Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

НЕОБХОДИМОСТЬ УПОРЯДОЧЕННОСТИ РАЗУМА

Петр Зорин

 

В Интегральной йоге слово разум используется для той части человеческого существа, которая связана с восприятием и менталом, с его идеями, мысленными представлениями и внутренними реакциями на окружающую реальность мира, человеческое намерение и его волю. Но человек, опирается в познании окружающего мира на свой обыкновенный разум, который, в действительности, является средством для анализа и синтеза, и не является инструментом знания. Разум действует в конкретных заданных пределах и, этим самым, сам создаёт для себя определённые ограничения, соответствующие его возможностям восприятия проявленного мира. Обыкновенный разум состоит из нескольких частей. Самая низкая его часть – это физический разум, так как его чувственное восприятие объективной реальности связано с физическим мозгом и органами чувств. Выше уровня физического разума находится витальный разум, который поддерживается витальным существом и взаимодействует с витальной реальностью мира. Ещё выше над витальным разумом находится ментальный уровень, которому соответствуют мысли и интеллект человека. Большинство людей удовлетворяются в своей жизни физическим разумом и некоторыми элементами витального разума, и только учёные и люди интеллектуального труда пользуются преимущественно ментальным разумом. Но есть планы разума, более высокие, чем обыкновенный разум, которые открываются человеку в процессе его духовной работы. Иерархию планов разума можно сравнить с лестницей, ступени которой восходят в бесконечность реальности Мироздания. Чем ниже располагается ступень лестницы разума, тем уже и поверхностнее круг восприятия реальности мира. Но, каждая следующая ступень лестницы разума (сознания) расширяет и углубляет круг познания реальности мира. Следующей, более высокой ступенью лестницы разума будет Возвышенный разум. Он может быть у философов, поэтов, мыслителей. Общий фон его  из серого становится голубым, источником радости становятся не эгоистические удачи и выгода, а любовь не только к близким людям, но и ко всему живому. Но он понимать начинает что-либо новое только тогда, когда сам себе это объяснил. Ещё более высокой ступенью разума является Озарённый разум. В связи с продолжением внутренней работы духовным искателем, его Возвышенный разум становится всё более безмолвным, его сознание наполняется золотистым светом и становится более бдительным к любым состояниям, возникающим внутри него. В зависимости от состояний, возникающих у человека, во внутреннем золотистом поле его сознания появляются новые цвета, соответствующие этим состояниям и всё существо погружается в совершенно иной мир, с новыми ценностями и всё объединяется в  состояние радости, и каждый внешний объект содержит в себе своё особое предназначение – всё полно света, жизни и состояния ананды. Но, чем выше мы поднимаемся по ступеням разума, тем более необходимым является более глубокий покой и равновесие. Интуитивный разум.  Он проявляет себя в ещё более глубоком спокойствии и вспышках знания. Именно в вспышках знания, но не в потоке информации. Человеческий ум может подхватить эту вспышку знания и попытаться  проанализировать суть пришедших в этой вспышке знания сделать для себя какие-то выводы. Но человеческий разум не может быть арбитром истинных знаний, получаемых человеком в интуитивных вспышках. Надментальный разум – это пределы космического сознания без потери индивидуальности, до которой сознание человека поднимается очень редко. И, казалось бы, что круг возможного роста сознания человека строго очерчен пределами планов верховного разума – обители богов – вершины ментальных планов, выше которых идут супраментальные планы, куда человеческий дух способен проникать в состоянии самадхи, оставляя своё тело земле. Но Интегральная йога Шри Ауробиндо, даёт возможность человеку трансформировать своё тело и сохранить свою индивидуальность при переходе от планов Верховного разума к супраментальным планам сознания.                                                           

