При работе над несовершенствами, необходимо помнить, что основным, над чем человек должен работать – это эго, которое использует несовершенства человека в своих целях, т.к. основная задача эго – отделить человека от единства со всем сущим в Мироздании, подчинить его своей воле, привязать его к значимостям проявленного мира и всеми способами не позволять ему в своих стремлениях выходить за пределы интересов, связанных с этими значимостями.
Проявленный мир, словно мозаичная картина состоит из множества разнообразных значимостей. И на что бы человек не обратил своего внимания, он будет упираться в какую-то очередную значимость. Человека в проявленном мире можно сравнить с заключённым в камере, в которой зарешёченные окна находятся под самым потолком, а двери никогда не открываются. Владельцем этой камеры является низшая природа, а её надзирателем человеческое эго. Всевозможные эмоциональные состояния, влечения, побуждения и процессы взаимоотношений с окружающей человека реальностью инициирует и контролирует эго, поэтому, отделение человека от единства с проявленной и непроявленной реальностью мира для эго является необходимостью, не следуя которой оно не получит власть над человеком. Здесь можно вспомнить отца Александра Македонского – царя Филиппа, который провожая своего сына в завоевательный поход напутствовал его словами: «разделяй и властвуй».
Отделив человека от его единства со всем Мирозданием и всем сущим на Земле, эго сделало человека своим инструментом в его взаимоотношениях с реальностью мира. В результате, человек в своём неведении стал считать эго своим «я», и, отсюда, его «я хочу или я не хочу», «это – добро, а это – зло», «этот плохой, а тот хороший» и, самое главное – это значимость самого себя, гордыня, стремление к власти, отсутствие совести и сострадания. Человеческая социальная пирамида основана на возможностях человеческого эго. Эго, отделив человека от всего сущего на Земле, создало условия, в которых «я» противостоит и взаимодействует со всем, что «не я». И для эффективности взаимоотношений с «не я», оно весь проявленный мир разделило на значимости. Особенностью этих значимостей является то, что ценность их не одинакова и второй особенностью является возможность суммировать эти значимости, даже если они иллюзорны, что создаёт для эго возможности беспредельно повышать свою значимость. Действительно, даже самый никчемный и даже примитивный и мало значимый человек, занимающий высокое положение в социальной пирамиде, имеющий большую власть и материальные богатства будет находиться в ореоле великой значимости, потому что все его значимости суммируются вокруг него, создавая у подавляющего большинства людей иллюзию его величия. Эго привязывает человека к всевозможным значимостям проявленного мира, создавая у него иллюзию, что эта проявленность с её значимостями, от микро, до мега мира, является единственной реальностью мироздания, а всевозможные значимости, из которых этот мир состоит, являются единственными ценностями, владение которыми должно быть смыслом жизни человека и его предназначением. Эго стремится к тому, чтобы мировоззрение человека не содержало в себе ни другие смыслы жизни, ни другие её предназначения. В Новом завете описан эпизод, когда сатана, властью искушая Иисуса Христа, говорит ему: «Мне дана власть над этим миром…» и, «кому хочу, тому даю её». Именно ради власти эго овладело человеком и все его проявления, только утверждают эту власть. Человек, оказавшийся в плену иллюзий эго, потерял знания о своём истинном предназначении и, вследствии этого, потерял истинную цель и смысл своей жизни. Но человек должен знать, что значимости проявленного мира имеют своё основное духовное предназначение. Человек, идущий духовным путём, не привязывается к значимостям проявленного мира, но осознаёт их влияние на состояния людей и их взаимоотношения, искажённые этими влияниями. И эти взаимоотношения касаются не только тех людей, которые целью своей жизни считают приобретение и использование значимостей этого мира, но и духовного искателя.
