Степень многогранности каждого живого существа, в первую очередь связана с его предназначением и необходимостью приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, что можно рассматривать как эволюцию, в пределах необходимости для этой формы жизни. В то же время многогранность человека выходит за пределы необходимости познавать и приспосабливаться к внешним условиям, потому что человек в течение своей жизни должен познавать не только внешнюю реальность мира, но и реальность своей внутренней вселенной, открытой для познания беспредельной реальности Мироздания. И многогранность его связана с его великим предназначением и его возможностью к бесконечной эволюции.
Любую возможность восприятия можно рассматривать как проявление одной из граней определённой формы жизни, например, насекомого, животного, человека, и её же мы можем рассматривать как субличность в сознании человека. Тогда все формы жизни, в Низшей полусфере миров, могут быть разделены на – имеющих одну грань возможностей их существования, и в связи с этим им определены те планы сознания, которые содержат в себе неизменные условия существования; и на тех, которые в какой-то степени, имеют возможность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям – это формы жизни, для которых пределы эволюции значительно ограничены; и на эволюционирующих существ, к которым следует отнести человека, имеющего возможность не только приспосабливаться к внешним условиям, но и приспосабливать их для собственных нужд. И, кроме того, что очень важно, человек способен воспринимать и познавать свою внутреннюю вселенную, открытую всем непроявленным планам сознания Мироздания.
Шри Ауробиндо говорил, что все планы сознания низшей полусферы миров не способны эволюционировать. Это связано с тем, что у сущностей низшей полусферы миров ограничено количество граней их психологической индивидуальности, что не даёт им возможности оценивать себя и ту реальность, в которой они находятся, что возможно только с позиций более высокого плана сознания. Исключением является земной план, на котором обитает многомиллиардное человечество. Земля в Мироздании занимает особое место, так как на ней встречаются все планы сознания Мироздания, не только Низшей сферы миров, но так же и миров Супраментальных. Поэтому Мать Мирра в одной из своих медитаций, решив навестить Шри Ауробиндо после того, как он оставил своё тело и ушёл на план Верховного разума, нашла его в своём кабинете за работой.
Под гранями сознания различных форм жизни, понимается их способность восприятия других планов сознания. Например, оценка самого себя и своих стремлений, возможна только с позиции более высокого плана сознания. Если какая-то форма жизни имеет возможность воспринимать только один план сознания, то эта форма жизни имеет только одну грань восприятия. Такую форму жизни можно сравнить с роботом, действующим по определённой единственной программе, вложенной в него. Такие формы жизни сравнимы с биоавтоматами и способны существовать только в определённых условиях, соответствующих их предназначению. В отличие от таких существ, имеющих только одну грань восприятия, человек имеет реальные возможности воспринимать значительное количество планов сознания Низшей полусферы миров, и потенциальные возможности подниматься по планам сознания в беспредельности и вечности. И это возможно только потому, что все планы сознания Низшей полусферы миров присутствуют не только в сфере Земли, но так же в каждом человеке. И, следовательно, возможность эволюционировать так же заложена в каждого человека. Но не все люди могут реализовать эту возможность, потому что у каждого человека своя судьба. К тому же, многогранность человека возрастает одновременно с ростом Психического существа. Практически, каждая человеческая судьба в процессе множества перевоплощений, позволяет Психическому существу сделать один или более шагов на пути своего роста в зависимости от предназначения человека. Но, в некоторых случаях, когда Психическое существо находится в ещё «детском» возрасте, его влияния человек может не осознавать, так как они ниже порога его восприимчивости. И в этот период своей жизни человек находится под преимущественным влиянием сил низшей природы. Каждая следующая человеческая жизнь, для Психического существа является средством получения необходимого для его роста человеческого опыта. К тому же, перевоплощения Психического существа от одной человеческой жизни в другую, не являются случайными, так как после смерти человека его Божественная душа – Психическое существо, уходит на психический план, на котором решается вопрос о месте следующего его воплощения. Там решается вопрос и о будущих родителях родившегося ребёнка, его половых отличиях, и о расе и национальности того народа, к которому он будет принадлежать. Другими словами, у Психического существа так же есть своя судьба, ведущая его через человеческие воплощения к полной его реализации. Шри Ауробиндо говорил, что обычно перевоплощение идёт или по мужской, или по женской линиям, но бывают и исключения, автору этой статьи известен случай, в котором человек помнил свою прошлую жизнь, в которой он был женщиной. Что интересно, но в период, когда он решил создать семью, он отдавал предпочтение мужественным женщинам, и женившись, не задумываясь отдал бразды правления своей мужественной жене.
В современном многомиллиардном человечестве, только немногие люди имеют зрелое Психическое существо, которое при благоприятных внутренних обстоятельствах вышло на передний план. И если прежде Психическое существо принимало активное участие в формировании духовной судьбы этих людей, используя для этого «свидетеля», который был посредником между внутренней истинной частью человеческого существа и внешней операционной частью, которая обывателем принимается за всё его существо, то человек, получивший просветление, так не считает. Он осознаёт, что внешняя его часть, при помощи которой он взаимодействует с реальностью окружающего его мира, не является человеком, но только средством, при помощи которого внутренний истинный человек – Психическое существо, определяет свои взаимоотношения с внешним миром. И в каждом следующем поколении человечества появляются немногие люди, Психическое существо которых, достигнув определённой степени зрелости, пробуждает в них состояние неудовлетворённости способом своего существования и смыслом своей жизни, и такие люди становятся искателями смысла жизни, что обязательно приводит их к условиям, в которых они встречаются со своим учителем. Этим учителем может быть соответствующая его жажде знания определённая литература, или же какое-либо событие, отношение к которому может вызвать яркое выраженное сострадание, и возможна встреча с человеком, идущим духовным путём. В дальнейшем, искатель осознает, что истинным его учителем является Божественная душа в нём – Психическое существо, которое приводит духовного искателя к тем обстоятельствам, которые являются необходимыми для его духовного роста. При этом, человек должен знать, что в реальности мира не бывает случайностей и всё происходящее с ним является следствием его психологической готовности к этому, к которой привела его судьба.
