Между человеком и действительной окружающей его реальностью существует определенный слой символов, источником которых является человек. И, к тому же, человек обозначил символами идеи реального и не реального, добра и зла, справедливости и несправедливости, высшего и низшего, конечного и бесконечного, свободы и несвободы, среди символов особое место занимают идеи Бога и дьявола, жизни и смерти, ада и рая. Все символы субъективны и то, что для одного добро, для другого – зло, что для одного справедливо, может быть для другого совершенно не справедливым. Одни и те же символы идей имеют различное значение в духовной и материальной жизни. Например, значимость материальных ценностей для духовного искателя является средством для работы над привязанностями к ним. В то же время для человека, погруженного в материальную жизнь, значимость этих ценностей определяет успешность его самореализации в материальном мире. Трудности, которые встречаются у человека в его внешней жизни, людьми, стремящимися к истине, оцениваются как средства, помогающие осознать свои несовершенства, а для человека, поглощенного материальной жизнью, как невзгоды, неудачи, Божественное наказание. Поэтому, первые будут благодарны за всевозможные трудности, так как они позволят изменить человеку самого себя, а вторые – недовольные этими же самыми трудностями, предпочтут менять внешние обстоятельства.
Очень часто идеи могут быть намеренно или ненамеренно использованы не адекватно их смыслу. Так, идея свободы была провозглашена как коммунистами в двадцатых годах двадцатого столетия, так и теми, кто разрушал социализм после Беловежских соглашений. При любом строе – государство является органом насилия и когда происходят революции или же перевороты, то в этом случае одно насилие сменяется другим, хотя идея свободы остается прежней. В советское время существовала еще одна идея, которая утверждала, что повышение материального благосостояния автоматически ведет к повышению уровня сознания. Но сегодняшние "новые русские" и олигархи свидетельствуют об обратном – повышение благосостояния может стать основной целью их человеческой жизни и полностью поглотить их сознание. В религии существует ложная идея отпущения грехов. В средние века для этой цели продавались индульгенции, в настоящее время это происходит на исповеди. Ложные идеи всегда рядятся в одежды истины, ожидаемого и желанного, и если мы внимательно присмотримся к окружающей нас действительности, то увидим, что в основе реальности сегодняшнего мира находятся ложные идеи. Такого рода идеи всегда ведут к деградации и хаосу, к страданиям людей и снижению уровня их сознания. Почему при этом снижается сознание? Потому, что основными стремлениями при этом являются желания людей в лучшем случае выжить, а в худшем – иметь какую-либо выгоду.
Наиболее «неприятные» указания Бога на человеческие несовершенства, для нас должны быть наиболее ценными. И не важно, через кого Он эти указания делает – или через близкого человека или через недруга. У каждого человека есть наиболее болезненное место, прикосновение к которому, неизменно вызывает яркую эмоциональную реакцию, которая показывает, что именно это несовершенство стремится защититься и не быть обнаруженным, когда эго в нас не желает расстаться с ним. Мы защищаемся или нападаем на наших обидчиков, а в действительности это Бог хотел помочь нам осознать наши несовершенства. Мы пытаемся различными способами избегать разговоров на больную для нас тему, и оставляем нашу несовершенную часть, наше препятствие на духовном пути, неизменной. Большинство людей защищают или оправдывают свои несовершенства или слабости не только перед другими людьми, но и перед самими собой, и когда замечают это, то страдают. Но тут же находят оправдание во внешних обстоятельствах, что в значительной мере успокаивает их. Нас можно сравнить с человеком, который пытается оставить берег своих несовершенств и переплыть реку, чтобы достичь другого берега, на котором находится истина. Мы даже уже вошли в воду и уже делаем первые взмахи рукой, чтобы плыть, но почему-то боимся отпустить другую руку, судорожно цепляясь за привычный для нас берег. Нам кажется, что теоретическая подготовка, которую мы получили, прежде чем войти в воду, была достаточной, и мы уже знаем, что надо делать, чтобы доплыть до противоположного берега, но, то ли привычка быть неизменным, то ли страх путешествия через реку, мешают нам отпустить руку от берега, который прежде был для нас опорой. И пусть эта опора была иллюзорна, но человек уж так устроен, что предпочитает синицу в руках журавлю в небе – мы боимся быть другими, не такими как все.
