становится одной из основных граней человека, который стал бессмертным Гностическим существом.