СОЗДАНИЕ «СВИДЕТЕЛЯ»

 

Если человек осознает какие-либо свои состояния, в которых он находился, или же поступки, совершенные им, только тогда, когда все это уже осталось позади, то мы можем сказать, что у такого человека нет внутреннего «свидетеля», который всегда существует «здесь и сейчас». Внутренний «Свидетель» формируется в нашем сознании нашим истинным «Я», по мере того, как мы делаем усилия для осознания различных наших состояний или действий. На первый взгляд кажется, что «свидетеля» формирует человек, стремящийся к осознанию различных своих состояний или своего поведения, но в действительности это не так. «Свидетеля» создает истинное «Я» человека.

Истинное «Я» в человеке формируется центральным существом, которое является тем аспектом Божественного, который оставаясь неизменным поддерживает всю нашу природу. Центральное существо в человеке проявляет себя как Дживатман – наше истинное существо, расположенное над головой и контролирующее человеческое существо в каждом из его индивидуальных воплощений. Кроме того, Дживатман, на каждом уровне сознания создает определенную субстанцию, представляющую его самого. На уровне ума – истинное ментальное, на витальном уровне – истинное витальное, на физическом уровне – истинное физическое, но истинным его представителем всегда является наше истинное «Я», или психическое существо, поддерживающее на материальном уровне индивидуальный разум, жизнь и тело человека. Центральное существо и истинное «Я» человека, являясь двумя аспектами Божественной сущности, иногда называются его бессмертной душой.

Истинное «Я» человека, сформированное Дживатманом, по мере своего созревания, все в большей степени влияет на сознание человека, на его интересы и отношения к реальности этого проявленного мира. В связи с этим, человеческая жизнь постепенно меняет свое направление. То, что прежде казалось самым важным, постепенно отходит на второй план, а то, на что человек прежде не обращал никакого внимания, становится для него интересным и привлекательным. Одновременно с этим психическое существо постепенно меняет и окружающую реальность, создавая те условия, которые нужны человеку для получения необходимого внутреннего опыта. Фактически, истинное «Я» человека постепенно начинает управлять его сознанием. Это очень важный период человеческого существования на Земле – если прежде низшая природа прилагала все свои усилия, чтобы удержать внимание человека фиксированным на внешних ценностях, и ей это неплохо удавалось, то теперь для человека наступает переоценка ценностей. Кроме того, в этот период человек более пристально начинает наблюдать за своими внутренними и внешними реакциями, и причиной этому являются ни какие-то внешние обстоятельства, а начало формирования истинным «Я», или психическим существом, «Свидетеля». В сознании человека формируется своеобразный остров, независимый от всей остальной части сознания, который недоступен каким бы то ни было внешним влияниям, в том числе и различным внутренним состояниям, которые прежде могли захватить сознание человека. Но теперь уже не всего сознания, а только части его, которая еще пока не находится под полным влиянием истинного «Я» человека. В этот период осознание самого себя человеком перемещается в «Свидетеля». Это очень интересный этап внутренней работы человека, когда он может действовать во внешнем мире и в то же время наблюдать с позиции «Свидетеля» и за своими действиями, и за внутренними состояниями, которые иногда еще возникают, как ответная эмоциональная реакция на различные внешние обстоятельства. При этом человек ясно осознает, что сам он только свидетельствует свои состояния и то, что происходит во внешнем мире, но не участвует во всем этом. Такое состояние называется отстраненностью или неделанием. Действительно, душа человека, которая и является истинным Человеком, не участвует во всем этом, а ментал, витал и физическое тело, которые в какой-то степени автономны, являются только инструментами души, её временной оболочкой.

Практически, формирование свидетеля может начаться с наблюдения за своими эмоциями, и если вначале это происходит с некоторым опозданием, то потом это происходит одновременно, что приводит к тому, что «Свидетель» не позволяет эмоциям захватить сознание и сделать человека инструментом тех сил, которые породили в человеке определенное эмоциональное состояние. Это становится возможным только потому, что свидетель имеет свою собственную волю, способность осознания и различения.

Формирование свидетеля может начинаться и при осознании движения тела или позиции, в которой находится физическое тело. Это возможно при ходьбе, когда человек внезапно обращает свое внимание, что тело его идет автоматически, а сознание только изредка несколько поправляет его. И если в первом случае человек осознает, что эмоции ему не принадлежат, то во втором – что тело это не он, а только носитель его.

Некоторые из духовных искателей считают для себя утомительным постоянно быть бдительными, чтобы не пропустить какие-либо внутренние состояния или же желания, так как при этом кроме бдительности необходимо еще и постоянное различение и оценка своих действий и состояний. Но намеренная бдительность, когда человек стремится не пропустить, какое бы то ни было внутреннее движение, довольно быстро становится автоматическим и осознание своих внутренних состояний и внешних действий перестают быть в тягость.

Некоторые из людей, начинающие духовные практики, пытаются определить, за какими состояниями они должны наблюдать вначале, а какие можно отложить на более позднее время. Такого рода заботы не должны беспокоить человека, так как это не он, а его психическое существо, которое мы называем истинным «Я», организует всю работу. Поэтому, последовательность, в какой должен наблюдать человек за своей внешней частью, не должна беспокоить его, так как все определяет его душа.

Конечно, здесь можно спросить, а для чего тогда человек должен делать усилия, для того чтобы осознавать различные состояния, желания, стремления и побуждения, да к тому же ещё и различные действия. Пусть все это делает его истинное «Я». Все дело в том, что человек и так сам почти ничего не делает, но считает, что все прилагаемые усилия принадлежат ему. Сознание человека имеет только одну возможность – направлять и удерживать свое внимание или на внешнем мире, или на своей внутренней истинной части. При этом, внешний мир настойчиво стучится в двери сознания всевозможными соблазнами, стремясь повернуть его внимание в свою сторону (к внешнему миру относятся также ум, витал и физическое тело).

Человек служит тому, что находится в центре его внутренней вселенной. Поэтому так важно формирование высокого мировоззрения. Все, что существует на проявленном и непроявленном планах является частью мировоззрения человека. И если представить нашу внутреннюю вселенную как Солнечную систему, то в центре её может находиться что угодно кроме Солнца – символа супраментальной истины. Там может находиться человеческое тело и тогда все интересы человека будут вращаться вокруг его тела, там может быть его витал и такой человек будет служить своим витальным удовольствиям и удовлетворять свои многочисленные витальные потребности. В центре внутренней вселенной могут быть всевозможные материальные интересы, и человек станет их рабом. Внутренняя вселенная может вращаться вокруг какой-либо идеи или системы, и человек будет обслуживать эту систему или идею, считая её смыслом своей жизни. На чем постоянно сосредоточено внимание человека, тем он и становится.

Человек, у которого сформирован «Свидетель» является «всем», потому что он ни к чему не привязан и ни от чего, принадлежащего этому проявленному миру, не зависит. Возможно, здесь может возникнуть возражение, так как во вселенной все едино и поэтому все взаимозависимо. Это не совсем так, потому что зависимость не содержит в себе согласия зависимой стороны, другими словами, она насильственна. В то же время единство – это полное согласие, гармония и свобода во взаимоотношениях, в которых нет господина и подчиненного, или раба. В единстве нет насильственности, что характерно для нашего проявленного мира.