Когда мы говорим, что человек – многогранное существо, то имеем в виду в первую очередь многогранность поля его мировоззрения. Но, тогда различного рода захваченности уменьшают количество психологических граней человека. При этом, он теряет некоторые психологические особенности, способствующие эволюции его сознания. Например, глубоко укоренившаяся захваченность может не только отвлекать внимание человека на себя от его усилий, направленных на реализацию его намерения, но и ограничивать возможности «Свидетеля», находящегося в сознании человека, осознавать различные состояния, возникающие при взаимоотношениях с внешней реальностью мира. Более того, Захваченности, возникающие в человеке, могут мешать нисхождению более высокого состояния сознания, которое воспринимается, как покой и неподвижность, окрашенные в лёгкое состояние ананды, сравнимую с лёгкой улыбкой радости. К этому можно ещё добавить, что захваченности какими-то эмоциональными состояниями или влечениями, например, к пользованию различного рода гаджетами, ограничивает возможности человека в познании мира, так как мировоззрение человека становится «близоруким» и не способным стратегически мыслить и, соответственно, реализовать свои намерения. Это связано с тем, что захваченности не только делают человека зависимым от них, но одновременно используют его энергию, необходимую для его духовной работы.
И есть у захваченностей ещё одна очень важная особенность, которая не одинаково выражает себя в проявленном мире значимостей, и в запредельной непроявленной реальности мира. Захваченности, возникающие у людей в проявленном мире, вся структура которого состоит из всевозможных значимостей, углубляет знание в пределах какой-то одной или немногих, связанных друг с другом значимостей. Примером могут быть «теория относительности» Эйнштейна, и «Периодическая система элементов» Дм. Ив. Менделеева, и бесчисленное количество всевозможных научных работ, углубляющих наши знания о проявленном мире, окружающем нас, да и о человеке, который является своеобразным мостом между проявленным и непроявленным мирами.
Но в основе психологической и социальной личности обывателя, всегда лежат инстинкты, каждый из которых можно сравнить с ветвистым деревом, крона которого проявляет себя во всех взаимоотношениях человека с реальностью внешнего мира. В этом сравнении сам инстинкт представлен корнями этого дерева, крона его – это эманации инстинкта, которые определяют не только восприятие человеком этого мира, но и окрашивают его взаимоотношения с внешним миром. И чем ближе к корням находятся части этого «дерева», тем ярче проявляются в человеке влечения этого инстинкта, и тем в большей степени суживается сознание человека, в центре поля которого непреодолимое желание реализации инстинкта. При таком сужении сознания инстинкт поглощает энергию у всех прилежащих к нему частях сознания, что лишает человека возможности критически осмыслить раскрывающуюся ситуацию, и контролировать её.
У каждого человека (обывателя) порядок преобладания какого-либо инстинкта над другими инстинктами может быть свой, и при различных обстоятельствах и в различные возрастные периоды преобладают свои инстинкты. Инстинкты имеют ещё одну особенность – они связаны друг с другом, так как во внешних условиях в своих эманациях, они иногда созвучны друг другу. «Жить изнутри» – это не только действовать во внешнем мире в соответствии с указаниями нашего Божественного учителя – Психического существа, который находится в нашем сердце и всегда сопровождает нас, но ещё и не быть инструментом тёмных сил во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обычно, состояние эмоционального нападения на другого человека происходит внезапно, в тех случаях, когда этот человек в чём-то принизил значимость своего собеседника. Тогда человеческое эго собеседника вспыхивает фонтаном витальных эмоций, в которых человек или оправдывает себя, или обвиняет другого человека.
