Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

Петр Зорин

 

Шри Ауробиндо сказал, что планы сознания Низшей сферы миров – не эволюционирующие. В то же время человек – эволюционирующее существо – помещён в неэволюционирующую среду планеты Земля.  Здесь имеется в виду, что эволюционировать могут только некоторые формы жизни, к которым в земных условиях можно отнести человека. Хотя, подавляющее большинство людей, обитающих на Земле, ведут себя как неэволюционирующие существа потому, что будучи многомерными, ведут себя, как существа несознательные – одномерные. Действительно, будучи несознательным, человек в любой своей активности проявляет себя в пределах одного плана сознания, определяющего эту активность. И это происходит даже тогда, когда человек критически относится к своим состояниям или к своим действиям, но «задним числом», и, поэтому критическое отношение к себе, в таких случаях происходит на том же уровне сознания, на котором происходило  осознаваемое событие. При изменении направления активности, сознание человека может соответствовать уже какому-нибудь другому плану сознания, но опять-таки, одному. В пределах своих автоматизмов, человек так же является одномерным существом, так как совершенно бессознательно действует в соответствии с прежде сформированными привычками.  В таком случае любая деятельность человека сравним с ломанной прямой, в каждой части которой сознание человека остаётся одномерным В то время как человек идущий духовным путём, при любой деятельности находится одновременно на двух планах сознания. Более высокий из них – это план сознания, на котором находится «Свидетель», а на более низком плане находится та часть человеческого существа, которая связана с активностью человека во внешнем мире. Но «Свидетель» не только играет роль наблюдателя, исследующего различные состояния человека в период его повседневной деятельности, но и канала, по которому в человека нисходят более высокие состояния сознания.  Но это нисхождение происходит только тогда, когда духовный искатель в значительной степени уменьшил для себя степень значимостей проявленного мира, или даже освободился от некоторых из них.

Здесь следует добавить, что значимости проявленного мира – это всё, что для человека имеет значение. К ним относятся не только материальные объекты, но и идеи, принципы, отношения, всевозможные состояния, в которых может находиться человек, различного рода информация, получаемая человеком, события, происходящие в мире, интересы, стремления или отвержения чего-либо, и даже отношение к прошлому или возможным событиям будущего. И, конечно же, отношение к самому себе, особенно к всевозможным эгоистическим реакциям. Степень выраженности значимостей для различных людей не одинаковы и поэтому, мнения людей о реальности мира и обо всём происходящем в нём, так же не могут быть одинаковыми, хотя люди в своём большинстве считают, что их оценка значимостей мира более правильна по сравнению с оценками других людей.

И в то же время человек – многомерное существо, так как все планы сознания Мироздания находят в нём своё отражение. Человек способен осознавать состояния, сопровождающие его деятельность, и даже осознавать своё предшествующее осознание. Но это, как мы уже говорили, для человека становится возможным, если в нём открываются возможности более высоких планов сознания.

  Земля – место, где встречаются все планы сознания низшей сферы миров, и на земле присутствуют формы жизни характерные для всех планов сознания низшей полусферы. Можно сказать, что Земля плотно укутана в различной частоты  вибраций сознания, но различные формы жизни воспринимают только некоторые из них, и только у человека есть возможность восприятия в определённой последовательности всей иерархии планов сознания низшей полусферы, но только немногие из людей не удовлетворены тем, что только некоторые возможности их восприятия открыты.  Все уровни сознания пронизывают друг друга, точно радиоволны различной частоты. Элементы системы не знают, что они являются частью целого, а целое не знает, что оно существует благодаря элементам. Неведение важно, так как позволяет реализовать человеку изначально предназначенную для него судьбу. Но не всех устраивает их судьба, и если бы это было в их возможностях, то они стали бы менять её, этим самым, нарушив гармонию множества судеб. Судьбы человеческие подобны кружевной картине жизни, в которой цветные нити человеческих судеб переплетаются друг с другом, создавая бесконечные узоры человеческих судеб. Каждая нить – это судьба одного человека, тесно соприкасающаяся с судьбами других людей. Поэтому, не дана человеку возможность менять свою судьбу, так как при этом могут измениться судьбы многих людей.

