Шри Ауробиндо
В заголовок этой статьи взяты слова Шри Ауробиндо, определяющие одно из очень важных направлений внутренней работы духовного искателя.
Личность каждого человека состоит из многих субличностей, каждая из которых содержит в себе часть многогранной психологической индивидуальности человека. И в то же время, каждая субличность в спектре интегральной личности человека, имеет свои психологические особенности, своё видение реальности мира и свои варианты взаимоотношений с окружающей человека реальностью мира. Практически, каждая субличность человека сравнима с одномерными неэволюционирующими вселенными. Это можно сравнить с многогранным Мирозданием, гранями которого являются одномерные вселенные, содержащие в себе всевозможные одномерные формы жизни. Но что интересно, исследуя себя, духовный искатель находит, что субличности действительно одномерны, как и планы сознания Низшей полусферы Мироздания, которых они представляют, и не способны критически относиться не только к своим реакциям при взаимоотношениях с внешним миром, но и к самим себе. Практически, каждая субличность человека является представителем какого-либо плана сознания Низшей полусферы, то есть имеет позади себя целую вселенную. Чакры – это центры сознания, соответствующие всем планам Низшей полусферы миров. Когда мы говорим, о субличностях, то представляем их в виде каких-то форм, имеющих определённую частоту вибраций сознания, соответствующую планам сознания Низшей полусферы. Но в действительности, «лепестки» чакр – это каналы, связывающие сознание человека с планами сознания Низшей полусферы, но только некоторые из них, которыми периодически пользуется человек, в какой-то степени открыты планам сознания Низшей полусферы, другие же, в связи с тем, что человек не пользуется ими, закрыты. Но и те, которыми человек пользуется, и которые связывают человека с вселенными Низшей полусферы, открыты не в одинаковой степени и находятся в постоянной динамике, что соответствует динамике эмоциональных состояний человека, которые могут задерживаться длительное время после произошедших событий. В таких случаях, при изменении обстоятельств «на переднем плане» оказывается та субличность, которая проявляла себя в предыдущей ситуации. Отсюда в разные периоды времени, при сходных обстоятельствах у человека могут быть не адекватные ассоциации, так как на переднем плане интегральной личности человека в это время всё ещё находиться предыдущая субличность, имеющая своё индивидуальное восприятие реальности.
Все субличности человека составляют спектр интегральной, многовекторной психологической личности человека. Они могут находиться в латентном состоянии, состоянии готовности к открытию и выходу на передний план и состоянию открытой активности. Динамика активности субличностей проявляется в эмоциональных состояниях человека – чем интенсивнее выражены эмоциональные состояния, тем длительнее соответствующая субличность находится на переднем плане. Высокая активность субличностей человека создаёт на уровне его физического разума намерение, которое создаёт в человеке состояние готовности к определённым действиям соответствующим его эмоциональному состоянию. В тех случаях, когда у человека какая-либо субличность по интенсивности своих проявлений значительно превосходит возможности других субличностей, то это может проявляться в человеке, как психологическая акцентуация или даже психопатия. Какая из субличностей может находиться на переднем плане личности человека в привычных для него условиях, и соответственно проявлять себя, зависит как от осознанного, так и неосознанного намерения человека, а так же от внешних условий, которые в свою очередь, притягивают соответствующие по частоте вибраций субличности на передний план. Это способствует тому, что человек в различных условиях, ведёт себя в соответствии с определёнными обстоятельствами. Те субличности, которые осознанно или неосознанно чаще всего используются человеком, получают дополнительное количество энергии, что ведёт не только к появлению автоматизмов, но и формированию соответствующих привычных отношений, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Чем выше значимость каких-либо объектов внешнего мира, которые могут быть как материальными, так и нематериальными, тем большее притяжение к ним испытывает человек. При этом, соответствующие субличности человека в значительной степени усиливаются и заражают своими вибрациями соседних субличностей, что приводит этого человека к состоянию захваченности и даже страсти, при которой он может посвятить всю свою жизнь приобретению и использованию этих значимостей. Такие значимостями могут быть как материальными, так и нематериальными. У большинства людей, посвятивших свою жизнь служению каким-то значимостям, соответственно меняется психологическая особенность их личности, что так же ведёт и к соответствующей трансформации их сознания.
