Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ЖИЗНИ

Петр Зорин

 

Говоря о голографической Вселенной, мы должны помнить, что от размера объектов первичной картины мира зависит их структура. Так, если изначальный размер голографической картины мира мы определим в сто условных единиц, то уменьшенная голографическая картина в десять раз, будет в десять раз менее чёткой и девять десятых её деталей не будут проявлены. Ну а если объект занимает в пространстве Мироздания объём в миллиарды раз меньше, то говорить о том, что он является голографической копией всего мироздания, будет слишком рискованно. И сравнивать размеры человека с размерами всего Мироздания невозможно, так как это совершенно не сопоставимые величины. Поэтому, фраза на фронтоне Дельфийского храма: «Познай самого себя», подразумевающая, что такого рода познание приведёт к познанию Бога – не состоятельна. Более того, стремление духовного искателя к Божественному совершенству, никогда не завершится, та как каждый человек – это только ничтожно малая часть Божественного, и подрастая в своём совершенстве человек не приближается к совершенству Бога, но, этим самым увеличивает Его совершенство. Не напрасно Шри Ауробиндо сказал, что «эта Йога не для человека, но для Бога». Это можно сравнить с возможным ростом сознания клеток человеческого организма, что будет способствовать росту сознания всего человека. И никогда, ни одна из «самых устремлённых к совершенству клеток человеческого тела» не станет равной по уровню сознания самому человеку. Тогда в чём смысл эволюции сознания человека? Если сравнивать духовную работу человека с трудом работника какой-либо системы в земных условиях, то усилия этого работника по повышению своей квалификации приведут к повышению его социального статуса и, соответственно, зарплаты. И чем больше будет в этой системе квалифицированных работников, тем более успешной будет вся система. Такое сравнение, возможно, покажется не достаточно корректным, но  для искренно стремящихся к совершенству духовных искателей, Бог приготовил истинно Божественную награду – Супраментальные планы с их бессмертием, анандой и вечным восхождением по ступеням эволюции сознания.

Но в Ветхом Завете сказано, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Здесь будут уместными слова, сказанные Шри Ауробиндо, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Хотя подобие соответствует фрактальному принципу и всё живое на Земле, так же как и в Мироздании в чём-то подобно друг другу и всё это подобно Богу. Всё сущее в Мироздании подобно определённым граням Божественного (Брахмана). Поэтому, как человек является отражением какой-то из граней Бога, так и все без исключения формы жизни и неживые небесные тела являются проявлением Божественного. Все планы сознания и их обитатели – это всё является проявлением безличного Бога (Брахмана), но всё это пронизывает личностный дух Верховного Божества (Парабрахман), который из себя создал всё Мироздание.

Все люди, без исключения, находятся под влиянием сущностей каких-либо из планов Низшей полусферы. Причём, различные люди могут оказаться под влиянием сущностей различных планов сознания. Это связано с тем, что витальное тело человека становится воспринимаемым для сущностей витальных планов сознания, в тех случаях, когда эмоциональное состояние человека несколько повышено, и тогда такой человек становится «видимым» витальным сущностям того плана сознания, который созвучен эмоциональному состоянию человека. Особенность эмоциональных состояний человека заключается в том, что они всегда сопровождаются выбросом энергии, что всегда привлекает соответствующие силы низшей природы, так как энергия человека является для них пищей. Но человек может противостоять этим силам, используя для этого своё внимание. Если человек при исследовании своих различных эмоциональных состояний, достаточно восприимчив, что позволяет ему осознавать эмоциональные состояния в самом начале их возникновения, то его спокойное внимание, направленное на осознаваемое эмоциональное состояние, погасит возникающую эмоцию. В тех же случаях, когда человек может осознать своё эмоциональное состояние, но его внимание, при этом, направлено во внешний мир, то в это время он является лёгкой добычей витальных сущностей, что, в результате легко может привести к конфликту с тем, кто попал ему «под горячую руку».

