Человек – многоплановое (многомерное) существо, так как в нём пересекаются все планы сознания низшей сферы миров и даже есть в нём каузальное (причинное) тело, являющееся представителем супраментальных планов сознания – (высшая полусфера миров). И единство человека с Мирозданием осуществляют своеобразные приёмники влияний всех планов сознания реальности мира – чакры, а также Дживатман и Психическое существо. Шри Ауробиндо говорил, что кроме семи основных чакр у человека есть чакры ниже Муладхары чакры, которые располагаются между муладхарой чакрой и пространством ниже ступней ног. Чакры иногда называют центрами сознания, так как различным планам сознания низшей полусферы миров соответствуют определённые чакры. При этом, чем ниже располагаются чакры, тем более низкие вибрации сознания они проводят, а чакры располагающиеся выше головы проводят высочайшие вибрации сознания высшей полусферы миров. Такая функция чакр, проводящих влияния от низших планов мироздания до высочайших, может создать у человека иллюзию, что низкие планы сознания находятся где-то внизу, возможно, даже под землей, а высочайшие планы сознания располагаются где-то в небесных высотах. В действительности, все планы сознания, словно радиоволны, занимают одно и то же пространство мироздания, и человек может воспринимать те из них, на которые настроено его восприятие. Когда Мать Мирра, после того как Шри Ауробиндо оставил своё тело и ушёл на план Верховного Разума – план богов, однажды побывала у него в гостях, и нашла его в его кабинете, расположенном в ашраме, за работой. Это лишний раз подтверждает, что все планы сознания занимают одно и то же пространство Мироздания и в этом пространстве находится и наша планета – Земля, всё зависит от состояния готовности к восприятию человеком определённого плана сознания и непоколебимого намерения, направленному к такому восприятию. Здесь же, в пределах планеты Земля, находятся и самые низшие планы сознания и высочайшие – супраментальные. Можно сказать, что здесь на Земле, и ещё где угодно, находятся и ад и рай. Всё зависит от уровня сознания человека при его жизни и соответственно состояния сознания его витальной души, которая попадает на те планы сознания, вибрации которых человек преимущественно проявлял при своей жизни в своём физическом теле. В подавляющем большинстве случаев человек не осознаёт, что он является марионеткой сил определённых планов сознания, которые, пользуясь его неведением, связанным с его неспособностью восприятия всего, что лежит за пределами его открытых возможностей восприятия, управляют им. Всё внимание человека постоянно привязано к значимостям проявленного мира, который стеной неведения отгораживает сознание человека от миров непроявленных. Человек может выйти за пределы неведения, только в том случае, если он ослабит, а затем и освободиться от влияний проявленного мира, привязывающего всё его внимание к себе. Это становится для человека возможным только тогда, когда он начинает исследовать в себе различные внутренние эмоциональные состояния, в которых проявляет себя эго. Важно, чтобы исследовании этих состояний было в «здесь и сейчас», когда сознание человека находится на более высоких позициях, с высоты которых человек исследует различные состояния своего внутреннего мира. Когда Шри Ауробиндо сказал, что нужно жить изнутри, то он имел в виду, что в этот период человек находится одновременно на двух уровнях сознания – «Свидетель», исследующий внутренние состояния, находится на более высоком уровне, а то, что он исследует – на уровне более низком. Но, опять-таки, эти события должно быть одновременны в состоянии «Здесь и сейчас». Просто воспоминания своих эмоциональных состояний, которые были в прошлом, не освободят человека от привязанностей к значимостям проявленного мира. Это освобождение возможно только тогда, когда человек осознаёт свои состояния «здесь и сейчас». И ещё, человеку следует освободиться от эго, необходимость этого связана с тем, что именно оно привязывает сознание человека к значимостям проявленного мира. При этом, «Свидетель» свободен от привязанностей к значимостям проявленного мира и к тем состояниям, которые эти привязанности вызывают – Он их исследует. При осознании «Свидетелем» любых состояний, в которых находится человек, «Свидетель» своим вниманием прикасается к исследуемому состоянию и повышает частоту вибраций этих состояний в соответствии со своей частотой. Здесь «Свидетеля» можно сравнить с контролирующей вышестоящей организацией, независимой от тех, кого она контролирует, но в то же время определяющую соответствие этих организаций с их предназначением. Именно в «здесь и сейчас» происходит разделение сознания, на ту его часть, которая является «стартовой площадкой» для выхода за пределы проявленного мира – это «Свидетель», который на самом деле является одной из субличностей, имеющей наиболее высокие вибрации сознания, чем все остальные субличности, которые привязаны к значимостям проявленного мира. В дальнейшем, по мере того, как человек продолжает исследовать свои различные внутренние состояния, происходит своеобразное «заражение», или навязывание «Свидетелем» своей частоты вибраций сознания тем субличностям, которые ответственны за определённые эмоциональные состояния человека, в результате чего ближайшие к «Свидетелю» субличности приобретают такие же высокие вибрации и становятся частью «Свидетеля». И однажды «Свидетель», достигнув определённой полноты спектра вибраций сознания, становится каналом, по которому поток влияний более высоких планов сознания, входит в человеческое существо, что воспринимается им, как поток покоя, входящий в него через голову и распределяющийся во всём его существе. Нередко, нисхождение потока покоя сопровождается состоянием ананды, исходящей из его «сердца».
