Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ОХОТА ЗА ВНИМАНИЕМ

Петр Зорин

 

Внимание – это мост, связывающий человека с внутренней его вселенной и каким-либо внешним объектом, и это одновременно канал, по которому поступает информация от объекта, на который направлено внимание человека и от объекта к человеку. Проявленный мир существует как иллюзии. Одна из них материальная, отражающая и проявляющая, прежде непроявленный, внешний мир, который воспринимается каждым человеком, в зависимости от его индивидуальных особенностей, по-своему. Другая – информационная – виртуальная, существующая в каком угодно времени, иногда в вымышленном. Информационная иллюзия чаще всего отражает намерения человека, имеющие определённую цель, и к действительной реальности может не иметь ни какого отношения. Отражение в человеке материального мира и информации, содержащей в себе намерение человека – во многом сходны, поэтому человек их воспринимает как  значимости, близкие по ценности друг другу. Поэтому, очень часто, всевозможные обещания и утверждения каких-то ложных идей, человек принимает за правду и, в соответствии с этим формирует свои убеждения. В действительности целью манипуляторов и являлось намерение создать в своих слушателях ложные убеждения.

Существует внешнее внимание, воспринимающее внешние объекты и процессы, происходящие между ними, и внимание внутреннее, которое может воспринимать различные внутренние состояния, эмоциональные реакции, всевозможные внутренние образы, отражающие внешнюю действительность и создающее внутренние структуры состояния готовности к определённым внешним реализациям. Внешнее внимание, в отличие от внутреннего фокусируется в различных точках объектов, на которые оно направлено. Всё, что находится за пределами точек, сфокусированного внешнего внимания, воспринимается менее чётко, так как относится к периферии зрительного восприятия объектов. Поэтому, чёткость восприятия внешней материальной реальности мира всегда относительна и в значительной степени индивидуальна. И, есть ещё одно важное качество, принадлежащее не только внешнему, но и внутреннему вниманию – время фиксации внимания. Чем более устойчивым и длительным будет фиксация внимания на каких-либо объектах внутренней вселенной, тем более чётким будет их восприятие. Поэтому, зрительное восприятие человеком внешней реальности мира, так же как и внутреннего, всегда в какой-то степени не чётко. Этот же самый принцип проявляет себя и при восприятии какой-либо информации – чем более устойчивым будет внимание человека на получаемой информации, тем более глубоким будет понимание её и тем меньше будет в неё внесено индивидуальных искажений, зависящих от индивидуальных психологических особенностей человека. Поэтому, для более полного и глубокого восприятия и понимания необходимо устойчивое внимание, без каких-либо отвлечений. И, что очень важно, внимание является частью направленной воли при создании системы, упорядочивающей процессы, как во внутренней вселенной человека, так и, соответственно, во внешней его активности. Осознание человеком своих внутренних реакций и состояний, приводит к их упорядочиванию и экономном расходовании энергии, так как она в таких случаях расходуется только на те внешние и внутренние реализации, которые необходимы человеку в его повседневной деятельности. При этом, внимание человека не отвлекается спонтанно на различные внешние пустые и неуместные раздражители и, потенциал энергии, которая расходуется на неосознаваемую активность ума, в значительной степени снижается. Хуан Матус, в книгах Карлоса Кастанеды, говорил что летуны (под ними Толтеки понимают человеческий ум) объедают энергию человека, оставляя её только под подошвами ног. В связи с этим, чтобы иметь достаточный потенциал энергии для внутренней работы, духовный искатель должен остановить свой (внешний) ум.

Внимание – это канал, по которому влияния идут как от человека на объект, так и от объекта на человека. При этом то, на чём человек фиксирует своё внимание, не только трансформируется в соответствии с качеством внимания, например, спокойное устойчивое внимание успокаивает то, на что оно направлено, но при этом одновременно происходит трансформация всех систем человека, участвующих в восприятии и осознании воспринятого. Поэтому состояние, в котором человек находится при медитации, в значительной степени трансформирует его, а намерения, в формировании которых обязательно участвует внимание человека, не безразличны для его индивидуальных психологических особенностей и даже всего его существа.

Внимание человека связывает его не только с внешним проявленным миром, но и мирами непроявленными, что делает его мишенью для самых разнообразных, как внешних, так и внутренних сил, меняющих состояние внутренней вселенной человека. В таких условиях осознанная собранность и упорядоченность были бы своевременны, так как она защищает сознание человека от нежелательных вторжений сил низшей сферы миров. Дело в том, что ум и сознание человека-обывателя часто бывают хаотичными и  непоследовательными, потому что человек полностью находится под влиянием Низшей природы, что чаще всего наблюдается при состояниях неопределённости или даже безысходности. Но нередки случаи, когда человек действует, исходя из меняющихся обстоятельств, не имея в своей жизни осознанной определённой цели. Про таких людей можно сказать, что ими правят необходимости, побуждая их к определённой направленной активности. Их деятельность во многом основана на привычных автоматизмах, в промежутках которых они стремятся расслабиться и получить какую-то дозу удовольствий. В промежутках между влиянием на таких людей необходимостей, они остаются пассивными, Всё, что не касается их личной жизни и их семьи их мало интересует. Их не отягощает политика и какие-то социальные проблемы, иногда они читают газеты и почти каждый день смотрят телевизор, независимо от содержания передач. Они почти всегда не имеют собственного мнения о событиях в стране. В одном из стихов Демьяна Бедного есть такие слова: «Нам с тобою думать неча, коли думают вожди». Для власть имущих – это очень удобный для управления тип человека.

Шри Ауробиндо однажды сказал, что миры низшей полусферы не эволюционируют. О сущностях, обитающих в этих мирах можно говорить, как об одномерных формах жизни, выполняющих свою программу, вложенную в них Низшей природой. Они не могут выйти за пределы своей программы, которая определяет их предназначение. Для человека они не проявлены и, следовательно, не доступны для осознанного восприятия при помощи органов чувств. Основным предназначением этих форм жизни является воздействие на человека с целью изменения у него отношения к окружающей его реальности. У человека, в зависимости от эмоциональных состояний меняется его отношение к окружающей его действительности. При этом соответственно меняется и восприятие как внутренней, так и внешней реальности. В таких случаях человек может быть неадекватным в своих поступках и при общении с окружающими его людьми. Таким образом, эмоциональные состояния, возникающие во внутренней вселенной человека, влияют на его формирующееся внимание, которое может быть и на неосознаваемом уровне. При этом, внешнее внимание человека при общении, становится избирательным и при негативном эмоциональном состоянии воспринимать во внешней реальности преимущественно негативные грани действительности. Но, при исследовании своих состояний человек может осознать, что формирующееся внутри него намерение взаимоотношений с другими людьми, или отношений к чему-то происходящему во внешнем мире может быть изменено в положительном направлении, если «Свидетель» осознающий внутренние состояния, находится в состоянии покоя.

Таким образом, внимание человека не только связывает его с внешними или внутренними объектами, но и является каналом, в пределах которого происходит взаимное влияние человека и внешних обстоятельств, или же внутренних состояний, возникающих при влиянии на человека сил Низшей природы. Но результаты, как внешних, так и внутренних влияний, могут быть изменены, если человек осознанно, с определённым намерением исследует свои состояния, находясь в состоянии внутренней неподвижности ума и сознания. И, конечно же, важным является намерение,  с которым человек выполняет эту внутреннюю работу. 

 

Опубликовано