Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

В БОЖЕСТВЕННОМ МИРОЗДАНИИ ВСЁ УЖЕ ЕСТЬ часть 2

--

 

Низшая полусфера миров, в которой проявлен принцип добра и зла, является школой для человека, идущего духовным путём. И то, что для обывателя является значимостью, приближающей его к личному благу, которым может быть власть, богатство, удовольствия и почитание окружающих его людей, все это и множественные проявления его эго, для духовного искателя не имеют соответствующей привлекательности, но проявляются в нём как определённые эмоциональные состояния. Осознание этих состояний для духовного искателя возможно только с более высокой позиции сознания. Эта позиция формируется в верхней части кокона сознания, над головой человека, по мере того как он «свидетельствует» различные состояния, возникающие внутри него. Эту позицию осознания обычно называют «свидетелем», который одновременно является каналом, по которому вибрации более высокого сознания нисходят в человека. В своей внутренней работе духовный искатель работает одновременно в двух направлениях – осознаёт и отвергает влияния низших планов сознания, «двери» которым открывает его эго. И это он делает ради устремлённости к более высокому плану сознания. На самом деле, эта устремлённость является основным движением искателя. В ответ на свою устремлённость искатель осознаёт нисхождение через голову в его тело мягкого потока покоя. И чтобы воспрепятствовать этому нисходящему покою, снизу могут подняться влияния, отвлекающие искателя от его концентрации на нисходящем потоке покоя. Искатель должен осознать эти влияния, идущие снизу, и воспрепятствовать им. В потоке внимания человека, на что бы оно направлено ни было, всегда присутствует соответствующее намерение. И когда искатель осознаёт влияния, отвлекающие его от осознания нисходящего потока покоя, то его внимание или ослабляет желание отвлечься, или же полностью нейтрализует его. Человек, идущий духовным путём, должен помнить, что отвлекающие влияния сил низших планов сознания, очень часто происходят на подсознательном уровне, что может осознаваться, как непроизвольное отвлечение внимания на что-либо незначительное. И есть ещё один важный симптом, возникающий при влиянии низших сил, о котором должен знать духовный искатель – при этом внешнее внимание становится неустойчивым и человек в своей деятельности переходит на автоматизмы. Существует мнение некоторых психологов, что автоматизмы разгружают ум человека, освобождая его для творческой деятельности. Но жизнь показывает, что чем ниже интеллект человека, тем чаще он в своём общении пользуется автоматизмами. «Быть таким, как все» – это призыв к социальным автоматизмам и это повышенная внушаемость, что удобно для стремящихся к абсолютной власти.

 В этой работе нам необходимо рассмотреть ещё два вопроса: для чего Бог дал Сатане власть над всеми формами жизни низшей полусферы миров и почему эти миры не эволюционируют. Первый вопрос связан с событием, в котором сатана искушал Иисуса Христа властью; второй – возник в связи со словами Шри Ауробиндо о том, что «планы сознания низшей полусферы миров не эволюционируют»

Сатана, искушая Иисуса Христа, сказал, что ему дана власть над этим миром. Получить власть он мог только от Бога. И мы не должны думать, что Сатана противостоит Богу, напротив, он выполняет Его волю. Предназначение Сатаны состоит в привязывании внимания людей к значимостям проявленного мира. Подавляющее большинство событий в современном мире, и социальных объединений, основой которых является эго, являются результатом реализаций сатанинских идей, удерживающих человечество в состоянии социального подчинения и отвержения всего, что не соответствует духу этих объединений. 

