Когда ты станешь способен увидеть, как
необходимо страдание обретению высочайшего
наслаждения, промахи и ошибки достижению
высочайшей эффективности, а задержки –
достижению высочайшей скорости, тогда ты,
возможно, начнёшь что-то понимать, хотя
слабо и смутно в деянии Бога.
Шри Ауробиндо
Каждый человек и каждое живое существо на Земле имеет двойственную природу, благодаря чему возможно его существование и его эволюция. Действительно, у мужчин хромосома имеет двойную спираль – одна из них мужская – «У» хромосома, а другая, со знаком «Х» – женская. Причём, Левое полушарие у людей преимущественно мужское, в то же время, правое полушарие, творческое – женское. И, кроме того, гормональная система человека так же имеет двойственную природу – она вырабатывает как мужские, так и женские гормоны, но у мужчин преобладают мужские, а у женщин женские. Но в преклонном возрасте у женщин уменьшается количество женских гормонов, а у мужчин – мужских. Поэтому в этом возрасте снижается и исчезает половое влечение, как у мужчин, так и у женщин и, соответственно, меняются предпочтения, понимание мира и намерения человека.
Но на самом деле все намерения, появляющиеся у живых систем – это всё намерения Бога. У Бога – бесконечный океан намерения, в котором определены все судьбы объектов мироздания, независимо от того люди это или животные. Причём, в этом океане намерения предусмотрена возможность выбора человеком направлений своей судьбы. Мы однажды уже говорили, что возможности человека, прежде находящиеся в нейтральном состоянии открываются на две свои противоположности. Одна из них более высокая, а другая, соответственно, более низкая. Например, одна из них содержит в себе высочайшее наслаждение, а другая, соответственно, глубочайшее страдание. Но реальность Божественного Мироздания имеет множество граней, каждая из которых имеет свои противоположности, например, вечность и смертность, Гениальность и примитивность, сознательность и бессознательность, жажда знаний и отсутствие стремления к знаниям, мгновенная передача информации и блокирование её, и т.д. Но самое главное – это разделение на совершенное и несовершенное. При этом абсолютным несовершенством является инертная, тёмная, неподвижная субстанция Мироздания, в то же время всё зависит от изначального Намерения Бога. Таким образом, Бог разделил на противоположности прежде нейтральную субстанцию мироздания, и состояния этих противоположностей удерживаются различными формами жизни, соответствующих планов сознания, так как они являются естественными и необходимыми для их существования. Практически, все обитатели различных планов сознания стремятся поддерживать свой способ существования, соответствующий частоте вибраций их плана сознания, этим самым сохраняя многогранность Божественного Мироздания.
Шри Ауробиндо сказал, что планы сознания низшей полусферы не эволюционируют. Не эволюционируют, потому что у них нет выбора, как у эволюционирующих существ, например, у человека. И они, неэволюционирующие существа, стремятся соответствовать тем условиям и обстоятельствам, которые характерны для какой-то одной из граней реальности Мироздания, относящихся к низшей полусфере планов сознания. И у них не возникает побуждения, следовать тем интересам, которые своими вибрациями не созвучны их плану сознания. В то же время, человек содержит в себе возможности всех планов сознания не только низшей сферы миров, но и супраментальных планов. Поэтому у людей так много всевозможных намерений и стремлений, каждое из которых соответствует какой-то одной грани реальности Мироздания. Человек, своим существованием поддерживает состояние многогранности Мироздания и возможность его бесконечной эволюции сознания. Мы здесь говорим о человеке, живущем на Земле, но, возможно, каждая галактика имеет свою планету, на которой обитают эволюционирующие существа, и есть своя низшая полусфера не эволюционирующих планов сознания. Неэволюционирующие планы сознания так же необходимы для эволюции сознания эволюционирующих существ, так как они являются источниками конкретных эмоциональных состояний, каждое из которых соответствует определённому плану сознания низшей сферы миров.
