НЕОБХОДИМОСТЬ ЭГО И ЕГО ПРЕПЯТСТВИЕ ВОСХОЖДЕНИЮ СОЗНАНИЯ

 

В основе намерения человека, идущего духовным путём, должно быть единство с Божественным, любовь к Божественному, и преданности Ему. Для обывателя это может показаться бессмысленным и, поэтому, невыполнимым. Это связано с тем, что Бог для человека – это нечто абстрактное и непонятное, и как можно любить то, что ты никогда не видел.  Мы читаем, что Бог вечен и неизменен, что Он всемогущий и всезнающий и это человеку-обывателю непонятно. И для того, чтобы сделать Бога понятнее для себя, он очеловечивает Его, придавая ему форму человека и наделяя его человеческими качествами в превосходной степени. И в то же время отделил Сатану от Бога, противопоставив их друг другу. Тогда Бог не вездесущ и не всемогущ, если за бесчисленное число дней и ночей Мироздания, так и не справился с Сатаной и даже дал ему власть над мирами Низшей полусферы. Шри Ауробиндо сказал, что «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». И Бог пребывает во всех противоположностях, которые люди воспринимают в соответствии с их пониманием.

Бог и Божественная Мать – это одно целое, так же как две стороны одной медали. Тогда почему Бог неизменен? В каждом человеке, в ядрах клеток их тел, находится наследственная структура, состоящая из двух хромосом – «Х» и «У». «Х» - хромосома женская, а «У» – мужская. И гормональная система человека так же «двуполая», но у мужчин преобладает мужская часть гормонального спектра, а у женщин – женская. И человеческий головной мозг так же имеет два полушария – левое из них можно назвать мужским, а правое – женским. Правда, у левшей всё наоборот. В соответствии с этим, и их инстинкты, и восприятие реальности мира у них различны, и  предназначение в жизни – не одинаково. Кроме того, в каждом человеке есть как низкая часть его сознания, так и высшая. Зная всё это, мы можем иначе понять фразу, что Бог создал человека «по образу и подобию своему», то есть в человеке есть все части, которые свойственны Богу (Мирозданию), и тогда мы можем говорить о голографическом принципе Мироздания, в котором каждая часть соответствует по своей структуре целому. Но в этом принципе есть одна важная особенность – чем меньше размер объекта, который является частью общей картины мира, тем в меньшей степени выражено его сходство с этой картиной. Тогда усилия человека на духовном пути, ведущему к единству с Божественным, – это стремление человека во всём соответствовать Божественному. Для этого необходимо, чтобы восприятие человеком планов сознания, расширилось вплоть до планов Верховного разума, а затем, и Супраментальных планов. Но это для человека становится возможным только тогда, когда он освободится от влияний сатанинского эго, которое изначально было инструментом формирования его индивидуальности. Но при устремлённости духовного искателя к единству с Божественным, на путях к бесконечному совершенству, эго становится препятствием,  так как привязывает его к значимостям проявленного мира и делает человека несознательным. В связи с чем, человек не осознаёт, что он находится под управлением эго, которое совсем не заинтересовано в том, чтобы он стал сознательным и вышел из-под его управления. Быть несознательным в состоянии бодрствовании – одно и то же, что быть несознательном в сновидении, в которых вы зависите от обстоятельств, а обстоятельства от вас не зависят. Именно об этом однажды сказал Шри Ауробиндо, что людьми управляют необходимости.

