Соблазном для духовного искателя является всё, что задерживает или отклоняет его от избранного им пути. Интересно, но на путях познания мира, на которых подвизается армия учёных; которым следуют люди, избравшие духовный путь; и те, которые живут жизнью обывателя, используется один и тот же принцип, который проявляет себя в раскрытии возможностей человека. Действительно, духовный искатель, на путях самопознания, только тогда может сделать шаг в направлении возрастания сознания, когда, благодаря направленным усилиям сделает очередной шаг в своей устремлённости к совершенству. Для этого необходимо, чтобы раскрылись возможности восприятия более высоких планов сознания. Это может произойти, если человек искренен в своей устремлённости, и отвергает соблазны, сопутствующие восхождению его сознания. Особенностью соблазнов, сопутствующих стремлениям духовного искателя является то, что каждая возможность, под влиянием его направленного внимания, раскрывается на две противоположности; Одна из них позволяет человеку сделать шаг в направлении более высокого сознания, другая же часть раскрывшейся возможности, открывается на более низкий уровень сознания, чем тот, на котором прежде находился этот человек. Т.е. перед человеком открывается два пути: один из них ведёт к восхождению сознания, другой же к его нисхождению. Именно в это время человек оказывается в состоянии неопределённости – между двух путей, один из которых ведёт вверх, а другой – вниз. Бог соблазняет человека прилагать усилия для восхождения, а Низшая природа (Сатана), воспользовавшись этой неопределённостью, может попытаться соблазнить его, чтобы вернуть «заблудившуюся овцу» в общее стадо обывателей. «Мне дана власть над этим миром…», соблазняет Сатана Иисуса Христа, пытаясь вернуть его в своё стадо обывателей.
Между людьми, идущими духовным путём и обывателями любого ранга – есть прослойка, в которую входят те люди, которые посвятили всю свою жизнь познанию реальности мира. Одни из них пытаются познать различные грани иллюзорной реальности внешнего мира, другие же стремятся к познанию действительной реальности мира. Но и те, и другие, часто, не стремясь к этому, строят мосты, соединяющие проявленный иллюзорный мир с его значимостями с миром действительным, в которых пролегают пути людей, идущих духовным путём.
Соблазн далеко не всегда направлен на какие-либо преступления; мирный и робкий, законопослушный обыватель, привязанный к значимостям проявленного мира, так же находится под влиянием сатанинского соблазна. Такого рода люди являются частью фона всей картины Низшей природы, а все остальные люди-обыватели, выходящие за пределы этого фона, являются исполнителями специальных сатанинских программ, используя которые Сатана распространяет свою власть на послушное ему человечество.
Для обывателя, все интересы которого замкнуты на значимостях проявленного мира, есть только те соблазны, в пределах которых проходит вся его жизнь – это значимости, необходимые для выживания его и его семьи и для реализации его инстинктов. Все эти соблазны, для каждого обывателя являются привычными стенами его ловушки, выйти за пределы которых обыватель не спешит, так как «синица в руках» более ценна, чем «журавль в небе». Ещё одна причина, почему обыватель не может выйти за пределы ловушки, в которой он находится – он не знает, что находится в ловушке, и он не знает, что надсмотрщиком в ней является Сатана. Но в судьбе обывателя так же есть возможности, которые содержат в себе способности воспринимать те значимости иллюзорной реальности, которые он оценивает как добро и зло. Т.е. в его стремлениях, каждая его возможность содержит в себе противоположности, одна из них содержит в себе восприятие пути, ведущем к «добру», другая же – «к злу». Разумеется, человек воспринимает «добро и зло» индивидуально, воспринимая иллюзорную реальность через свои внутренние индивидуальные очки. При этом, то, что является «добром и злом» для себя, совсем не обязательно будет «добром и злом» для других, потому что моё «я» всегда в чём-то более значимо, чем «я» другого человека, или чем «я» «их».
Но у каждого человека своя судьба, и выбор который делает человек, идущий духовным путём, в своих результатах отличается от выбора, который делает обыватель. Человек, идущий духовным путём, выбирает путь к бесконечному совершенству сознания и единства с Богом, в то же время обывателя устраивает ловушка проявленного мира, содержащая в себе всё необходимое для его жизни, в том числе и надежды на лучшее будущее. Правда, всё в этом мире значимостей – иллюзорно, но обыватель уже привык к иллюзиям проявленного мира с его значимостями, и считает их действительной реальностью. И, кроме того, его устраивают те принципы жизни, которым следуют все люди, обитающие на планете Земля. «Быть таким, как все» – это своеобразная защита от неблагоприятных случайностей.