Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОЕ-ЧТО О ЖИВОТНЫХ ИНСТИНКТАХ ЧЕЛОВЕКА

--

 

Человек – стадное (социальное) существо, и это одно из необходимых обстоятельств, в эволюции его сознания. Можно сказать, что каждый человек в своей значительной части подсознания всё ещё остаётся животным. И это в первую очередь касается его инстинктов. Здесь мы уже сказали, что человек – социальное существо, живущее по законам стадного инстинкта. Стадный инстинкт состоит из нескольких его проявлений: во-первых, в стаде животных – это вожак, в человеческом социуме – это доминирующая личность, которая управляет всеми подвластными ей людьми. Социальная структура, в которую входит каждый человек, формируется в сложную пирамиду взаимоотношений, на вершине которой находится тот кто, управляет всей социальной пирамидой. В своей работе он опирается на управленцев второго, третьего и т.д. порядков – подчинённых ему доминирующих личностей более низких рангов. И каждый уровень социальной пирамиды заполняется людьми, находящимися в подчинении своих доминирующих управленцев. В самом низу расположены малые социальные группы, к которым относятся семьи, друзья, близкие знакомые и т.д. В действительности социальная картина больших человеческих объединений, входящих в пирамиду соподчинений, значительно сложнее и имеет множество вариантов своих проявлений. Например, инстинкт сохранения жизни реализуется не только через проявления других инстинктов, но и в «хватательном рефлексе» и его противоположном проявлении – отвержении, убегании или же в стремлении физически защитить себя. Хватательный рефлекс у животных направлен на реализацию инстинктов – пищевого и продление рода, а так же для сохранения доминирующего положения в стае или стаде. Если этот рефлекс по каким-либо причинам не может реализоваться у вожака стаи в животном мире, то другие животные подвергают его остракизму. В человеке хватательный рефлекс в значительной степени трансформировался, и чаще проявляется в материальной сфере и реже в социальной.

 В конечном счёте, всю социальную пирамиду пронизывают человеческие отношения, которые строятся на основании не только стадного, но и многих других, в значительной степени очеловеченных, инстинктов. Стадный инстинкт проявляется и в различных отношениях людей друг к другу, в которых один из двоих должен занять положение подчинённого, а другой – его господина. И совсем не обязательно «господин» должен проявлять насилие над своим подчинённым и держать его в строгости, он может опекать его и заботится о нём. Всё зависит от того, какой инстинкт в этом «господине» в это время преобладает – инстинкт власти или инстинкт родительский.

Неформальные отношения складываются, когда между людьми уменьшается психологическая  дистанция отношений.  Это же самое происходит и в группах с большим количеством людей – один из группы должен занять в ней место лидера, а остальные должны занять подчинённое положение. Этот процесс не всегда происходит с согласия всех его участников, но, в конечном счёте, однажды все занимают соответствующие им места – возникает допустимая для группы людей дистанция отношений между лидером, и зависимыми от него людьми.  Дистанция отношений имеет некоторые важные особенности: То, что для одного человека, при общении людей друг с другом, кажется психологически навязчивым, и даже насильственным, для другого человека – вполне комфортным. Можно сказать, что у людей, часто общающихся друг с другом, психологическая дистанция отношений не одинакова и тот из них, у которого  психологическая дистанция отношений короче, будет осознавать себя менее комфортно и чаше создавать конфликтные ситуации. Это происходит потому, что при короткой психологической дистанции отношений, один из них, подсознательно чувствует это, как внедрение в его личностную психологическую зону. И есть ещё одна особенность человеческих отношений – при напряжённом эмоциональном состоянии человека, например, в связи с какими-то внешними обстоятельствами, психологическая дистанция отношений с людьми и со всем, находящимся вокруг него – укорачивается, и это может завершиться для случайно оказавшегося собеседником такого человека, и любого другого человека, неадекватным к ним отношениями. Это можно понять, так как сложные внешние обстоятельства формируют в человеке побуждение защититься, а иногда «лучшая защита это нападение». И всё это касается не только психологической дистанции отношений между людьми, но и дистанции отношений между человеком и какими-то объектами внешнего мира, например: может измениться отношение к запланированным делам, мнение о каком-то человеке, обстоятельствах или событиях и др.

В подчинении инстинкта сохранения  жизни, находятся все остальные инстинкты: стадный, половой, инстинкт власти, родительский, познавательный и даже пищевой инстинкт. Инстинкт сохранения жизни проявляет себя уже во внутриутробном состоянии. И на эту тему есть очень эмоциональный фильм: «Безмолвный крик», в котором ещё окончательно не сформировавшийся плод «кричит» от боли (а может быть и от страха), пытается отстраниться от инструментов которыми его убивают, разрывая его тело.