Кроме инстинктов, лежащих в основе всего психологического разнообразия отношений человека с окружающей его реальностью, очень большое значение имеет подсознание, в которое опускаются всевозможные события с очень яркими эмоциональными реакциями человека, которые в своё время, в связи с невозможностью, небыли реализованы человеком на физическом плане окружающей его реальности. Они ушли в подсознание, и оттуда в созвучных им обстоятельствах поднимаются в область сознательного. Они могут подниматься как воспоминания, и могут усиливать возникшие по какому-то поводу эмоции, что делает их неадекватными по силе. Отсюда, в беседах люди могут часто вспоминать давно прошедшие трагические события, даже при напоминании слушателями, что об этом он или она уже много раз рассказывали. К сожалению, полностью освободить подсознание от засевших в нём «инграмм» почти никому не удаётся. Хотя это становится возможным, если человек будет достаточно бдительным и помнить о запрещённых для него воспоминаниях.
И для духовного искателя Низшая природа приготовило ещё одну ловушку, которой избежать нелегко даже опытному духовному искателю. Эта ловушка называется «Любопытство». Любопытство – это познавательный инстинкт животных, направленный на исследование условий, в которых оно находится. Эти исследования необходимы для выживания животных, независимо от того, являются они травоядными или хищниками. Как и все животные инстинкты, этот инстинкт так же присущ людям. Но опять-таки, так же как и у животных, все инстинкты у людей выражены не в одинаковой степени. Познавательный инстинкт человека, который часто называют любознательностью, направлен на познание реальности мира, не только для того, чтобы выжить, но и понять его.
Таким образом, мы имеем дерево познания реальности мироздания, корнями которого является познавательный инстинкт, который проявляется у животных как любопытство. В то же время, в каждом человеке этот инстинкт проявляется не только как любопытство, но и любознательность, ведущую человека далеко за пределы необходимости своего выживания. Человека можно сравнить с космическим деревом, выросшем на корнях познавательного инстинкта животных, раскинувшим свои ветви. Человечество всегда стремилось понять – как устроен мир, и не только та малая его часть, которая необходима для его выживания на Земле, но и та структура Мироздания, из которой состоят все части атомов и всевозможных полей, состоящих из энергий, проявляющих себя как носители гравитации, электромагнитных полей, и полей, которые мы связываем с пространством и временем, и с сознанием, а на уровне ядер атомов и частиц – полей, проявляющих себя, как сильные и слабые взаимодействия. Но человек исследует и познаёт не только микромир, но и мегамир, состоящий из многих сотен миллиардов галактик и неисчислимого множества вселенных. Человек хочет знать о своём предназначении в Мироздании и о смысле существования самого Мироздания. Таким образом, на корнях познавательного инстинкта животного, который проявляется в человеке как любопытство, выросло космическое беспредельное дерево любознательности, которая является одним из краеугольных камней эволюции сознания человека.
Так, каждый человек содержит в себе не только познавательный инстинкт, проявляющий себя как любопытство, характерное для животных, но и бесконечную любознательность, характерную для человека. Но, «человек разумный», нередко, опускается из кроны дерева любознательности к корням своего познавательного инстинкта, и захватывается любопытством, которое питает его витал, и в значительной степени снижает вибрации его сознания. Большинство людей всю свою жизнь проводят в состоянии сознания, между любопытством и любознательностью. Но даже те, сознание которых находятся преимущественно в пределах любознательности, периодически опускаются в пределы витального любопытства, оправдывая это желанием отдохнуть. И их можно понять, так как чем выше находится человек на дереве познания, тем больше ему требуется энергии, чтобы сохранить состояние своего сознания на уровне любознательности.
Что делать? При пользовании интернетом, необходимо придерживаться своего намерения, ради которого вы вошли в него. По пути к вашей цели вы можете встречать очень много соблазнов, постарайтесь намеренно удерживать себя от любопытства. При общении с людьми, старайтесь не говорить о пустяках, даже в ответ на пустяки вашего собеседника. И не будьте многословны, так как многословие всегда содержит в себе ненужные мелочи. Правда, это может привести к тому, что некоторые ваши знакомые постепенно перестанут с вами общаться. И их так же понять можно, так кА нам нравиться общаться с теми, которые являются их единомышленниками. Читая художественную литературу нужно избегать тех авторов, которые дают пищу для витала, но не дают полезных знаний. Пища для витала сравнима со специями к пище, которые делают её вкусной и привлекательной, но сами по себе, нередко, не имеют никакой пользы. Чем меньше необязательных мелочей в нашей жизни, тем больше будет сэкономлено энергии для более важных дел, и тем более упорядоченными мы будем на духовном пути.