Исследуя свои внутренние состояния, мы можем осознать, что смена одних субличностей на другие, адекватные обстоятельствам, происходит у различных людей не с одинаковой скоростью, и что их количество у различных людей не одинаково. Никто не знает, сколько у человека активных субличностей, потому что значительная часть их находится в латентном состоянии и никак не проявляет себя. Другими словами, каждый человек пользуется определённым количеством субличностей, которые характерны только для него.
Мы можем понять смысл слов Шри Ауробиндо, когда он сказал, что планы сознания низшей полусферы миров не эволюционируют. Неэволюционируют потому, что они одномерны. Эволюционировать может только та форма жизни, которая может осознавать в «здесь и сейчас» свои эмоциональные состояния, свои действия и понимание информации или сути происходящего. Можно сказать, что для человека эволюция возможна потому, что Богом ему дана бесконечная лестница эволюции, в которой каждая её ступень – это план сознания низшей сферы миров. в то же время каждая из вселенных низшей сферы миров одномерна, что сравнимо с всего одной эволюционной ступенью любого из планов сознания низшей сферы. Но, для того, чтобы человек осознал смысл полученной информации и цели происходящего, осознал свои намерения и свои эмоциональные состояния, а так же цели своей активности, необходим «Свидетель», находящийся на более высоком уровне сознания. Без «Свидетеля» невозможно понимание Реальности мира и понимание самого себя в нём.
И для нас теперь ясно, что люди находятся под влиянием многих планов сознания Низшей полусферы, силы которых в значительной степени управляют каждым человеком, что человек может осознать в себе, как различные эмоциональные состояния, так и побуждения действовать определённым образом.
Здесь необходимо добавить, что внутреннее внимание человека, является каналом, по которому поступают влияния не только на объект внимания, но и от объекта на сознание человека. Но так как внутреннее намеренное внимание принадлежит более высокой части сознания, в которой сформировался «Свидетель», то оно недоступно для влияния низких сил. Правда, человек может осознавать в себе различные эмоциональные состояния и не будучи духовным искателем, при этом это происходит не с более высоких позиций «Свидетеля», что может привести его не только к захваченностям эмоциональным состоянием, но и соответствующим побуждениям. Различие между этими двумя вариантами осознания состоит в том, что духовный искатель осознаёт внутренние состояния с позиций «Свидетеля», имея определённое намерение – не позволить эмоциональному состоянию управлять собой. В то же время обыватель осознаёт свои внутренние состояния, будучи на какое-то время захваченным ими. И если в первом случае намерение духовного искателя не позволяет эмоциональному состоянию или побуждению захватить его и управлять им, то во втором случае у человека нет такого намерения, что делает человека не защищённым от влияний эмоциональных состояний и побуждений.
Духовный искатель, осознавая в себе различные состояния и побуждения, этим самым трансформируя их, постепенно перестраивает свою личность, и эта трансформация может занять значительное время, возможно даже несколько лет. Это связано с тем, что во время ночного сна человек теряет многое из того, чего он достиг в состоянии бодрствования. Обычно, во время сна человек не сознателен и в тех обстоятельствах, в которых он оказывается в период сновидения, он теряет значительную часть тех качеств, которые он приобрёл в дневное время, будучи сознательным.
Для того, чтобы нам стали более понятны состояния сна, мы должны вкратце остановиться на состоянии бодрствующего сознания, подсознательного и нашего Истинного «Я».
Наше бодрствующее сознание заперто в ограниченном пространстве нашего сознания. ограниченного потому, что мы, имея бесконечные эволюционные возможности, довольствуемся краткой человеческой жизнью, заполненной страданием и всевозможными проблемами. Мы смиряемся с ограничениями, которые создают нам наши неоткрытые возможности и соглашаемся умереть, но только не прилагать доступным для нас усилий, чтобы стать бессмертным гностическим существом. Мы, потенциально, величайшие космические существа, размениваем свои жизни на ничтожные значимости проявленного мира, потакая эго в его стремлениях к власти, благополучию и удовольствиям. Мы знаем, или думаем, что знаем о себе всё, чем мы являемся, и нам кажется, что мы знаем своё предназначение и следуем ему. Но всё это только ничтожно малая часть нашего существа. У каждого человека есть выбор – или прожить свою жизнь обывателем, постоянно занятым решением малых и больших проблем, порождаемых внешними и внутренними необходимостями, или посвятить свою жизнь внутренней работе ведущей нас за пределы внешних необходимостей. Но это совсем не значит, что человек должен оставить этот мир и уйти в уединение, чтобы реализовать своё духовное предназначение. Место, где мы живём, условия нашей жизни, значимости проявленного мира и отношения к окружающей нас реальности является необходимыми для нас условиями, в которых человек может реализовать своё предназначение.
