Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЛИЗОРУКОСТИ

Петр Зорин

 

Всех людей можно разделить на психологически и социально близоруких и социально дальнозорких. Между этими двумя полюсами располагается всё человечество. Чем более человек социально и психологически близорук, тем в большей степени он хаотичен и тем меньше у него проявлена упорядоченность и осознание следствий его отношений к происходящему «здесь и сейчас», и тем в большей степени он неосознанно тратит свою энергию на неконтролируемые свои мысли и действия. Такие люди чаще оказываются под властью различных сил непроявленных планов сознания и внешних информационных влияний. Они в значительной степени нуждаются в опоре на значимых личностях, которым они, за редким исключением, безусловно, доверяют, даже тогда, когда они в своих словах и действиях некомпетентны, или намеренно вводят своих слушателей в выгодное для себя, заблуждение. И люди, будучи социально и психологически близорукими, не способны критически относиться к всевозможным внешним влияниям, и в первую очередь к своим собственным действиям. Отсюда их повышенная внушаемость и стремление приспособиться и быть «такими как все». Где-то на уровне подсознания они знают о своей хаотичности и, в связи с этим, недостаточной адекватности, и пытаются её компенсировать, беря пример с других людей, или следуя общепринятым шаблонам. В связи со своей социальной близорукостью, они не могут удержать своего внимания на том, что выходит за пределы их узкого круга ясного понимания ни того, что происходит во внешнем мире, и ни того, что находится за пределами, ограничивающей их социальной близорукости. Пределы внутренней вселенной человека можно сравнить с кругом, радиус которого может быть различной длины, от короткого, создающего круг только под ступнями ног, до беспредельного. От размера внутренней вселенной, зависит стремление человека к знаниям, от беспредельного до сиюминутного, а так же способность понимания происходящего, свидетелем чего может быть человек, или же понимание действительной цели получаемой информации. в своей деятельности. Социально близорукие люди, не имея внутри себя достаточно значимой опоры, пытаются быть «такими как все», при этом они для подражания избирают такое направление, которое в глазах других людей имело бы достаточно выраженную индивидуальную значимость. Социально близоруким людям очень трудно принять мнения других людей по какому-либо вопросу, так как для них понятным может быть только одно мнение – их собственное, или то, которое созвучно ему, потому что в их узком круге мировоззрения нет места для других мнений. В связи с этим, такие люди не могут иметь настоящих друзей, так как для того, чтобы это стало возможным, необходима свобода другого человека в его мнениях об окружающей его действительности, и в этой свободе каждый человек должен получать свой индивидуальный жизненный опыт. Каждый человек является многогранным существом, независимо от величины его мировоззрения, поэтому, богатство дружеских отношений во многом зависит от количества созвучных мнений друзей и способности принимать несозвучные мнения другого человека. Но, в любом случае не следует осуждать мнение другого человека, и было бы более правильным, если бы вместо осуждения мы просто сказали бы, о своём мнении по этому вопросу. Когда мы говорим другому человеку, что он в чём-то не прав, то первой его реакцией может быть стремление оправдаться, потому что осуждение люди чаще всего воспринимают, как нападение и начинают защищаться. Более того, осуждение мнения другого человека всегда происходят «сверху вниз», что между друзьями не должно быть. В тех же случаях, когда мы в ответ на мнение другого человека по какому-то вопросу, высказываем своё мнение, то этим самым предоставляем ему свободу выбора. Более того, при этом мы сохраняем дистанцию отношений, не увеличивая её. И, наконец, нет на Земле двух людей, индивидуальные психологические и социальные особенности которых были бы одинаковыми. И каждый человек во внешнем мире имеет свою опору, в чём-то отличающуюся от опоры других людей. Для одних людей такой опорой может быть семья, для других – работа, а для третьих – собственная значимость и власть. Могут быть и другие варианты опоры для человека во внешнем мире, но чаще всего их несколько из тех, что были приведены выше.

Опубликовано