Обычно человек проявляет свою активность при отношениях с реальностью мира, будучи несознательным, руководствуясь необходимостями, через которые проявляет себя Низшая природа, и это делает человека относительно одномерным существом. У одномерных существ, населяющих планы сознания Низшей полусферы, отсутствует способность критически оценивать свою активность в период её реализации – в «здесь и сейчас». для них это становится возможным только «задним числом», когда действие уже совершено. У обывателя, определённая активность которого зависит от необходимостей, так же отсутствует критическое отношение к своей активности в «здесь и сейчас», но только «задним числом», когда дело уже сделано, а слова сказаны. При следующей необходимости деятельность человека-обывателя может осуществляться уже на другом плане сознания, при этом, как и прежде, у него будет отсутствовать критическое отношение к своей деятельности в «здесь и сейчас». Тогда, обыватель, в отличие от сущностей, обитающих на других планах сознания Низшей полусферы, одномерен относительно, так как его активность под влиянием необходимостей, может осуществляться на различных уровнях сознания, что даёт ему возможность критически относиться к тем действиям, которые осуществлялись им прежде. Но в каждом случае проявления какого-либо вида активности, намерения в человеке формируются или им самим, или силами Низшей природы. Всё зависит от уровня сознания человека и сформирован ли у него «Свидетель».
Очень важное значение для человека имеет направление его захваченности. Она может быть направлена к значимостям проявленного мира, что делает сознание человека ограниченным только его внешними ценностями. И человек может быть захвачен стремлением к Божественному совершенству. Подавляющее большинство людей захвачены ценностями внешнего мира, что соответственно трансформирует их сознание, делая его ограниченным и только немногие захвачены стремлением к бесконечному Божественному совершенству. Но, не следует осуждать одних и превозносить других, так как судьба каждого человека, и его предназначение определяются Намерением Бога. Проявленный мир, доступный осознанию человека, является ничтожно малой частью Божественного Мироздания, и обыватель сфокусирован на каких-то элементах этого проявленного мира, которые определяют не только границы его мировоззрения, но и смысл его жизни. Можно сказать, что сознание человека, в таком случае, ограничено пределами значимостей, привычной для него реальности. Обыватель не способен осознать, что проявленный мир – только школа, потому что таково его предназначение в этой жизни.
Намерения каждого человека соответствуют его предназначению. И если внимание обывателя сосредоточено на привычных для него материальных ценностях, то внимание духовного искателя раскрыто для восприятия реальности всего Мироздания. И если обыватель живёт в разделённом мире на «я» и «не я», то духовный искатель осознаёт единство всего сущего в Божественном мироздании. И есть ещё другие важные отличия намерений обывателя и духовного искателя. Если первый находится на пути, который имеет своё начало и свой конец, то второй идёт путём, которому нет предела; и если направление жизненного пути первого, определяется принципом добра и зла, то для второго, идущего внутренним путём, нет добра и зла, но всё, что происходит во внутреннем и внешнем мире, является для него средством для получения духовного опыта.
На духовном пути очень важна осознанность человека, так как она способствует возрастанию единства с Божественным намерением, что в свою очередь ведёт к трансформации не только сознания духовного искателя, но и всего его существа. Это происходит потому, что по мере того, как намерение человека приобретает всё большее созвучие с намерением Бога, оно становится проводником Могущественного намерения Бога, и у духовного искателя открываются возможности восприятия Супраментальных планов сознания, что приведёт к супраментальной трансформации всего человеческого существа. При единстве намерении человека и намерения Бога у человека открывается вера, позволяющая ему творить чудеса, так как в человеке в это время проявляет себя не его человеческая воля, а воля Бога.
И так, у каждого человека есть своё предназначение, и люди, все вместе, являются частью духовной пирамиды. Но есть пирамиды социальные, политические, пирамиды правосудия, пирамиды людей, занимающихся наукой, религиозные и пирамиды вооружённых сил и т.д. И очень часто, одни и те же люди являются частью нескольких пирамид. Внизу духовной пирамиды находятся люди, очень далёкие от духовности. Но все уровни пирамиды нужны в работе духовного искателя, так как создают условия, необходимые для внутренней работы. И чем выше в пирамиде духовности находится человек, тем в большей степени проявляются в нём духовные качества. На вершине этой пирамиды находятся люди, посвятившие всю свою жизнь служению Божественному. Однажды Шри Ауробиндо сказал, что он хотел бы быть рабом у Бога. Одним из признаков проявления рабства является разделение на «я» и «не я», в котором один из них господин, а другой – раб, выполняющий волю господина. При этом, взаимоотношения между господином и рабом в большинстве случаев насильственные, так как для большинства людей на Земле Господином является Сатана. Свою насильственную власть он проявляет, используя для этого властолюбивых людей. Кстати, в той или иной степени стремление к власти, пусть незначительной, даже под маской заботы о другом человеке, проявляется у большинства людей, что, нередко, создаёт конфликтные ситуации. Так как «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим» (слова Шри Ауробиндо), то никакого насилия со стороны Бога человек не испытает. Но тут, возможно прозвучит протестующий голос, говорящий о наказании человека Богом за совершённые грехи. И Крайне жестоким наказанием являются вечные муки грешников в аду. Но объяснения этому можно найти в религиях, которые стремятся сохранить власть над своими последователями и обещают всевозможные посмертные кары тем, которые ведут себя недостойно в этой земной жизни. Здесь можно вспомнить раскаяние разбойника на кресте, которое радикально изменило его посмертное существование. Витальная душа каждого человека посмертно оказывается на тех планах сознания, которые соответствуют идеалам, образу жизни и стремлениям человека. Другими словами, уровню его сознания. Поэтому, у каждого человека свой ад и свой рай. И если человек при жизни ведёт себя как раб, и такое отношение его к внешним обстоятельствам для него естественно, то после физической смерти его витальная душа может попасть на тот план сознания, на котором привычные для него рабские отношения к обстоятельствам в земной жизни будут особенно ярко выражены. Более того, Витальная душа человека имеет только одно измерение, и в этом она подобна сущностям других планов сознания Низшей полусферы миров, не осознающих свою одномерность и, не имеющих выбора. Если же человек искренне раскаялся, т. е. радикально изменил своё отношение к себе такому, каким он был прежде. Или, если сказать иначе, отверг в себе ту часть своего сознания, которая прежде находилась в полной власти эго, то посмертная судьба его витальной души будет совсем иная, так как будет соответствовать более высокому и светлому плану сознания.
И ещё раз, коротко о сдаче себя в руки Божественной Матери. Всю работу по реализации намерения Бога делает Божественная Мать. И это происходит даже тогда, когда духовный искатель прилагает необходимые усилия на пути к Божественному совершенству. Но при этом, та часть намерения Бога, которая была придана человеку, и которую он использует в своей духовной работе, остаётся в значительной своей части отделённой от намерения Бога, которое реализуется Божественной Матерью. И, в связи с этим, значительно менее эффективно реализуется человеком. Любые усилия, которые духовный искатель использует в своей внутренней работе, менее эффективны, чем работа Божественной Матери. Поэтому, очень важно, чтобы человек, идущий духовным путём, предал себя в руки Божественной матери и просил её помочь ему в его усилиях на духовном пути.