Наше подсознание погружено в низкие уровни несознания. автор этой статьи, работая над остановкой ума, обнаружил, что в сфере ума, в нижней его части, круглый, тёмный «колодец», на дне которого распознавалось какое-то кишение, сопровождающееся негромким шумом. Я тогда осознавал, что нахожусь у входа в подсознание, в котором идут какие-то процессы, поглощающие в своих глубинах отпечатки прошлых опытов, хранящее в себе несознательные привычки и постоянно возвращающее их в область бодрствующего сознания, создавая в нём всякого рода автоматизмы, беспричинные побуждения, ментального, витального и физического характера. Подсознательная часть нашего существа содержит в себе привычки и побуждения, от которых человек хотел бы избавиться полностью, но они возвращаются вновь и вновь, при благоприятных обстоятельствах. Всё, что человек стремится подавить в себе, опускается в подсознательное, чтобы при благоприятных для этого условиях, подняться на территории бодрствующего сознания и проявить себя в нём. Именно подсознательное является опорой для неведения, всевозможных болезней и смерти. Наше Истинное «Я», состоящее из истинного ментального, истинного витального, истинного физического и Психического существа, действует скрыто, из-за завесы, отделяющей его от внешней части человеческого существа. Наш бодрствующий ум и эго являются своего рода капсулой, скрывающей наше Истинное «Я». И эта капсула или внешняя инструментальная часть человека, принимается им за всё человеческое существо. Это одна из причин, почему человек, привязанный желаниями и стремлениями своего эго, так внимателен к своему телу и удовлетворению своих желаний, и в то же время полностью игнорирует своё Истинное «Я».
Зная всё это, мы должны помнить, что многое, чем мы являемся, и то, что мы делаем в физической жизни, подготовлено за завесой внутри нас, так как Истинное Существо в нас нуждается для своего роста в жизненном опыте человека. Более того, Мы всё время живём и действуем под влиянием других планов реальности, и это имеет большое значение для нашей внешней жизни, тогда наше пробуждение от ночного сна не является полным пробуждением. Поэтому, все мы в какой-то мере сомнамбулы, так как в какой-то части своей находимся в состоянии сна, в котором эта наша часть пребывает на других планах реальности мира. Человек – Космическое существо, хотя и не знает этого, и разделение его на внешнюю – инструментальную, и внутреннюю – истинную части, являлось необходимостью в формировании истинного человека – Гностического существа. Шри Ауробиндо назвал современного человека переходным существом, которое уже сегодня имеет потенциальные возможности стать будущим Гностическим существом. Сатана в процессе становления истинного человека является только инструментом в руках Бога, способствующим отделению «зёрен от плевел». Современном мире это разделение происходит как в каждом человеке, так и среди всех народов Земли. Эго, в Божественном намерении, оделяющее человека от реальности мира, одновременно выполняет две функции: первая из них – это сортировка людей на «зерна и плевелы», вторая – формирует направление усилий духовного искателя к единству с Божественным. На самом деле, существует только единый океан Божественного намерения на пути к Его бесконечной эволюции сознания. Каждый из людей является проявленной Божественной Матерью, частью Божественного намерения. В действительности человек уже изначально един с Божественным, но для того, чтобы стала возможной эволюция сознания во всём Мироздании, Бог создал иллюзию разделённости человека и всего сущего в проявленном мире. Он позволил Сатане с помощью эго привязать человека к значимостям проявленного мира, чтобы человек, стремясь к единству с Божественным, делал необходимые для этого определённые усилия. На самом деле всё это принадлежит Богу, а человеческая индивидуальность – это иллюзия, необходимая для направленной активности человека. Мы живём во времена, когда разделение всего человечества на «Зёрна и плевелы» особенно интенсивно выражено. Это свидетельствует о том, что всё человечество подошло к рубежу, когда «одни возьмутся, а другие останутся».