Работа с эго, от которого необходимо избавиться на духовном пути, может казаться бесконечной, так как каждый план сознания вплоть до планов верховного разума содержит в себе своё всё более утончённое эго. И у человека может невольно возникнуть вопрос: почему Бог позволил силам низшей природы разделить человека на две части – внешнюю, находящуюся под управлением эго и внутреннюю – истинную, для того, чтобы потом человек избавился от него? Но не будет ли это противостоянием Богу. Конечно, религиозный человек скажет, что сатана противостоит Богу и поэтому эго в человеке – это результат его противостояния. Но тогда Бог не всемогущ и даже не вездесущ, так как он не может избавиться от сатаны и к тому же, не знает о его замыслах. Но мы здесь уже говорили о том, что человек потенциально подобен Богу. И тогда стоит обратить внимание на низшую сферу планов сознания, которая «для чего-то Богу нужна». Практически, эта низшая сфера планов сознания представлена и в человеке, в котором она находится под управлением эго. Всё это свидетельствует о том, что эго в человеке является необходимостью в его внутренней работе на духовном пути, на котором человек не только поднимается по «ступеням» планов сознания, но и тренирует свою волю, внимание, и другие психологические качества, освобождаясь от влияния сил низшей сферы миров, чтобы достичь ещё большего созвучия с Божественным намерением, на пути к окончательному формированию Гностического существа. Человек является частью Божественного в его стремлениях и усилиях на путях к его бесконечному совершенству. Поэтому, будучи активной частью Божественного, он осознаёт эти усилия, как свои собственные, а своё намерение на духовном пути, осознаёт, как часть намерения Божественного в его бесконечной работе на путях к всё возрастающему совершенству. Шри Ауробиндо говорил, что эта йога (Интегральная Йога) не для человека, а для Бога. Можно сказать точнее – эту йогу делает не человек, а Бог, в то же время человек является частью Бога и одним из средств, которые Бог использует в своей работе. Тогда все усилия, которые совершает человек на пути к совершенству – это усилия Бога, а то, что человек принимает эти усилия за свои, является иллюзией человека. Удобной иллюстрацией к духовной работе человека может быть символ креста. Рассмотрим эту метафору подробнее.
Символ креста очень древний. Ему уже много тысяч лет. Этот символ имеет не одно значение. Его можно понимать, как распятое в материи внутреннее истинное существо, о нем можно думать, что это судьба, которую мы должны принимать со смирением, он может обозначать в своей вертикальной части – духовное восхождение, а горизонтальная часть это наш материальный мир, который может и должен быть превзойден, крест может быть еще и символом страданий. Это последнее значение появилось со времени распятия Иисуса Христа. Но символ креста имеет свою вершину, т.е. свой предел, которого в действительности нет. По пути восхождения может быть бесконечное количество горизонтальных частей этого креста, которые как ступени поднимаются в бесконечное восхождение, так как эволюция сознания человека – бесконечна. И этот крест, который бесконечен, внутри нас. Для человека нет необходимости идти куда-то, для того, чтобы его восхождение было более эффективно, потому что это восхождение он совершает внутри себя самого. Таким восхождением человек вечно приближается к своему совершенству, которое, практически, вечно недостижимо. И это прекрасно! Это обещание вечного восхождения, это вечное углубление в Божественную истину и могущество. И не надо падать духом, что в начале пути человек постоянно оступается, надо помнить, что падения – это ситуации, которые дают нам опыт, и что не имеет значения, как часто мы оступаемся, имеет значение насколько мы упорно снова поднимаемся и, отряхнувшись, снова идем вперед. Не надо страдать над своими несовершенствами, перед кем-то исповедоваться в своих грехах. Важно осознавание своих несовершенств, чтобы в дальнейшем не делать подобных ошибок. Жить изнутри, вот главная задача, которую должен постоянно решать духовный искатель и только тогда он может быть не захвачен внешним миром, только тогда у него появиться возможность подниматься все выше и выше, преодолевая свои привязанности и несовершенства. Жить изнутри это и есть неделание, отстраненность. Но мы захвачены и привязаны не только к вещам и идеям, мы захвачены программами природы, через которые она управляет нами, мы захвачены желанием прогресса и освобождения от несовершенств, мы можем быть захвачены нашей чистотой и безгрешностью. Все, что придает нам хоть в какой-то степени значимость, порождает удовлетворение, а это реакция эго, которое держит нас в плену. Нужно быть другим, а не стремиться быть другим.