Каждый день Брамы, от своего начала и до своего конца содержит в своём намерении все судьбы всего мироздания, и всех форм жизни в нём, с их рождением и смертью, и судьбы гностических существ, обитающих на супраментальных планах.. Поэтому, каждый человек уже имеет свою судьбу, и все его ещё не родившиеся потомки, и потомки потомков, так же уже имеют свою судьбу со своими историями и так до конца дня Брамы. То же самое можно говорить и о предках любого человека, любых народов и любых цивилизаций, которые так же имели свои судьбы и свои предназначения в Божественной жизни всего Мироздания, вплоть до начала дня Брамы. И искра Божественного в человеке – Психическое существо, так же имеет свою судьбу, ради реализации которой Ему дано пройти определённые человеческие судьбы. Таким образом, ценность человека в Мироздании состоит в том, что он является средством роста психического существа в нём. И потребуются сотни, а может быть и тысячи человеческих жизней, когда Психическое существо достигнет своей зрелости и выйдет на передний план. Внешнюю часть человека – его физическое тело, витал и ум, можно сравнить с одеждой для Психического существа, которая по мере его роста постепенно ветшает и приходит в негодность и Психическое существо меняет прежнюю одежду на новую, адекватную Его состоянию.
Для эволюции Божественного в каждый день Брамы Необходима та его структура, в которой каждое небесное тело, каждая форма жизни выполняет своё предназначение. Более того, каждая форма жизни может существовать только потому, что содержит в себе Божественное намерение жизни, необходимой для эволюции сознания Мироздания. Искра Божественного сознания или Божественная душа в человеке – Психическое существо, прежде чем стать частью человеческой судьбы и определять его духовное будущее, проходит через все физические формы жизни на Земле, начиная с простейших и заканчивая теплокровными видами животных, что позволяет ей в последствии стать частью человеческой судьбы, и определять её духовное будущее. Но тогда всё сущее на Земле и где угодно ещё, является необходимыми предшественниками человека, смыслом жизни которого является осознанная духовная устремлённость. Следовательно, все формы жизни на Земле являются ступенями восхождения Божественного сознания, и любая ступень является необходимой в общей эволюции сознания. Человек имеет потенциальные возможности подняться вплоть до планов Верховного разума – на последнюю ступень восхождения сознания, на которой заканчивается принцип жизни, присущий всем формам биосферы Земли. Здесь имеется в виду принцип добра и зла, к которому относится и принцип жизни и смерти. Действительно, всё, что родилось – должно умереть.
Следующим шагом человека в его духовном восхождении будет супраментальная трансформация всего человеческого существа в Гностическое существо, бытие которого не будет связано с принципами жизни, так как жизнь на своём противоположном полюсе всегда имеет смерть, а Гностическое существо будет вечным – бессмертным. Символом вечности в Библейских историях является древо жизни, дающее вкусившим его плод, бессмертие или вечное бытие; в отличие от которого плод с «древа познания добра и зла» даёт человеку возможность прожить некоторое время, пока от каких-либо причин не наступит его смерть. Здесь следует обратить внимание на полное сходство идеи «древа жизни» с высшей полусферой супраментальных планов сознания, в которых гностические существа будут бессмертными, а «древо познания добра и зла» с полусферой низших планов сознания, в которой все формы жизни, стремясь от зла к добру (для себя), в конечном счёте, приходят к своему главному злу – смерти.
Мир человеческий, пребывающий на планах сознания Низшей полусферы – это мир значимостей, из которых строится власть Дьявола над человеком и всеми формами жизни. Искушая властью Иисуса Христа, он сказал: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если ты поклонишься мне, то всё будет Твоё». Следовательно, Дьявол знает, что есть тот, который выше его и власть которого над ним абсолютна, поэтому он не может противостоять ему, и послушно выполняет волю Бога, давшего ему власть над миром людей. Но власть Дьявола над человеком не абсолютна, и проявляется она только в тех случаях, когда человек внутренне не собран и сознание его не имеет высокой направленной устремлённости. Не может Дьявол влиять на человека и тогда, когда человек не даст на это ему согласия. Здесь под согласием понимается отсутствие у человека сопротивления соблазнам Дьявола. Но Дьявол хитёр и может соблазнить человека в его сновидениях, надев маску доброжелателя, или даже духовного учителя. Во время сна человек почти всегда несознателен и, поэтому не может отличить правду ото лжи, и принять лживые маску и слова за истинные. Но соблазны в сновидениях обычно бывают тогда, когда у Дьявола и его слуг нет возможности соблазнить человека в период его бодрствования, или в тот период времени, когда человек собран в своих направленных усилиях на духовном пути. Собранность всегда имеет соответствующую направленность и силы Низшей природы могут праздновать победу, пусть временную, когда человек меняет направление своей собранности, что бывает тогда, когда человек переходит от одной работы к другой. Между этими двумя направлениями возникает переходное состояние неопределённости, которое могут использовать силы низшей природы, чтобы максимально отвлечь внимание человека, идущего духовным путём, от избранного им духовного направления, чтобы поддержать в человеке состояние неопределённости, а в дальнейшем увлечь его на какой-либо из ложных путей.