Подавляющее большинство людей на Земле находится во власти Низшей природы, которая не только привязывает людей, используя их несознательность, к всевозможным ценностям проявленного мира, но и следит за тем, чтобы ни один подвластный ей человек не вышел за пределы её влияний. И этому в значительной степени способствует эго в человеке, являющееся эманацией Сатаны, которое отделило внешнюю, смертную часть, состоящую из физического тела, ума и витала, от внутренней истинной, бессмертной части человеческого существа, с его истинными физическим, ментальным и витальным частями и его Божественной душой – Психическим существом. Человек, находящийся под властью эго – инструментом низшей природы, ассоциирует себя с внешней, смертной частью, с его страданиями и надеждами, с её стремлениями к власти, благополучию и удовольствиям. Но Психическое существо, перевоплощаясь через многочисленный ряд человеческих жизней, получая необходимый для своего роста опыт, начинает менять сознание человека, что приводит к появлению в нём новых духовных потребностей. Все прежние потребности человека в различной степени, уже заняты ценностями внешнего мира, новая же потребность направила внимание человека на поиски смысла жизни. При этом все прежние смыслы жизни уже не удовлетворяли человека, и он из обывателя постепенно становился «ищущим». С этого времени судьба человека перестаёт быть судьбой обывателя, но становится судьбой «искателя». Но Психическое существо не только вызывало в человеке потребность знать смысл своей жизни, но и создавало обстоятельства, в которых этот человек мог найти ответ на этот очень важный для него вопрос. Более того, оно становится проводником и учителем «искателя» на путях реализации духовного смысла жизни. На этом судьба человека-обывателя заканчивается и начинается судьба «духовного искателя»

Отличие эволюционирующих форм жизни от неэволюционирующих состоит в том, что эволюционирующая форма жизни способна к осознанию в «Здесь и сейчас» своих состояний и отношений, что становится возможным с позиций потенциально более высокого сознания «Свидетеля», который, будучи однажды сформированным, будет сопровождать человека в его духовной работе на пути его супраментальной реализации. Для эволюционирующих форм жизни потенциально доступны все планы сознания, что становится реальностью при формировании «Свидетеля» при исследовании своих состояний. Здесь можно привести совет Шри Ауробиндо, который посоветовал исследовать себя беспощадно, так как «Свидетель», исследующий различные состояния, переживаемые человеком всегда формируется на более высокой части сознания человека. В дальнейшем, сформированный «свидетель» становится каналом, по которому более высокое сознание нисходит в сознание человека и, постепенно трансформирует его. Более высокое сознание осознаётся человеком как состояние покоя. И чем выше частота вибраций более высокого сознания, тем более глубокий покой осознаёт духовный искатель. Более высокий уровень сознания, который воспринимается как состояние покоя, человек может вводить во всё своё существо, так как это делал Шри Ауробиндо, когда вводил в своё тело супраментальное сознание. Он это делал с полным сосредоточением на своём теле во время ходьбы. Действительно, физическое тело воспринимается человеком более отчётливо во время его движений. Здесь следует отметить, что внимание человека, при исследовании самого себя, не только нейтрализует различные эмоциональные состояния, но и вводит более высокое сознание «Свидетеля» в исследуемую область. Но при этом не следует забывать, что когда намеренное внимание человека ослабевает, в связи с какими-то обстоятельствами, то объект, на который было направлено внимание, в свою очередь будет стремиться восстановить своё прежнее состояние. Поэтому, усилия духовного искателя, направленные на трансформацию своего существа, должны быть регулярными (например, ежедневными). 

Внимание – это поток энергии сознания в направлении осознаваемого объекта. Индивидуальное сознание человека как бы ощупывает рассматриваемый внешний объект, или внутреннее состояние, в котором человек находится. Когда внимание привязано к внешней реальности, то оно становятся одним целым с этой реальностью, которая, делает сознание человека созвучным внешним обстоятельствам, поэтому, духовный искатель не привязан к значимостям внешнего мира

Чем более тонким является восприятие человека, тем более высокими могут быть вибрации его сознания и тем эффективнее его внутренняя работа. Человек в этом случае обращает внимание на те внутренние состояния, которые при грубом восприятии реальности мира остаются за пределами его возможностей осознания.

Опубликовано