В начале духовного пути человек испытывает определённые трудности, так как всё его существо ещё не достигло необходимой собранности, для сосредоточенной и сознательной внутренней работы на духовном пути. Удержание внимания на появляющихся желаниях, влечениях и побуждениях, инициируемых силами Низшей природы, требует от духовного искателя постоянной внимательности к своим состояниям, чтобы не попасть под их влияния, и не стать их инструментом в этом проявленном мире. При этом, человек должен быть постоянно бдительным, потому что со всевозможными проявлениями сил Низшей природы легче справиться, и не дать им возможности захватить сознание, в самом начале появления этих состояний. И ещё, направленные усилия человека содержат в себе способности трансформировать в человеке те его структуры, которые удерживают внимание на избранном им направлении своей жизни. И если человек достаточно настойчив в своих стремлениях, то это в значительной степени облегчит его внутреннюю работу и сформирует в нём состояние, соответствующее его духовным стремлениям. Кроме того, прежние трудности отступят, уступив место радости внутреннего пути.
Среди людей может быть проявлено только два вида власти – божественная – жертвенная и дьявольская – приносящая удовольствие от роста своей значимости. Всё в проявленном мире имеет свои значимости, в том числе человек так же имеет свою значимость. Особенностью значимостей является то, что они могут суммироваться. Поэтому, человек богатый – более значим, чем бедный, так как у богатого есть значимое имущество, которое делает его более значимым, а у бедного имущество более скромное и поэтому менее значимое. Человек, под властью которого находятся другие люди – более значим, чем тот, у которого нет подвластных. Среди значимостей особое место занимают деньги и особенно ценные объекты – драгоценные камни, золото и т.п. Поэтому, люди, жаждущие абсолютной власти, стремятся не только к тому, чтобы сделать всё человечество подвластным себе, но и иметь в своей собственности все богатства мира, подавив в людях всё, что может хоть в какой-то степени сделать их независимыми. И, наконец, сделать подконтрольными электронной системе управления каждое желание человека, каждую его мысль и даже каждое побуждение, этим самым превратить каждого человека на Земле в послушного тупого биоробота.
Шри Ауробиндо однажды сказал, что планы сознания низшей полусферы миров – не эволюционируют. Другими словами, сущности этих планов подобно роботам, выполняют только те программы взаимоотношения с реальностью, которые необходимы для эволюции сознания человека и, этим самым, эволюции всего Мироздания. Но люди – эволюционирующие существа, и те из них, Психическое существо которых достигло достаточной степени зрелости, будут способны распознавать влияния на ум и витал внешними средствами, и противостоять им. Фактически, внешними средствами, например, при чипировании людей, можно повлиять только на внешнюю часть человеческого существа – его тело, витал и ум, т. е. на ту его часть, которая у обывателя находится под властью эго, через которое Дьявол управляет человеком. В любом случае Бог не позволит погасить эволюцию сознания человека на Земле, несмотря на все усилия человеческих слуг дьявола.
Реализация возможностей восприятия человеком реальности Мироздания и эволюции его сознания, являются динамической частью его судьбы, которая тесно связана с океаном Божественного намерения, управляющего всем сущим в Мироздании. Все бесконечные возможности человека и возможности других форм жизни в Мироздании, на самом деле находятся в океане Божественного намерения, к которому подсоединено всё сущее в Мироздании. Все функциональные возможности бесчисленных форм жизни, и их развёртывание в реальности мира, так же определяются Божественным намерением, которое определяет все бесчисленные судьбы всего сущего в Мироздании.
Каждый День Брамы – это очередной шаг Божественного в Его эволюции сознания. И человечество, не только в нашей современной цивилизации, но и во всех предшествующих цивилизациях в этом играет не последнюю роль.
