Всё, что делает человек в течение своей жизни – является согласием или несогласием с его умиранием, согласием или не согласием с истиной или ложью, согласием или несогласием с Божественным или с сатанинским намерением, согласием или несогласием с эволюцией или с деградацией. Всё, что человек принимает и чему следует, определяет его согласие с чем-то одним и несогласие с его противоположностью, что определяет направление его движения или в сторону его совершенства или же в направлении его деградации.
В согласии и несогласии есть своя тактика и стратегия. Пределы тактики и стратегии у людей не одинаковы, потому что нет одинаковых людей и нет у них одинакового жизненного опыта, что в значительной степени зависит от их врождённых особенностей и условий их жизни. Некоторые «социально близорукие» люди не осознают результатов своих намерений и действий, хотя это очень важно не только для людей, идущих духовным путём, но и для тех, интересы которых связаны с ценностями проявленного мира. Мудрость человека связана с его стратегическими свойствами, которые можно сравнить с остротой зрения. Чем дальше человек видит результаты своих поступков и отношений, тем он более эффективен. Если это касается других людей, то хороший стратег хорошо осознаёт намерения и цели этих людей. Плохой тактик – это «глупый Ганс».
Шри Ауробиндо говорил, что надо «жить изнутри». Что это такое становится понятным, если мы знаем, что любая форма внешней активности берёт начало внутри нас, и только потом реализуется во внешнем мире. Другими словами, любое наше действие, будет ли оно связано с отношением к реальности мира, или взаимоотношениями с другими людьми и не важно, в какой форме оно будет выражено – в словах или в каких-либо действиях, всегда в начале моделируется внутри нас, и только потом реализуется во внешнем мире. Но наше отношение к реальности может быть только внутренним и внешне никак не выражено, что в дальнейшем будет влиять на формирование внутренней модели взаимоотношения с внешней реальностью. Но, в любом случае всем этим процессам всегда будет предшествовать соответствующее намерение, эмоциональная окраска которого будет характеризовать наше отношение к объекту наших взаимоотношений или взаимодействий.
Чтобы «жить изнутри», человек должен осознавать внутри себя намерение любых отношений с объектами внешнего мира, которое проявляется как внутренний динамический образ взаимодействий с реальностью мира. При этом, одновременно, осознаётся направление, в котором может реализоваться внутренний динамический образ, который может быть как гармонизирующим отношения или обстоятельства, так и разрушающий их. Осознание и оценка этого намерения, даёт человеку возможность изменить его. И всё это происходит, в течение нескольких секунд, а в некоторых случаях весь этот процесс осознания и принятие решений происходит почти мгновенно.
Причиной почти мгновенного осознания внутреннего направленного намерения является Божественная душа в человеке – Психическое существо, которое является источником знаний и, поэтому, для него не является тайной не только намерения человека, имеющие определённые цели, и намерения его судьбы, но и оценка этих намерений.
«Свидетель» Сформированный в сознании человека в период его внутренней работы, является своеобразным мостом или посредником между внешней частью сознания человека и Психическим существом. В тех случаях, когда человек ежедневно занимается исследованием своего внутреннего мира, то «Свидетель», при постоянной практике переходит в автоматический режим и «свидетельствует» все внутренние проявления намерения, оценивает их, после чего позволяет некоторым из них реализоваться во внешнем мире. И теперь становится понятно, почему, исследуя свои внутренние состояния человек за какие-то мгновенья осознаёт и оценку их и их направленность и даже выбрать из них то, которое соответствует его духовным стремлениям.
Человек – многогранное существо и основные грани его личности – это психологическая и социальная индивидуальности. Человек – социальное существо и большая часть его психологических особенностей проявляются в социальной среде. Например, язык, на котором человек общается с другими людьми, является средством преимущественно социальным. Конечно, человек может разговаривать и сам с собой, например, при заучивании какого-либо текста, или же при растормаживании центра речи в головном мозгу, беседовать с воображаемым собеседником. И это бывает не только у людей в преклонном возрасте, когда количество энергии у них становится значительно меньше, для того, чтобы притормаживать побуждения, проговаривать свои мысли вслух, но и у людей не старых, с нарушенной психикой, например, больных шизофренией или у некоторых шизоидных психопатов. Но язык это только средство общения людей друг с другом, и передачи информации о чём-либо, нередко ложной, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение или даже воспитать их в нужном для воспитателя духе.
И, кроме того, каждый человек воспринимает реальность по-своему, поэтому, слушатель или читатель, который так же воспринимает значимость реальности мира по-своему, будет воспринимать смысл речи своего собеседника с двойным искажением, так как к искажениям, сделанным нашим собеседником, мы добавляем своё собственное искажение. К тому же, в речи говорящего, обращённой к слушателю (или слушателям) будут использоваться те слова и выражения, которые соответствуют уровню его сознания, а у слушателя оно может иметь другой уровень.. Но, здесь речь не идёт об информации, заготовленной заранее, которая чаще всего направлена на манипуляцию сознанием другого человека или других людей. Но, в любом случае, при беседе двух людей, у каждого из них, есть, часто не осознаваемая ими, цель – понравиться своему собеседнику, или своим слушателям, или же показать своё превосходство над другим человеком. Последнее часто проявляется в критическом отношении к тому, что было сказано собеседником. Чаще всего замечания, или критическое отношение к сказанному собеседником, происходит с позиции доминирования над ним. Обычно такие ситуации возникают, когда для этого дистанция отношений становится достаточно близкой. Дистанция отношений – это не расстояние между людьми, выраженное в метрах или сантиметрах, но степень выраженности эмпатии людей друг к другу.
