Итак, «Бог ничего не создавал, но сам стал всем этим». Следовательно, мы можем говорить о единстве всего сущего в Мироздании, в том числе и о единстве всех сил, управляющих судьбами людей. При всеобщем единстве всё должно быть подчинено единой цели. Рассмотрим это подробнее. Древнеиндийские мудрецы утверждают, что в мироздании уже были триллион дней и ночей Брамы. Сейчас мы живём в одном из них. Все эти дни Брамы Он эволюционировал от меньшего совершенства к совершенству большему. Мы – люди и все другие живые существа в мироздании, стремимся к трансформации внешних обстоятельств, которые бы способствовали нашему благополучию и сохранению нашей жизни. У Бога нет наших проблем, потому что Он бессмертен, всемогущ и всезнающ и Он полностью погружён вовнутрь себя в своё Великое тело, которое мы назвали Мирозданием. Здесь, внутри себя, Его поле бесконечной работы на пути к бесконечно возрастающему совершенству. Здесь, во внутреннем поле его работы, каждое из живых существ – человечество в мирах Низшей сферы, Гностические существа на Супраментальных планах сознания являются проявлениями его божественного намерения на путях к бесконечному совершенству. Нет ни одной формы жизни, которая не трудилась бы, подчиняясь воле Божественного намерения. Это ещё раз можно сравнить с триллионами клеток человеческого организма, которые трудятся, подчиняясь намерениям инстинктов. Бог проявляет себя в каждом живом теле, и не важно, будет ли это одноклеточный организм или же такое сложное существо, как человек. Все планы сознания Низшей сферы миров и всё сущее на этих планах подчиняется единому Божественному намерению и участвует в Его стремлении к бесконечному совершенству. Мать – Мирра Ришар, не напрасно сказала, что человечество живёт в сумеречном мире. Сумеречный мир – это середина восхождения по планам сознания от низких миров страданий и мрака и до высоких планов Верховного разума. У человека есть бесконечные возможности познания планов сознания, потому что он эволюционирующее существо. Все планы сознания низшей сферы миров можно назвать Древом познания добра и зла. Но заметьте, когда ветхозаветный Бог изгнал из рая Адама и Еву, он поставил ангела охранять райский сад, чтобы человек не смог съесть плод с дерева жизни и стать бессмертным. Дерево жизни это супраментальные планы сознания, в которых человек станет Гностическим бессмертным существом. Можно быть уверенным в том, что Бог, который запретил человеку духовно эволюционировать, не стремится к бесконечному совершенству, но сделает всё, чтобы не допустить его к дереву жизни. И этот же самый «бог» соблазнял Иисуса Христа властью, говоря, «мне дана власть над этим миром…» при этом, обещая Христу дать эту власть, если Он, падши поклонится ему (Сатане). Не напрасно Иисус Христос однажды сказал книжникам и фарисеям: ваш бог – дьявол. Но не следует думать, что Бог, который «стал всем этим», специально создал ту силу, которая будет противостоять ему, вечно вставляя своему создателю «палки в колёса» – Сатану.
Для людей есть два способа, используя которые они могут стремиться к бесконечному совершенству. Первый из них – не позволять, чтобы эго управляло ими. И для того, чтобы освободиться от эго, человек должен неустанно прилагать определённые направленные усилия. В предыдущих работах мы это уже рассматривали. Здесь следует только отметить, что эго – это резидент Сатаны в человеке. Под Сатаной здесь понимается Низшая природа, которая управляет человеком. Сущности каждого из планов сознания низшей сферы миров (Низшая природа), в отличие от человека, имеющего бесконечные возможности, имеют только одну возможность, соответствующую своему плану сознания и цели, ради которой они существуют. Поэтому, они не могут не только что-либо изменить в своей судьбе, но даже дать оценку своей активности. Их можно сравнить с роботами, находящимися в полном подчинении вложенной в них программы. У каждого человека есть семь основных чакр и ещё несколько дополнительных, через которые он воспринимает влияние на него сил (сущностей) планов сознания низшей сферы миров. Влияния этих сил, обитающих в мирах низшей сферы, человек может осознать внутри себя, как определённые эмоциональные состояния. В тех случаях, когда человек, находясь под управлением своего эго, потакает этим внутренним состояниям, то они меняют его взаимоотношения с внешней реальностью, чаще всего в не лучшую для него сторону. Но, потакая этим силам, человек может быть захвачен ими, что может привести его к печальному финалу. И только тогда человек может освободиться от влияния сил низшей природы, когда он будет осознавать их влияния внутри себя, что в значительной степени снижает возможность этих сил управлять человеком. Отсюда становятся понятными слова Шри Ауробиндо, обращённые к искателям, идущим духовным путём – «исследуйте себя беспощадно».