Но инстинкт сохранения жизни присущ не только человеку и различным животным. Хотят жить даже одноклеточные организмы. Здесь для примера возьмём одноклеточный организм – парамецию, которую из-за сходства по форме со стелькой женской туфельки, нередко, называют «туфелькой». Микробиологи проделали очень простой и в то же время эффективный опыт. Они поместили в питательную среду в чашке Петри какое-то количество одноклеточных организмов – парамеций и прикрыли половину чашки Петри куском чёрной бумаги. Некоторое время спустя они обнаружили, что все парамеции перебрались в затенённую половину чашки Петри – «так спокойнее, потому что нас никто не видит», по-видимому, решили они. Тогда опыт повторили, но теперь перекрыли другую половину чашки Петри. И вновь все парамеции перебрались из открытой в затенённую часть чашки Петри.

Но после рождения ребёнка его инстинкт, направленный к стремлению выжить постоянно напоминает матери о том, чтобы он был вовремя накормлен и все потребности его были удовлетворены и подсказывает своей матери об этом так, как он способен это делать.

У взрослых людей любовь к жизни проявляется в сексуальных отношениях, основная цель которых, в подсознательном животном в человеке, направленная на продолжение жизни, а власть, о которой мы здесь уже говорили, направлена не только на большую защищённость своей жизни, но и на беспроблемный вариант удовлетворения своих половых инстинктов. В патологических случаях этот инстинкт может проявляться в сексуальном насилии над другим человеком. В этом проявляется не только сексуальный инстинкт, но и насилие, в котором всегда присутствует элемент власти над другим человеком. При благополучном материальном положении и внешней благоприятной ситуации, у некоторых людей может проявиться психологический хватательный рефлекс, являющийся частью инстинкта власти, что ведёт не только к приобретению материальных ценностей за деньги, но и, для определённой категории людей – к воровству, и к различным формам мошенничества.

Инстинкт к сохранению жизни очень часто проявляется даже тогда, когда жизнь человека становится невыносимой. Причиной этому может быть утрата близкого человека, состояние физической и психологической безысходности существования, или эмоционально непереносимое состояние. Всё это не всегда приводит к суицидам, но разными людьми переживается не одинаково. Для примера можно привести случай, в котором женщина страдала приступами безудержного голода, после каждого, даже незначительного конфликта. Семья её была не достаточно дружной, к тому же она сама была очень обидчива, и в результате за год замужества, она довела свой вес до полутора центнеров. Она рассказывала, что пыталась себя сдерживать, н это ей удавалось только в течении дня. Ночью, когда муж и ребёнок спали, она просыпалась и, как она говорила, опустошала холодильник. В этом случае у неё к инстинкту сохранения жизни присоединялся пищевой инстинкт, и полусонная она не могла мобилизовать свою волю, чтобы противостоять пищевому инстинкту.

В более позднем возрасте у человека ослабевают некоторые инстинкты и одновременно снижается возможность волевого контроля за проявлениями эмоциональной и мыслительной сфер. Это связано с возрастными изменениями не только его гормональной, но и центральной нервной системы – её лобных отделов головного мозга, которые на физическом уровне являются центром воли и управления взаимоотношениями человека с внешним миром. При этом высвобождаются более древние и более грубые стволовые структуры головного мозга, что делает человека менее сознательным и не способным понимать более тонкие особенности человеческих отношений. При этом мышление человека становится более примитивным, чем это было прежде, а эмоциональная система менее сдерживаемая, в связи с недостатком энергии воли, необходимой для её контроля. Можно сказать, что в преклонном возрасте человек постепенно рассыпается, идёт его постепенное умирание, которое не осознаётся человеком, и может продолжаться многие годы вплоть до состояния глубокой деменции, а затем и смерти.

Всем этим процессам «умирания» человек может противостоять в какой-то степени, используя инстинкт познания и, в дальнейшем, понимания познанного. Понимание познанного происходит, когда человек осознаёт, намерение происходящего в реальной действительности или же в действительности виртуальной, осознание намерения которой может быть затруднено, так как вербальная информация (виртуальная реальность) иногда имеет скрытую цель. Примером этому могут быть всевозможные рекламы. Понимание намерения и целей происходящего – это проявление мудрости, но, осознание понимания и его целей, которое возможно только при остановке ума и полной внутренней тишине – это «голос» Божественной души – Психического существа. И, следующее: чтобы предотвратить надвигающийся с возрастом внутренний хаос восприятия внешнего мира, и сохранить с проявленным миром упорядоченные отношения, необходимо свою внешнюю жизнь сделать, в пределах возможного, упорядоченной, в которой всё должно быть в своё время и на своём месте. При этом не следует упорядочивать мельчайшие детали внешнего мира, в пределах которых человек осуществляет свою деятельность, всё должно быть в меру. И если человек будет следовать этим немногим советам, то он отодвинет свою возможную возрастную деградацию на неопределённое количество лет.