Человек, имеющий обыкновенный разум, так же имеет свои этапы эволюции сознания – он может находиться в состоянии неорганизованного разума – хаоса, которым управляют силы Низшей природы через свои необходимости, и состояния упорядоченности вокруг какой-то определённой цели. Когда сознание человека находится в состоянии хаоса,  он становится доступным  влиянию всевозможных сил низших планов сознания, так как состояния хаоса или неопределённости обычно является переходным состоянием человека от одной определённости к определённости другой. В этот переходный период, когда в сознании проявляется хаос, человек открыт влияниям всевозможных сил низшей природы, которые тут же этим воспользуются, чтобы овладеть его вниманием и  навязать ему определённые эмоциональные состояния, ведущие к соответствующим реализациям. И если мы достаточно внимательны к происходящему внутри нас, то можем осознать, что состояние внутренней неопределённости, хаоса, проявляется в нас тогда, когда наша устремлённость к большему совершенству и свету сознания ослабевает, и мы отвлекаемся на всевозможные внешние причины. Если мы успеем спохватиться и осознать, что наше внимание отвлекается внешними причинами от той определённости, на которой мы были сосредоточены перед этим, то у нас появится возможность вернуться к прежней деятельности. При этом мы можем осознать, что для этого требуются определённые усилия, так как силы Низшей природы не отпускают нас, и продолжают оттягивать наше внимания в сторону каких-то внешних причин. Мы с вами прежде уже говорили, что каждая возможность в человеке раскрывается на две противоположности – на тёмную и светлую. Внимание человека, идущего духовным путём, направлено, всегда направлено в сторону светлой возможности, имеющей более высокую частоту вибраций сознания. В том случае, когда внимание человека отвлекается несколько в сторону каких-то даже малозначимых соблазнов, то чистый свет его прежней устремлённости приобретает серый оттенок, в связи с тем, что снижается частота вибраций сознания. Но низшая природа всегда не удовлетворяется этой частичной победой над человеческой устремлённостью, она продолжает тянуть его дальше вниз, до тех пор, пока его внимание не будет полностью обращено в тёмную сторону противоположную свету, возможности. По мере того, как происходит поворот направленности внимания человека на сто восемьдесят градусов в сторону тёмных планов сознания, в человеке во всё большей степени могут проявляться всевозможные низкие эмоциональные состояния – такие, как страх, депрессия, состояние безысходности, оставленности, суетливости, раздражительности и другие разрушительные состояния. И если, человек, устремлённый к свету истины, испытывает состояние радости (ананды), внутреннего покоя, защищённости, потому что он знает, что всевозможные проблемы, встречающиеся в его жизни, являются указателями его несовершенств, которые он должен осознать в себе и работать над ними, чтобы превзойти их. Божественная Мать – Махешвари, таким образом, не только указывает духовному искателю на его несовершенства, но и помогает ему преодолеть их. Но, Божественная Мать никогда не будет духовную работу делать за человека, если в нём нет искренной устремлённости, в которой он сам прилагает необходимые усилия, направленные на преодоление своих несовершенств. Искренность человека, идущего духовным путём,  состоит в его усилиях направленных на преодоление всех проблем, препятствующих его духовным стремлёниям. Усилия, которые при этом прилагает человек, могут иметь разный характер: они могут быть статическими, при которых духовный искатель не позволяет себе отвлекаться на всевозможные соблазны внешнего мира и удерживать внутреннее состояние, соответствующее намерению, и они могут быть динамическими, когда человек отвергает соблазны внешнего мира и любые влияния тёмных сил, которые становятся препятствиями в его внутренней работе. Нельзя позволять силам низких планов сознания захватывать внимание человека, идущего духовным путём. Но, чтобы освободиться от атак сил низших планов сознания, необходимо трансформировать разум человека, упорядочить его в соответствии с требованиями духовной работы. Упорядоченный разум является не только препятствием для влияния сил низших планов сознания, но и создаёт устойчивую направленность внимания на процесс внутренней работы духовного искателя. Для создания состояния упорядоченности сознания – (разума), вначале следует определиться с общими положениями направленной упорядоченности, потому что любая деятельность имеет свою структуру упорядоченности. В зависимости от длительности деятельности человека состояние упорядоченности может иметь несколько этапов, каждый из которых может иметь свою направленность, отличную от других этапов. Поэтому, состояние упорядоченности создаётся для каждого этапа в своё время. Но все этапы упорядоченности должны быть связаны единой целью и единой идеей, наполняющей эту цель определённым смыслом. Вначале следует определиться с общими положениями, характерными для всех этапов. Например, для духовного искателя обязательны на всех этапах его внутренней работы – осознанность, состояние всё возрастающего покоя, освобождение от влияний эго и от внешней активности ума, устойчивое внимание, на любом этапе внутренней работы, чтение преимущественно той литературы, которая соответствует сути и принципам в направленной работе духовного искателя. И, кроме того, на первом этапе внутренней работы важны медитации. При этом надо помнить, что медитации имеют свою цель, главная из них – полная сдача Божественной Матери. Но это совсем не значит, что человек, идущий духовным путём, будет возлагать ответственность за успех своей садханы на Божественную Мать – Махешвари. Поэтому, он должен быть постоянно открыт навстречу её помощи. Быть открытым Божественной Матери – Махешвари, это значит постоянно делать осознанные направленные усилия, в соответствии с намерением определённого этапа работы духовного искателя на внутреннем пути.

Никакая духовная работа не может быть сделана при неупорядоченном сознании человека и эта упорядоченность должна быть не только в духовной работе, но и в обыденной жизни. Но не следует под упорядоченностью понимать различные проявления эго, которое может не только настаивать на  своей значимости, непререкаемости, но даже в мелочах настаивать на свих приоритетах и правоте. Стремясь к упорядоченности, человек должен постоянно быть бдительным и осознавать любые эмоциональные состояния, так как позади них почти всегда стоит эго, целью которого является контроль и управление человеком.  У каждого обывателя существует своя упорядоченность, которая формируется под влиянием необходимостей, и в этом значительную часть занимают неосознаваемые автоматизмы. В отличие от упорядоченности обывателя, духовный искатель намеренно и сознательно формирует свою упорядоченность. И если обыватель в своей деятельности руководствуется внешними необходимостями, которые возникают под влиянием обстоятельств, то духовный искатель руководствуется знанием, которое формируется под влиянием более высокого сознания, и соответствует устремлённости человека к бесконечному   совершенству. И есть ещё одно важное отличие упорядоченности обывателя от упорядоченности духовного искателя – обыватель может подчинить всю свою жизнь стремлению к тому, что он считает своим благом, в то время, как духовный искатель не стремится к своему индивидуальному физическому благу, он упорядочивает свою жизнь ради единства с Божественным.

Опубликовано