Всю проявленную реальность мира можно сравнить с мозаичной картиной, в которой каждый элемент мозаики это – значимость. В том числе значимостями являются и люди. Причём, для людей (и не только), характерно стремление ко всёвозрастающей значимости, что может реализоваться для эгоистичного человека только через власть. У значимостей есть ещё одна важная особенность – они могут суммироваться, что приводит к стремлению человека приобретать значимые вещи или объекты, занимать социально значимые места, и эта страсть в человеке не имеет пределов в своей реализации,  вплоть до стремления к полной власти над всем человечеством. Значимости привлекают человека с тех пор, как человек однажды был разделён на внешнюю, инструментальную часть, управляемой представителем сатаны – эго и внутреннюю – истинную часть, находящуюся под управлением Божественной Матери – Махешвари. Это привело к тому, что присутствие в человеке его истинной части – Центрального и Психического существа было предано забвенью, а эго, и управляемая им внешняя инструментальная часть были приняты за проявления действительного человека. После такого разделения, Сатана без особых усилий, привязал человека к значимостям внешнего мира.  Психическое существо оказалось отделённым от сознания внешней части человеческого существа, и человек остался один на один с сатанинским эго. И хотя разделение является одним из средств, необходимых для эгоистического стремления к власти, но сатанинская власть, проявляющаяся в человеке через эго, относительна. Психическое существо, воплощаясь в череде человеческих жизней, усиливает свои влияния на внешнюю часть человеческого существа, которая прежде была под полным управлением эго, и человек из обывателя постепенно становится «искателем», так как происходящая при этом трансформация его сознания, побуждает его к поискам истинного смысла своей жизни. Древняя мудрость гласит: «когда ученик готов – учитель приходит». И однажды поиск учителя завершается встречей искателя со своим учителем. Им может быть какое-то событие, необходимая информация, или даже человек, идущий духовным путём.

Искренность человека-искателя проявляется в его сознательном усилии, направленном к всё возрастающему совершенству. Конечно, Бог без труда мог бы лишить человека возможности выбора, т. е. ограничить его сознание, сделав его одноплановым, и тогда человека невозможно было бы соблазнять, так как это выходило бы за пределы его программы. Можно сказать, что человек в таком случае был бы абсолютно не свободен, хотя и не осознавал бы этого.  Но предназначение человека не может зависеть от какой-то одной программы, так как путь эволюции человеческого сознания пролегает через множество планов реальности Мироздания, войти и пройти через которые возможно только по созвучию с ними. Для человека это стало возможным, потому что он, потенциально содержит в себе все планы сознания Мироздания. Шри Ауробиндо говорил, что человек – переходное существо, следовательно, достигнув в своей эволюции сознания супраментальных планов, человек должен стать Гностическим существом, что было бы совершенно невозможно для человека, имеющего одноплановое сознание. И, второе, эволюция сознания человека возможна только при добровольном его согласии на это. Под добровольным согласием понимается принятие человеком условий, в которых эволюция сознания неизбежна, и изменение отношений с внешней реальностью мира, которые для человека приобретают духовный смысл.

Познание – это всегда направленные усилия познающего на путях познания. Для существ, сознание которых одноплановое, познавать нечего, потому что они – только  средства, имеющие конкретное предназначение, исполнители программы, вложенной в них природой или же волей их господина. И для них не существует проблем с преодолением неведения, потому что они знают то необходимое, что соответствует их конкретному предназначению. И только человеку, на путях его духовного восхождения, даны потенциальные возможности познания всех планов сознания Божественного Мироздания, но для этого ему необходимо преодолевать препятствия неведения.

Сознания всех эволюционирующих форм жизни можно сравнить с родниками, воды которых, объединяясь, впадают в океан Божественного намерения. У человека никогда бы не появилась потребность в эволюции сознания, если бы все планы сознания низшей полусферы не являлись своеобразной школой, в которой всё человечество подготавливается к реализации своего великого предназначения – стать Гностическим существом. Однажды Иисус Христос сказал, что много званных, да мало избранных. Всему человечеству даны потенциальные возможности эволюционировать, но только немногие что-то делают в этом направлении, ещё меньшее количество людей осознанно идут духовным путём, и подавляющая часть человечества находится в глубоком неведении, будучи под влиянием сил низшей природы. Низшая природа – это Сатана, который, как мы уже говорили прежде, искушал Иисуса Христа властью. У большинства людей Сатана ассоциируется с всевозможными злодействами, на которые он соблазняет людей. Но тогда Сатана – это ангел, и злодеев среди миллиардов людей не так уж и много. Можно сказать, что он не достаточно усердно работает. Но, соблазняя Иисуса Христа, он сказал, что ему дана власть над этим миром. А власть – это не обязательно злодейства. Здесь мы уже сказали, что Низшая полусфера миров это – школа для эволюционирующего человечества.