В духовной работе человека есть одна очень важная особенность, которой с успехом пользуются силы Низшей природы. По мере того, как духовный искатель делает свою работу на пути к совершенству сознания, соответственно трансформируется его личность, что приводит к тому, что он начинает замечать у других людей те недостатки, которые прежде были свойственны ему самому. Но он не только замечает, но и указывает человеку на эти недостатки. Разумеется, это он делает, предполагая, что другой человек воспользуется подсказкой и постепенно исправит этот недостаток. Но чаще всего, результаты таких подсказок могут быть противоположными тому, что ожидал подсказчик. Эго человека, даже если он уже идёт духовным путём, всегда считает себя непогрешимым, и любые замечания встречает «в штыки». И не важно, какими были отношения этих людей прежде, они стонут менее близкими, чем были до этого. Для примера можно рассмотреть случай, когда человек, идущий духовным путём, практикуя внутреннюю упорядоченность и последовательность действий, которые являются необходимыми качествами духовного искателя, однажды подсказывает близкому для него человеку на одну из психологических особенностей его личности, которая проявляется в незавершённости реализации намерения, что неприемлемо в духовной работе. Эго в таких случаях или оправдывается, защищаясь, или нападает. Не напрасно Шри Ауробиндо говорил о необходимости в духовной работе освобождение от эго.  И ещё одна важная особенность в духовной работе, связанная с возрастом духовного искателя. Никогда не поздно человеку начинать внутреннюю работу, устремлённую к совершенству. Но существуют свои особенности, как для молодых искателей, так и для тех, судьба которых пробудила их стремление к  духовному совершенству в зрелом или даже в позднем возрасте. И если для молодых искателей основным препятствием являются различные витальные соблазны, то для людей старшего возраста, проблемы чаще всего могут быть, связанны с возрастными психологическими особенностями. Например, снижение памяти, повышенная самооценка, обидчивость, уменьшение круга интересов, трудности с изменением отношений к чему-либо, в связи с тем, что с возрастом человек становится всё менее гибким, и у него возрастает количество автоматизмов; снижается яркость восприятия реальности мира, и, кроме того, человек становится более тамасичным, по сравнению с более молодым возрастом, в нём увеличивается утомляемость и неуверенность в своих возможностях, необходимых для устойчивой устремлённости на внутреннем пути, и  т. д. Но это не является препятствием в духовной работе. Когда Шри Ауробиндо спросили, где он жил в прошлой жизни, он ответил, что жил во Франции и занимался тем же, что и сейчас, т.е. йогой. Он не сказал о результатах своих занятий йогой, но поднялся до планов Верховного разума он только в последнем воплощении.

И ко всему сказанному следует несколько слов добавить о внимании и приятии собеседника. Человек эволюционирующее социальное существо и эволюция его сознания возможна только в социальных условиях. Действительно, когда Сатана, искушая Иисуса Христа, сказал, что ему дана власть над этим (проявленным…) миром, то он имел в виду в первую очередь человеческий мир. И наиболее ценный опыт человек получает при социальных отношениях. К тому же власть Сатаны проявляется в первую очередь над человеком и через человека. Поэтому, внешние обстоятельства, в которых духовный искатель получает опыт, в большей своей части являются социальными. Мы здесь рассмотрим проблему общения, которая в духовной работе искателя имеет очень большое значение.