В основе любого эволюционного процесса лежит стремление к познанию и это стремление проявляет себя не только тогда, когда человек сознателен, но и тогда, когда его активность зависит от внешних побуждающих причин. Стремление к познанию – как человека, так и животных основано на инстинктах и условных рефлексах, которые часто проявляют себя в автоматизмах. В зависимости от уровня сознания они по структуре могут быть простыми, до примитивности, и психологически сложными, например, у человека. Но это может быть не только половой или родительский инстинкты, или пищевой, но и социальные инстинкты, например, стадный, исследовательский, который у животных проявляется в исследовании своей территории и в стремлении защитить её от посторонних посягательств. У человека это проявляется не только в открытиях новых земель на планете Земля, и исследований космоса, но и физической, химической, биологической, физиологической и др. реальностей. У каждой формы жизни есть свой язык в пределах необходимости, даже у насекомых. Даже растения могут общаться друг с другом и помогать друг другу. Современные исследования показывают, что растения имеют зрение, обоняние, вкусовые и тактильные ощущения, слух и ещё 15 других чувств. Они общаются друг с другом и с миром животных, они бодрствуют днём и спят ночью. И они – растения, имеют интеллект! (Интеллект – это способность решать проблемы). Благодаря этому, они способны защищаться от растительноядных животных, помогают друг другу, могут охотиться на животных и умеют ещё многое другое. Мы считаем, что растения не способны к намеренным движениям и бесчувственны, что определяет наше отношение к миру растений. Возможно, если мы осознаем, что растения понимают, общаются, запоминают, учатся и решают задачи, когда нибудь поможет нам осознать, что они значительно ближе к нам, чем мы думаем. В начале 20-го века один из видных учёных Индии – Ягадиш Чандра Бозе говорил: «Эти деревья живут как мы. Они едят и растут. Справляются с бедностью, горем и страданием. Бедность может заставить их воровать, но они помогают друг другу, дружат и жертвуют собой ради своих детей. Люди ещё слишком мало знают об окружающем их разумном мире, но уже кое-что необходимого в этом направлении происходит. Так, члены Швейцарского комитета по биоэтике согласны с тем, что нельзя растениями управлять своевольно, что их безоглядное уничтожение морально недопустимо». Здесь я хочу привести для желающих знать больше о растениях, известную мне на эту тему литературу: Стефано Манкузо: «О чём думают растения», «Революция растений» – Новый взгляд на интеллект и поведение растений. Петер Вольлебен: «Тайная жизнь деревьев». Дэниел Чамовиц: «Тайные знания растений» – что видят, слышат и помнят цветы и деревья. 

И мы можем сказать, что неизменный Божественный содержит в себе намерение всего сущего в Мироздании, все планы сознания от миров мрака и страдания, до высочайших Супраментальных планов сознания. В настоящее время физики, изучая структуру Мироздания (Метагалактики), пришли к знаниям, что всё мироздание построено по голографическому принципу, согласно которому, каждая часть целого содержит в себе копию целого, но чем меньше по размеру эта копия, тем меньше в ней элементов, присущих целому. И это поразительно! Если в Метагалактике сотни, а, возможно и тысячи миллиардов галактик, отстоящих друг от друга на миллионы световых лет, то, каково сравнительное взаимоотношение размеров человека и Мироздания – (Метагалактики), и, согласно этому, насколько человек не соответствует по своей структуре и уровню сознания Божественному? Но духовный искатель должен в своём восхождении к единству с Божественным, на пути к абсолютному совершенству, должен стать соответствующим Божественному.  

И ещё, нам необходимо понять, что такое Божественная любовь к человеку и человеческая любовь к Богу. Бог любит всё сущее в Мироздании и, конечно же, он любит и людей, и тех из них, которые идут духовным путём. Божественная любовь проявляется в том, что Он в своей любви к людям создаёт для них те условия существования, которые способствуют их совершенствованию. С точки зрения обывателя, эти условия могут вызвать только отрицательные эмоциональные состояния, так как создают множество проблем и, соответственно, трудностей при их решении. Для обывателя такая любовь подобна наказанию. В то же время для человека, идущего духовным путём,  подобного рода трудности являются уроками, которые позволяют ему осознать свои несовершенства, что делает его внутреннюю работу более эффективной.

Любовь человека к Богу проявляется в его искренности на духовном пути. Искренность – это когда человек посвящает всю свою жизнь стремлению к Божественному совершенству, и нет в его жизни каких-либо дел или стремлений, которые бы противоречили его устремлённости.  Жизнь такого человека подобна лучу света, начало которого в человеческом сердце, а конец – в беспредельности Мироздания. О любви к Богу можно сказать короче и точнее: Надо, чтобы стремления человека стали созвучными стремлениям Бога. Но мы уже говорили о голографических принципах мироздания.