Что в нас осознает различные внутренние состояния? В начале духовной работы может осознавать в нас только какая-то часть нашего сознания, которую мы называем «свидетелем». Иногда эта часть не имеет силы, чтобы препятствовать захваченности, и человек действует, идя на поводу своей захваченности, но в дальнейшем, если духовный искатель остается настойчивым в своей работе и достаточно бдительным, его сознание может полностью освободится от всевозможных захваченностей и с этого времени появляется возможность контроля за витальными и ментальными реакциями. Практически человек не имеет свободного времени от захваченности, он только переходит от одной из них к другой. Один и тот же опыт в различных вариантах может повторяться много раз до тех пор, пока мы не осознаем те несовершенства, которые притягивают этот опыт. Если мы настолько несознательны, что продолжаем, не смотря ни на что, видеть причину в своих переживаниях во внешнем мире, то начинаем ходить по кругу. Наш рост или подъем по вертикальной части креста прекращается, и мы остаёмся на его горизонтальной перекладине. Обычные люди, считают ли они себя религиозными или нет – живут в горизонтальной части креста, но мало кто живет духовной жизнью: "Много званных, да мало избранных".
Каждый человек несет крест свой. Это не только дхарма, или судьба, существует другое, более высокое значение этого выражения. Через каждого человека проходит не только горизонталь нашего материального мира, но и вертикаль возможного духовного восхождения. Именно в этом был смысл видения Иакова, когда он увидел лестницу и поднимающихся по ней ангелов. Это еще и обещание человеку, данное Богом, его великого предназначения. И этот крест несет каждый из нас. И от нас зависит, какой путь мы изберем. Мы уже стоим на перепутье, но материальный мир цепко держит нас, не давая нам возможности оторваться от его соблазнов. В подобной ситуации последнее слово всегда остается за человеком. Что мы изберем – или жизнь цивилизованного и разумного животного, или же путь, ведущий к великому человеческому предназначению. Конечно, невозможно вот так сразу встать на духовный путь. Пусть это вначале будет некий интерес, затем периодически какая-то работа, которую человек выполняет в этом направлении. И это может продолжаться достаточно долго. Но, в конце концов, придет время, когда божественная работа станет смыслом жизни человека и тогда материальные соблазны перестанут быть такими привлекательными, как это было прежде, когда человек стоял на перепутье. Почти всегда остановки на духовном пути воспринимаются человеком, как падения или же непригодность себя для духовной работы. Но важно не это, падения имеют значение только в том, что помогают нам осознать свои несовершенства, но в это время происходит накопление внутренней силы, для того, чтобы мог быть сделан следующий шаг. В чем же смысл этого мира для человека? Отношения человека с окружающим его миром может пониматься в двух аспектах. Во-первых, этот мир необходим для того, чтобы осуществить отбор на званных и избранных. На тех, которые предпочтут остаться во власти этого мира и, тех, которые пройдя все испытания соблазнами, выйдут очищенными из этого мира, чтобы выполнить свое Божественное предназначение – трансформация материальной, несовершенной природы в Божественную совершенную природу. И этот крест возможностей человека есть только отражение креста вселенского, потому что позади всех низших миров и сил незримо присутствует высочайшая Божественная сила, которая используя все возможности низших несовершенных миров, делает свою эволюционную работу, чтобы поднять их до уровня высочайшей Божественной истины. Мать Мирра – соратница Шри Ауробиндо, однажды сказала, что когда силы низшей сферы миров выполнят своё предназначение – они будут трансформированы. Здесь же можно вспомнить слова Шри Ауробиндо, который говорил, что до нашей современной человеческой цивилизации «на Земле было много цивилизаций», и каждая из них исчезла, оставив после себя, в лучшем случае, археологические следы. Можно сказать, что каждая цивилизация закончилась апокалипсисом. Но для современной человеческой цивилизации, сказал Шри Ауробиндо, апокалипсиса не будет. И это – надежда. Современное человечество сделает очередной эволюционный шаг к Гностическому человечеству.