Мы должны знать, что у каждого человека есть своя судьба, которая неуклонно ведёт его к завершению жизни, и изменить её человек не может, если не будет для этого Божественная милость. Не каждый человек может встать на духовный путь, потому что изначально ему предопределена своя судьба, и жизнь ему дана, чтобы он этому предназначению соответствовал. Нет людей на Земле, которые бы решали свою судьбу сами. Вспомним слова Иисуса Христа: «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его».
У Бога не бывает случайностей, и появление жизни на Земле, такой, какую мы знаем, так же не случайно. Спектр жизни на Земле, представленный животным и растительным миром, отражает спектр планов сознания в Мироздании, в котором все формы жизни являются необходимыми. Человек, среди земной жизни занимает особое место, так как отражает в себе все планы сознания Мироздания, что не характерно ни для одного растения и ни для одного животного.
Каждая форма жизни, обитающая на Земле, имеет свои эволюционные пределы, в которых допустимо раскрытие их возможностей. Эти формы жизни имеют ограниченное число чакр и ограниченное число лепестков в чакрах в соответствии с их предназначением на Земле. Некоторые формы жизни, такие как комары, а из обитателей океанов – латимерия и др., возможно имеют минимальное количество чакр, что определяет связь их сознания, возможно, только с одним планом реальности. А мы помним слова Шри Ауробиндо, когда он сказал, что планы сознания низшей сферы миров – не эволюционирующие. Следовательно, и те формы жизни, которые связаны только с каким-то одним из миров низшей сферы, так же не способны эволюционировать. Можно предполагать, что великое разнообразие форм жизни на Земле является необходимостью для связи Земли с планами сознания низшей сферы миров, без чего невозможно было бы существование человека, как эволюционирующего существа.
В намерении Бога прошлое, будущее и настоящее – существуют одновременно, но так как в Мироздании есть только Бог и океан его намерения, заполняющего всё Мироздание, то все формы жизни следуют своей судьбе, которая является частью намерения Бога, и которая содержит в себе всю судьбу каждой формы жизни, в том числе, и человеческую. Об этом знал и Иисус Христос, когда сказал, что «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его». Поэтому, свобода действий человека в его взаимоотношениях с реальностью мира – это человеческая иллюзия, которая так же имеет своё предназначение. В действительности, у человека есть только одна свобода – быть сознательным к всевозможным внутренним состояниям, возникающим при взаимоотношениях с реальностью мира. В тоже время эта осознанность не должна быть пассивной – человек должен быть активным в отношении того, что он исследует в себе. Он должен принимать или отвергать в себе всевозможные желания, влечения и побуждения в зависимости от того, соответствуют ли они духовным принципам или нет.
Для обывателя важно, осознав в себе какое-то влечение или побуждение, позволить себе реализовать его только в тех случаях, когда это не принесёт другому человеку или другому существу страдание. Другими словами, он должен следовать «голосу» совести и быть сострадательным. Но стремление человека быть сознательным, очень часто, бывает трудно выполнимым, так как он обычно ведёт себя как одномерное существо, которое не способно критически относиться к своим состояниям и даже поступкам. Это становится понятным, если мы вспомним, что критическое отношение человека к своим поступкам или состояниям возникает у него тогда, когда он с более высокого плана сознания осознаёт своё состояние или же свои действия, к которым следует относить и речь человека. В этом случае человек одновременно пребывает на двух планах сознания, а критическое отношение к себе у человека возникает всегда с более высокого плана сознания.