На Земле представлены различные формы жизни, являющиеся представителями всех планов сознания не только низшей Полусферы, но и высшей – Супраментальной полусферы миров. Эти формы жизни являются необходимыми средствами, для восприятия человеком других планов сознания. Они подобны приёмникам, воспринимающим вибрации сознания других планов реальности Мироздания. Каждый план сознания, в сфере влияния которого находится Земля, имеет свою флору и фауну на Земле, вибрации которого соответствуют предназначению этого плана сознания. Человек не осознаёт, что находится под влиянием сил этих планов, каждый из которых имеет своё предназначение. Если бы человек осознавал, что его внутренние состояния, вызываемые влиянием сил различных планов сознания, в действительности принадлежат не ему, то его собственные усилия, направленные на освобождение от этих сил, были бы недостаточными, так как, соотношения своих индивидуальных усилий и тех космических сил, которые влияют на него, были бы – несопоставимы. Усилия человека, противостоящего океану сил низших планов сознания, кажутся слишком незначительными, что могло бы вызвать у него состояние полной безнадёжности в противостоянии его воли воле целого плана сознания. Поэтому иллюзия, при которой человек осознаёт влияния различных планов сознания, как проявления его собственной природы, которую он вполне может преодолеть, прилагая свою волю, помогает духовному искателю на внутреннем пути выполнять своё предназначение. Будучи сознательным, человек может не допустить, чтобы им управляли какие-то силы низшей природы и если он достаточно искренен, то Мать Махешвари, которая курирует все проявления, целью которых является эволюция сознания, обязательно поможет человеку в его усилиях на духовном пути.
Каждый человек, в зависимости от степени зрелости его Психического существа, способен воспринимать более или менее высокую группу планов сознания, чем те люди, психическое существо которых находится в менее зрелом состоянии. Все планы сознания низшей сферы миров представлены в человеке субличностями, которые подобно привратникам через чакры соединяют человека с определёнными планами сознания. Шри Ауробиндо, говоря о планах сознания низшей сферы миров, назвал их неэволюционирующими, и причиной этого является их одномерность. Можно привести аналогию, поясняющую термин – одномерность. Человек в своей жизни использует множество одномерных предметов, например, пила предназначена для того, чтобы пилить, но ею невозможно копать землю, что-либо забивать, а вот топор – двумерный, так как у него кроме острой его части есть ещё и обух, которым можно, что-либо забивать. Ручка, которой человек пишет, ножницы, которые он использует в своей работе и ещё множество одномерных предметов, которые используются человеком в его многомерном труде, необходимом для его жизни (имеется ввиду изначальное предназначение предметов). Тогда, неэволюционирующие планы сознания – тоже одномерные, так как каждый из них вызывает в человеке какое-то одно эмоциональное состояние, влечение или побуждение, которые, как мы уже знаем, человек принимает за свои собственные состояния или реакции. Находясь под влиянием какого-либо плана сознания, человек может вести себя, при взаимоотношениях с внешней реальностью, как одномерное существо и тогда в нём полностью отсутствует критическое отношение к своим поступкам и осознание адекватности своего поведения. Это связано с тем, что человек, переживая и действуя, как одномерное существо, не способен осознать себя со стороны другого более высокого плана сознания.
Такое состояние человека, когда он действует как одномерное существо, является одним из вариантов захваченностей. Всевозможные конфликтные отношения обычно связаны с захваченностями одним из витальных планов. Человек при этом становится одномерным существом и не осознаёт своей неадекватности. Инстинкты всегда связаны с сужением сознания до его одномерности, и тогда человек может совершать насилия, выходя за пределы социальной адекватности. Любые ярко выраженные эмоциональные состояния подавляют своей интенсивностью возможности сознания оценивать эти состояния и поведение человека со стороны (скорее сверху, так как оценка всегда осуществляется с более высоких позиций сознания). Любая захваченность обязательно сопровождается адекватными ей автоматизмами, которые в социальной реальности чаще всего оцениваются как неадекватные. Например, человек, захваченный компьютерными играми, погружаясь в игровую ситуацию, действует автоматически и адекватно сюжету игры, но для социальной реальности, в которой этот человек живёт, он неадекватен, так как, будучи захваченным игрой, жертвует временем, необходимым для целенаправленной социальной жизни. Одной из особенностей захваченностей является их способность трансформировать сознание человека, делая его более механистичным и примитивным. В современном мире, захваченного всевозможными гаджетами, с которыми постоянно «общаются» люди, исчезает тонкость понимания двусмысленности некоторых слов и фраз. С электроникой всё проще, пользуясь ею, человеку нет необходимости понимать скрытое, невысказанное намерение собеседника и люди постепенно переходят на механический способ общения. Тем более, что восприятии человека и его возможность понимания воспринятого зависит от скорости передачи информации; поэтому, всевозможные телевизионные передачи зритель «проглатывает не жуя». Человек не может повторить или замедлить скорость показа телефильма и, следовательно, проглатывает, не осознавая, действительное его предназначение, как «двадцать пятый кадр».