Дело в том, что под властью эго в каждом человеке, привязан ли он к значимостям проявленного мира или же идёт духовным путём, находятся многие субличности, каждая из которых является представителем какого-то плана сознания низшей сферы миров. Человек воспринимает эти планы сознания как определённые эмоциональные состояния, возникающие при взаимоотношениях людей друг с другом. «Дирижёром» этих субличностей является человеческое эго. И тогда понятно, почему эго стремится к значимости и власти. Дело в том, что все планы сознания низшей сферы миров в своей основе имеют стремление к власти. Именно она способствует замкнутости каждого плана сознания, и даже в какой-то степени, их одномерность. Действительно, управлять одномерными формами жизни можно более эффективно, так как для этого требуется меньше всевозможных средств. Ну и, кроме того, каждый план сознания низшей сферы миров имеет своё конкретное предназначение, для выполнения которого им совсем не обязательно быть такими же многомерными, как человеческие существа. Человек – подобие Бога и отражает в себе всё мироздание с его множеством вселенных и его истинное предназначение так же потенциально соответствует предназначению Бога. Поэтому, человек – эволюционирующее существо, а формы жизни планов сознания низшей сферы миров создают для человека те условия, которые необходимы для эволюции его сознания. Другими словами, они только средства, необходимые для эволюции человека, в то же время не являются эволюционирующими существами. Таким образом, сатана всячески старается противостоять Богу, но в результате, делает всё, что соответствует намерению Бога.
Существует много путей, ведущих за пределы проявленного мира, и все эти пути начинаются в проявленном мире с его значимостями. Духовным путём может быть только тот, который соответствует намерениям Божественного – вечное стремление к совершенству. Одного почитания и поклонения Божественному недостаточно. Мы, люди, потенциально содержим в себе всё Мироздание и Божественный вложил в нас все возможности, которые, опять-таки потенциально присутствуют в каждом человеке. Вся низшая сфера миров существует для того, чтобы завершить формирование человека – бессмертного Гностического существа. Шри Ауробиндо говорил, что современный человек – переходное существо. Нас, людей, можно сравнить с личинкой амбистомы – аксолотлем, который может в течение многих поколений размножаться, как взрослое земноводное и только при определённых условиях превращается в амбистому. Но мы знаем, что у Бога нет ничего случайного, лишнего или избыточного, всё у Него имеет свое предназначение. И, если в человека вложены определённые потенциальные возможности, то это свидетельствует о том, что Бог определил направление эволюции сознания человека, и потенциальные возможности – это карта пути, которым человек должен пройти. Но пути человеческого предназначения имеют определённые особенности – направление каждого следующего шага человек «видит» только тогда, когда завершён шаг предыдущий. Эта особенность путей предназначения человека связана с тем, что человек может сделать следующий шаг на пути своего предназначения, когда он готов к нему, а состояние готовности к каждому следующему шагу формируется в период предыдущего шага. Человек должен понимать, что все его проблемы возникают только потому, что в нём не было состояния готовности при встрече с определёнными привлекательными для него обстоятельствами, которые, в связи с этим, стали для него в последствии проблемными.
Для эго очень важно, чтобы человек был ограничен в осознании скрытых в нём способностей, и чтобы он даже не пытался открыть в себе потенциальные возможности, заложенные в него Богом. Одно из качеств, необходимых в духовной работе – восприимчивость, которая должна быть достаточно высокой, чтобы духовный искатель мог своевременно воспринять и осознать влияния более высоких планов сознания, предшествующие его следующему шагу на внутреннем пути. Человек при этом должен успеть осознать, в каком состоянии он находился при нисхождении на него влияний более высоких планов сознания, и постараться удержать это состояние. Он должен запомнить его, чтобы воспроизвести в следующий раз и удержать его, этим самым, способствуя нисхождению в его существо более высокому потоку сознания. И чем выше восприимчивость, тем легче духовный искатель будет открываться нисходящим свыше потокам сознания, и тем легче будет осознавать влияния сил низшей природы, стремящихся отвлечь его от исследования в себе различных внутренних состояний.