Мы говорим, что человек подобен Богу. Подобие это фрактальный принцип. И этот принцип так же, как и голографический, присущ всему живому в Мироздании. Все формы жизни имеют органы восприятия, органы питания и всё смертное стремится к размножению – т.е. они подобны друг другу. Но человек подобен богу не в способах своего существования, но в структуре непроявленной части своего существа. В нём есть высокие и низкие части сознания, есть стремление к познанию непознанного и в нём есть высоко духовные части сознания, которые мы называем Божественной искрой в человеке, божественной душой, Истинным «Я» в человеке, которое является для большинства людей на Земле скрытой возможностью их духовного роста, обещанием великого духовного будущего. Эти люди, захваченные ценностями окружающей их проявленной реальностью, погружённые в сон материального мира, пока ещё не пробудились от сна и находятся во власти Низшей природы. Но, в то же время растёт число людей, пробудившихся от  сна, которые, освобождаясь от захваченностей материальными значимостями проявленного мира, стремятся к реализации своего истинного предназначения. Их духовная устремлённость в полной мере соответствует великому предназначению человека.

Одной из проблем, решение которых обязательны на духовном пути, является освобождение духовного искателя от власти над ним эго, которое привязывает и удерживает людей в состоянии зависимости от различных ценностей материального мира. Эго это основная часть универсальной природы. Эгоизм появился после того, как внутренняя истинная часть была отделена от внешней – исполнительной части.  Это было необходимо для того, чтобы помочь внешнему сознанию индивидуализироваться в недифференцированном потоке природы, и ещё для того, чтобы побудить тамасичное существо – человека, отделённого от своей Истинной части, действовать и чего-то добиваться. Здесь опять-таки не обошлось без участия в этом процессе Сатанинского эго.  В противном случае человек остался бы удовлетворённым только едой и сном. Но, побуждаемый эгоистическими интересами – стремлением к собственной значимости и значимостям внешнего мира,  тщеславием, честолюбием, жаждой власти, даже в мелочах. А так как человек – стадное (социальное) существо, то и занять по возможности более высокое социальное положение и отстаивать его в своих мнениях, в своих стремлениях быть  интересным и нужным для других людей. Эго всеядно, и может проявлять себя и в заботе о другом человеке, что делает этого человека зависимым от заботящегося о нём. Оно может имитировать святость, чтобы приобрести авторитет среди ищущих. Оно может прикинуться страдальцем и вызывать к себе в людях жалость. Для некоторых людей допустима даже роль лжеца, и чем более высокое социальное положение занимает оболганный человек, тем значимее выглядит лжец в глазах слушателей. Для некоторых людей, чтобы быть значимыми, даже допустима роль немощного, ни к чему не способного человека, но могут быть и люди, эго которых для приобретения особой значимости, может пожертвовать своей жизнью ради какой-то идеи. Отсюда пословица: «На миру и смерть красна». Для эгоистичного человека очень важна защита своей индивидуальности и рост своей значимости.  

Если человек стремиться подняться выше по ступеням сознания, то эго этому будет мешать, так как оно может реализовать свои амбиции только через человека, и постарается не позволить ему выйти из-под своей власти.

В начале духовного пути эгоцентризм присутствует в различной степени у всех, но, каждый думает: это мой выбор, моё усилие на духовном пути, мои проблемы и т.д. И это неизбежно, так как без личной заинтересованности у человека не будет достаточно настойчивости в своей внутренней работе. Но полнота погружения во внутреннюю работу до тех пор не будет достаточно эффективной, пока человек будет стремиться к освобождению от эго, а не стремлению к Божественному совершенству. Это можно понять следующим образом: если в фокусе направленного внимания будет только отслеживание различных проявление эго, с целью освободиться от них, то эффекта от такой работы будет немного. Необходимо, уже в начале своего внутреннего пути всего себя предать в руки Божественной Матери – Махешвари, чтобы в основе этой работы присутствовало намерение, что она проводится ради преданности и любви к Божественной Матери, ради Божественного совершенства, к которому стремится духовный искатель – тогда он обязательно получит необходимую помощь Божественной Матери, без чего усилия духовного искателя будут мало эффективными.

Но эго имеет много уровней своего проявления. Практически все планы сознания низшей полусферы, находятся под влиянием эго, хотя на каждом более высоком уровне сознания, эго проявляет себя в соответствии с этим планом сознания. Полное освобождение человека от эго станет возможным только тогда, когда он станет Гностическим существом.