Итак, всё сущее в мироздании это не только тело Бога, но и средства, используя которые Он делает свою бесконечную работу на путях к совершенству. Мы – люди и всё сущее в Мироздании, подсоединены к Божественному намерению, устремлённому к совершенству. Мы можем не осознавать, что являемся средствами в его работе, и тогда во многом подобны сущностям, неэволюционирующих планов сознания – ходим по кругу в решении своих проблем в течение всей своей жизни. И только тогда, когда осознаем наше предназначение, мы встанем на путь, поднимающийся по спирали к нашему индивидуальному совершенству. И только тогда нас коснётся божественная милость, и изменит нашу судьбу и её предназначение. Божественная милость поможет человеку сохранять непоколебимую устремлённость к своему высшему предназначению – стать Гностическим существом.
Таким образом, Божественное намерение в значительной своей части распределено среди всего сущего в Мироздании, объединяя кажущиеся разделённости и управляя всеми формами жизни в мироздании. Божественное намерение содержит в себе весь спектр эмоциональных состояний, присущих каждому плану сознания как низшей, так и высшей сфер миров, доступных для осознания человеком, и весь спектр воли, распределённый среди всех форм жизни. Генетическая система человека тесно связана с бесконечным полем Божественного намерения, но человек, не осознавая этого, слепо подчиняется своей судьбе, считая, что это он сам определяет направления своей жизни и сам выбирает способы решения своих проблем. В действительности, возникающие в нём предпочтения, которым он следует, точно соответствуют направлениям его судьбы. Здесь можно упомянуть слова, сказанные Иисусом Христом: «даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его». Человек отделил себя от Бога, которого поместил на небеса, а сам остался на Земле, и воспринимаемую им иллюзорную реальность мира, разделил на добро и зло и в своих стремлениях убегает от «зла», стремясь к тому, что он считает «добром», хотя «добро» нередко бывает ловушкой, заманивающей человека на путь зла.
Иллюзией для человека является не только воспринимаемый им материальный мир, о чём мы уже говорили выше, но и различные психологические состояния, переживаемые человеком, и все они являются частью бесконечного потока Божественного намерения. Потоки Божественного намерения для миров низшей сферы – это дерево познания добра и зла, а для высшей сферы миров – Дерево жизни, и всё сущее в Мироздании располагается на ветвях этих деревьев, как разнообразные цветы и плоды, питаемые Божественным намерением. Духовный искатель, исследующий себя, своим вниманием подсоединяется к определённым структурам Божественного намерения, и воспринимает их влияния, как свои собственные состояния – свою волю, желания, стремления, интерес к чему-либо, или напротив, отвержение чего-либо и т.п. И чем чаще человек сосредотачивает своё внимание на каких-то состояниях в потоках Божественного намерения, тем ярче они проявляются в нём. Отсюда становится понятно происхождение веры человека, которая в действительности является частью потока Божественного намерения. И в связи с этим, можно понять, почему вера может двигать горами.
Среди всех форм жизни низшей сферы миров, человек является уникальным существом, его уникальность проявлена в том, что он имеет бесконечное число возможностей. С этим связана его способность восходить по бесконечной «лестнице» планов сознания. Особенности раскрывающихся возможностей состоит в том, что каждая из них раскрывается на две противоположности. Если одна часть раскрывшейся возможности открывается для восприятия более высоких планов сознания, то другая её половина открывается на восприятие соответствующего уровня низких планов сознания. Например: +10 и – 10. т.е. каждый план сознания низшей сферы миров рядом имеет свою противоположность, и человек «может» выбирать направление своих предпочтений. И куда человек направит своё внимание, та часть открывшейся в нём возможности и проявится в нём, а противоположная ей часть останется за пределами его внимания. Например, перед духовным искателем откроется путь, ведущий в направлении более высоких планов сознания, а противоположная часть возможности, ведущая на более низкие уровни сознания, останется позади него и будет в связи с этим для него закрытой. Но это совсем не значит, что низшая природа тут же смирится с таким его выбором и успокоится – она будет ловить удобный случай, чтобы вернуть свою власть над этим человеком.