Когда человек становится на духовный путь и выходит за пределы проявленного мира, отворачиваясь от его традиционных значимостей, то перед ним раскрывается беспредельность, вечность и бесчисленное количество миров или планов сознания, по ступеням которых ему предстоит «восходить» вечно.
Человек – социальное существо и его поле мировоззрения является полем, на котором происходят всевозможные социальные процессы, иногда даже битвы не только между отдельными людьми, но даже народами. Поле мировоззрения человека отражает в себе не только реальность внешнего мира, но и всевозможные его намерения. По сути, намерение человека является частью беспредельного океана Божественного намерения, и бесчисленные планы сознания от тёмных миров мрака и страданий до планов верховного разума и супраментальных планов – отражены в людях. И в этом человек действительно подобен Богу, содержащему в себе всё Мироздание. Но это подобие только потенциальное. И человек должен приложить определённые усилия, чтобы открыть в себе более высокие возможности сознания. Но проявленный мир ограничивает человека пределами возможностей низшей природы. «Мне дана власть над этим миром…», говорит Иисусу Христу Сатана. И человек должен преодолеть эту сатанинскую власть, чтобы соответствовать своему предназначению. Но это станет возможным только тогда, когда Психическое существо – Божественная душа в человеке достигнет необходимой степени зрелости. Для человека это необходимо, так как именно Божественная душа является учителем и проводником духовного искателя на внутреннем пути. И ещё, духовный искатель должен знать, как Сатана (Низшая природа) управляет человеком, чтобы держать его в своей власти. Для низшей природы это необходимо, так как человек, являясь подвластным низшей природы существом, становится её донором энергии. Это одна из важных причин, почему Низшая природа удерживает человека в своей власти и управляет им, используя психологические и социальные реакции человека. Особенно важным принципом, который использует низшая природа для управления человеком, является повторяемость влияний на человека, что позволяет силам Низшей природы создать в человеке определённое отношение к каким-то событиям или личностям. В тех случаях когда необходимо оправдать происходящие события или придать высокую положительную значимость какому-то человеку, говорят и показывают, например, по телевидению, только положительную информацию. И если это делается достаточно часто, то формируется в слушателях или в зрителях соответствующее отношение к происходящим событиям или значимым личностям. Здесь можно вспомнить слова Сталина: «не важно, как проголосовали, а важно, как подсчитали». Так как человек социальное (стадное) существо, то он всегда склонен вставать, в своих отношениях, на сторону большинства. И тогда мы можем предполагать, что мнение большинства не всегда является объективным. В тех случаях, когда повторные внушения определённых мнений о каких-то событиях были достаточно частыми и продолжались достаточно продолжительное время, они выходят за пределы критического к ним отношений. Более того, внушённые таким образом отношения к конкретным реальностям мира, становятся в поле мировоззрения человека вампирами, а другие мнения и отношения – донорами. Тогда человек, не осознающий такого рода трансформацию своей личности, невольно становится на сторону мнений более заряженных энергетически, т. е. на сторону паразитических внушённых состояний. При этом, человек, опять-таки, не осознавая этого, начинает оценивать всё происходящее во внешнем мире с позиций внушённых паразитических мнений, не имея возможности критически оценивать навязанные ему мнения.
Всё выглядит иначе для человека, идущего духовным путём, потому что не ограниченный в своём восприятии реальности мира, он оказывается в беспредельности Мироздания, а все значимости проявленного мира, отвергаемые им, становятся средствами, его устремлённости к бесконечному Божественному совершенству.