Не эволюционирующие планы сознания – это своеобразные ступени восхождения, для идущих духовным путём. И в то же время это – источники различных эмоциональных состояний, которые должен отвергать человек, стремящийся к Божественному совершенству. Здесь имеется ввиду, что духовный искатель расщепляет свою личность на две части, одна из которых имеет более высокое сознание и содержит в себе больше света и внутреннего покоя, в то же время другая часть – эгоистическая, противоположная по знаку, содержит в себе стремление к значимости и даже превосходству в чём-либо над другими людьми, имеющая более низкое сознание. Духовный искатель, словно своеобразный охотник, выслеживает в себе любые проявления эго и не позволяет им реализовать себя во внешнем мире. На самом деле, внутренняя работа духовного искателя направлена на отвержение всевозможных проявлений эго и сохранение внутреннего состояния глубокого покоя. Планы сознания низшей полусферы миров, словно лестница сознания восходят к планам Верховного разума. Но духовный искатель может подняться на следующую более высокую ступень, только тогда, когда разделит себя на две части, одна из которых находится под управлением эго и имеет более низкое сознание, а другая – более высокое. На планах Верховного разума это разделение заканчивается. Особенностью такого внутреннего восхождения является то, что каждый следующий более высокий план сознания имеет более изощрённые проявления эго. Человек, находящийся на предыдущем плане сознания, а это всегда бывает, если он ещё не отделил свою более высокую часть сознания от его, более низкой части, находящейся под властью эго, не способен осознать проявлений эго на следующей более высокой ступени сознания, по двум причинам, первая из них состоит в том, что эго на каждой, более высокой ступени сознания проявляет себя более тонко, так как при своих проявлениях использует маску истины, и тогда его проявления кажутся выражением истины. И если на первых ступенях сознания эта маска в значительной степени прозрачна, и позволяет рассмотреть скрываемые цели эго, то на более высоких ступенях лестницы сознания, маска, скрывающая намерения эго, становится всё более изощрённой и всё более похожей на истину и осознать позади такой маски проявления эго может только тот человек, который имеет хорошо развитую способность к различению. И второй причиной, препятствующей способности человека отличать проявления эго от истины, является социальная близорукость человека. Рассмотрим это подробнее, так как социально близоруких людей достаточно много. Любые события, происходящие «здесь и сейчас» имеют свои следствия в будущем. Иногда эти следствия кажутся неочевидными и человек, участвующий в этих событиях или даже создавший их, может легко объяснить удобную для него значимость этих событий. Но оценки произошедшего у различных людей могут быть разными, и то, что приемлемо для одного, может быть совершенно неприемлемым для другого. Для духовного пути очень важным качеством является стремление к завершённости. И это стремление должно проявляться даже тогда, когда завершённость возможна где-то в вечности. Всё, что сделано наспех, нельзя считать завершённым, потому что в нём есть изъяны, свидетельствующие о незавершённости. Необходимо приучать себя к завершённости в повседневной жизни. это необходимо так как человек только тогда может подняться на следующую ступень сознания, когда будет завершена ступень предыдущая. Это определяется по степени выраженности состояния внутреннего покоя. Сатана при этом всячески пытается соблазнить духовного искателя, и любым способом будет пытаться нарушить внутренний покой. И, конечно же, это он будет делать через свои эманации в человеке, проявляющие себя как эго.
Таким образом, путь восхождения сознания духовного искателя идёт по светлой стороне духовной лестницы сознания. Но параллельно пути восхождения сознания поднимается тёмная – сатанинская лестница сознания, и все проявления эго, от которых освобождается духовный искатель, находят себе место в сатанинской, тёмной лестнице сознания. Но в любой момент, когда духовный искатель потеряет бдительность, Сатана тут же сделает попытку соблазнить его. Чаще всего такие соблазны проявляются в неадекватных реакциях духовного искателя при общении с другими людьми. Знание этого может привести человека, только начинающего своё духовное восхождение, в уныние, так как быть постоянно бдительным невозможно. Но не все так страшно, как это на первый взгляд кажется. Наблюдение и исследование своих внутренних состояний очень быстро становятся автоматическими. Но, обратите внимание, стремления Сатаны соблазнить духовного искателя очень своевременны, так как подсказывают ему о необходимости бдительности, без чего духовные усилия на внутреннем пути, становятся малоэффективными.