И есть ещё одна важная особенность социальной личности человека, который много времени посвящает всевозможным гаджетам – у него увеличивается дистанция отношений с окружающими его людьми и уменьшается количество психологического тепла отношений, свойственного живым чувствующим существам. И это приводит к тому, что даже близкие люди, становятся в значительной степени отчуждёнными друг от друга. Но изменения личности человека на этом не заканчиваются. Внимание человека, который значительное время посвящает общению с электронными средствами, становится неустойчивым, разорванным, при общении с людьми, и, кроме того, он не может достаточно длительное время удерживать своё внимание на текстовом материале. Такой человек не будет читать «Войну и мир» Толстого или «Тихий дон» Шолохова, он прочтёт краткое их содержание, что для него достаточно. Конечно, можно сказать, что скорость всех общественных процессов в мире увеличивается, и человек должен успеть сориентироваться в быстро меняющемся мире. Всё правильно, но приспособление человека к ускоряющемуся информационному потоку не должно происходить за счёт снижения его интеллекта. Более того, денежные отношения и цифровизация, объектами которой становятся не только материальные процессы, но и люди, создают единый общемировой поток производства и потребления произведённого, создающего бессмысленный круг существования человека. Бессмысленный потому, что у человека, имеющего бесконечные потенциальные возможности, отнимается его истинное предназначение – восхождение сознания от человека разумного к бессмертному Гностическому существу, взамен которого ему предлагается место во всеобщем возрастающем круговороте материального производства и возможность участвовать в потреблении произведенной им продукции. Многие возможности человека при этом, за ненадобностью, не используются и деградируют, потому что, он трудится, чтобы создать продукт для потребления, и потребляет, чтобы сохранить свою жизнь. Всё как у животных – они трудятся, чтобы добыть себе пищу, и потребляют её, чтобы жить.
Человек при этом перестаёт быть творческой личностью, так как при налаженном производстве в этом нет особой нужды. В современном мире вся деятельность человека постепенно сводится к комплексу автоматизмов. А мы должны знать, что творческие способности человека проявляются не только во внешнем мире, который человек старается переделать под себя так, чтобы он был удобным для его существования, но в основном эти проявления касаются самой личности человека, структуры его сознания. Восхождение сознания человека и освобождение его от привязанностей к значимостям этого мира – это творческий процесс, направленный на трансформацию всего человеческого существа. И для этого у современного человека есть все условия – беспредельный спектр его потенциальных возможностей эволюции сознания; его внутреннее внимание, способно воспринимать различные состояния, связанные с процессом освобождения от всевозможных привязанностей к материальным значимостям проявленного мира. Кроме того, человек способен в процессе своей внутренней работы формировать в своём сознании «Свидетеля», с позиций которого участвовать в восхождении сознания по ступеням его спектра. И есть ещё одна важная особенность, касающаяся восприятия, присущая только человеку, – он способен осознавать духовные грани значимостей проявленного мира и, благодаря этому, отличать значимости, привязывающие его к материальному миру, от ценностей духовных.
Создаётся тревожное впечатление, что существованию современного человечества на планете Земля приходит конец, так как люди, стремящиеся к власти над миром, не нуждаются в человеке творческом, человеке духовном, они уже сейчас формируют производителя материальных благ, для которого смыслом жизни является потребление ради выживания. И ещё несколько важных качеств должен иметь такой производитель материальных благ – он должен быть легко управляемым «существом» (человеческие качества такого производителя материальных благ менее важны, чем его способность производить материальные блага), довольствоваться малым, быть внушаемым, безусловно, доверять информации, идущей от его руководства, быть исполнительным и послушным. И, если человечество будет и дальше двигаться в этом направлении, то на этом эволюция человека закончится, все его возможности роста сознания или духовного роста останутся невостребованными и даже запрещёнными, так как биологическому роботу все возможности присущие творческому человеку, окажутся не нужны.