Нет двух людей, восприятие которых и понимание воспринятой реальности мира были бы одинаковыми. Это обусловлено многими причинами, как наследственными, так и приобретёнными в различных социальных обстоятельствах. Этот проявленный мир с его значимостями, для каждого человека, не зависимо от его судьбы и социального положения, является школой, в которой формируется и специализируется его сознание и внешняя исполнительная часть. Здесь под исполнительной частью подразумевается физическое тело человека, его витал и ум. У каждого человека есть своё предназначение, являющееся частью общечеловеческого предназначения. И этому предназначению соответствует не только уровень сознания человека, но и структура его внешней исполнительной части. Подавляющее большинство людей ведут потребительский образ жизни не только по отношению к природе, но и друг к другу. Реальность мира изменчива и человеку, чтобы быть адекватным меняющимся внешним условиям, необходимо не только осознание меняющихся обстоятельств, в которых он находится, но и понимание причин и целей этих изменений. И этому в значительной степени способствует общение между людьми, которое, в какой бы форме оно не происходило, является обменом мнений друг с другом. Мнение человека о чём-либо – это  его отношение к происходящему. Но так как поле мировоззрения у каждого человека имеет свои размеры, у одних оно своими границами тесно примыкает к ступня ног, и для таких людей всё происходящее в мире значимо в такой степени, в какой оно касается их самих и их благополучия. У других же оно может быть беспредельным, в просторах которого значимость самого себя кажется минимальной. И это не зависит от социального статуса этого человека. И поэтому такие люди самодостаточны, у них есть лишь одно мнение о реальности мира, который соответствует привычному для них благополучию или нет. Те же, поле мировоззрения которых не меряно и сознание которых имеет не одну грань, как у первых, а множество, никогда не бывают окончательно удовлетворены имеющимся мнением о чём-либо, и при общении они очень внимательны к собеседнику, который, о чём бы он ни говорил, высказывает своё мнение о какой-то грани реальности мира. И его слушатель, из мнений, высказанных собеседником, берёт для себя то, что может расширить его понимание происходящего в реальности мира. Зная это, мы можем понять ценность человеческих общений. Каждый человек «рисует свою картину реальности мира. Одни из них удовлетворяются написанием автопортрета, в котором имеется множество привлекательных деталей, не присущих оригиналу. И такой автопортрет остаётся неизменным в течение всей его потребительской жизни. Другие же,  рисуют картину мира необъятных размеров, которую постоянно обновляют, добавляя в неё ещё какие-то детали, которых не было прежде. При общении эти люди всегда заимствуют какие-то части мнений собеседника, которые созвучны их общей картине мира, или в чём-то дополняют её. Они не отбрасывают мнения других людей, Но берут из них то, что гармонично сочетается с их общей картиной мира. Но собеседником для человека может быть не только другой человек, но всё, с чем человек взаимодействует. Это могут быть книги, и средства массовой информации, и это может быть всё то, что окружает человека в настоящее время и даже то, что было в прошлом его народа и его страны и, конечно же, его самого.. Всё, с чем человек взаимодействует, вносит в структуру его сознания и всей его личности, какие-то элементы, даже независимо от его собственных предпочтений. Чем шире круг мировоззрения человека, тем глубже он осознаёт и понимает всё происходящее в мире, доступное его восприятию. Можно сказать, что корни Гностического Супраментального существа уже проявляются в современном человечестве. Когда Шри Ауробиндо сказал, что человек – это переходное существо к Гностическому Супраментальному существу. То его слова можно понять как создание Человека – Гностического существа, которое ещё не завершено. И можно предполагать, что Гностическое существо так же не является завершающим этапом творения человека, потому, что эволюции нет предела. Индийская (Ведическая) мудрость утверждает, что до Дня Брамы, в, котором сейчас находится Мироздание, прежде уже были триллионы дней и ночей Брамы, каждый из которых являлся очередным шагом Брамы (Бога) на пути Его бесконечного восхождения к Совершенству.

Но в истории человеческих стремлений известны случаи, когда человек, идущий духовным путём, уединялся, отстраняясь от всего мира, в своих стремлениях к божественному совершенству. И это не может не вызвать вопроса, касающегося необходимости взаимоотношений духовного искателя с проявленным миром. Каждый человек, идущий духовным путём, какое-то время, возможно, несколько лет, Находится между двумя силами, каждая из которых притягивает его в свою сторону. Низшая природа стремится удержать человека в пределах своей власти, в то же время в человеке возрастает стремление к Божественному совершенству. И в этом противостоянии человек переживает «расставание» с привычным для него миром. Длительность этих переживаний может быть достаточно большой, но интенсивность переживаний постепенно снижается и однажды человек осознаёт, что он свободен от притяжений Низшей природы, и его стремлениям уже ничто не препятствует. В это время он осознаёт чувство свободы и переживает состояние радости. Теперь все значимости материального мира уже не удерживают его, и освободившееся от них место всецело занято Богом. Это время, когда человек осознаёт необходимость уединения от всех проблем внешнего мира.

Но общение человека с внешним миром происходит на всех уровнях, даже на клеточном уровне, и во многих случаях такого рода «общения человек переживает как болезни. В современной генетике известно, что многие элементы генов состоят из частей, присущих вирусам, что в значительной степени способствует выживанию человека на физическом уровне. Но при вербальном общении людей друг с другом одновременно происходит общение и на витальном уровне. При этом происходит обмен энергиями далеко не всегда на равноценном уровне. К тому же, любая информация, которую получает человек при общении друг с другом, может как расширять информационное поле человека, так и разрушать его.

 

Опубликовано