Ещё одной особенностью человека являются противоположность состояний активности. Если одна из этих противоположностей стремится во всём быть активной, то другая, напротив, предпочитает пассивность. Человек не должен соглашаться с пассивностью по отношению к запланированной им деятельности, потому что это ведёт к деградации его воли. И в то же время быть достаточно разумным, чтобы не заставлять себя проявлять активность при состоянии крайней усталости или болезни.
Смерть рождается вместе с человеком. Она никогда не стареет, но с возрастом человека набирает силы и когда начинает преобладать над его жизнью, разрушает его тело витал и ум. И в этом разрушении однажды переходит красную черту и убивает человека, но, при этом умирает и сама. Рассмотрим этот процесс подробнее.
Человеческое существо подобно Мирозданию, состоящему из многих вселенных. Каждый орган человеческого тела можно сравнить с вселенной, имеющей свои особенности и своё предназначение. Триллионы клеток, заселяющих эти органы – это формы жизни, соответствующие этим вселенным. Каждая клетка, выполняя своё предназначение, имеет свои пределы жизни – она может отделять от себя дочерние клетки только определённое количество раз. При этом теломеры, располагающиеся на концах хромосом при каждом делении клетки укорачиваются на одну теломеру. И однажды они будут полностью израсходованы и клетка, не имея возможности делиться дальше – погибает. Чем менее благоприятна среда, в которой работает клетка, тем её деление происходит чаще, в связи с чем продолжительность её жизни в значительной степени укорачивается. При благоприятных условиях (имеется в виду в первую очередь питание) продолжительность жизни клеток физического тела в значительной степени возрастает, так как при этом начинает активно действовать гормон – теломераза, который восстанавливает теломеры. Но имеет решающее значение и влияния сил Низшей природы на общее состояние человека. Под силами Низшей природы здесь имеются в виду планы сознания Низшей сферы миров, которые пронизываются супраментальными планами сознания. О каких силах, сохраняющих жизнь человека здесь идёт речь? – О тех, которые создают у человека состояния бодрости, уверенности в себе, хорошего настроения; а для людей, идущих духовным путём, – состояния глубокого внутреннего покоя, ананды, жажда знаний, сострадание к страждущим и отсутствие эгоистических проявлений.
Мы уже здесь говорили, что у каждого человека есть – его индивидуальное психологическое «я», социальное «я» и каждая из них может быть проявлена как в активных, так и пассивных состояниях. Активные индивидуальные проявления характеризуются хорошей сосредоточенностью, низкой отвлекаемостью, способностью осознавать и понимать обстоятельства; кроме того, активность человека проявляется и в реализации планов, намеченных им прежде. Пассивность чаще всего проявляется в механической ответной реакции на возникающие обстоятельства, в пассивном «перелистывании» телевизионных или же компьютерных программ, пустых разговорах – «ни о чём» или же чтении книг с витальным содержанием. Здесь следует упомянуть ещё и о смартфонах, пользование которыми очень часто бывают бездумными и механическими.
Социально активные люди при общении, даже не осознавая этого, в своих взаимоотношениях с другими людьми, стремятся быть интересными своим собеседникам, а если позволяют обстоятельства, то и занять в отношениях доминирующее положение. Будучи социально пассивным, человек становится повышено внушаемым, что делает его «таким как все», этим самым снимая с себя ответственность за свою «серость и неинтересность». Людям нравится, когда их внимательно слушают, и этим пользуются социально пассивные люди. Общаясь с кем-либо, они внимательно слушают тех, которые для них являются авторитетами, в нужное время поддакивают им, смеются там, где, по их мнению, необходимо смеяться, хмурят брови и принимают серьёзный вид там, где этому соответствует тема беседы. Они кажутся заинтересованными в той теме разговора, которую развивает их собеседник, даже если мало что понимают из того, о чём он говорит. К сказанному следует добавить, что одну и ту же информацию можно понимать буквально и осознавать ту отдалённую цель, ради которой даётся эта информация. Например, ваш собеседник рассказывает вам, что он всю свою жизнь отдал, чтобы вырастить и дать образование своим детям. А теперь они даже не навещают его, и никто из них не помогает ему материально. Он не только говорит о неблагодарных детях, ведущих себя аморально, но он, осуждая своих детей, имеет в виду, что он не такой, как они и в подобной ситуации поступил бы по совести. Возможно, ваше понимание слов собеседника, открыло бы для вас какие-то его другие цели, например, опираясь на возросшее к нему ваше доверие, он попросит оказать ему какую-то материальную услугу. Перед очередными выборами в Государственную думу депутаты рассказывают в средствах массовой информации населению, о том, как много они сделали полезного за прошлые годы для своего народа. И если поставить вопрос: с какой целью они об этом говорят, наверное для того чтобы их избрали на очередной срок. В таких обстоятельствах можно говорить всё, чтобы быть избранным. А там избиратели могут забыть о данных им обещаниях, или, со временем, острота необходимости реализации обещанного притупится. Следующий раз опять могут произойти какие-то события, которые вновь поднимут рейтинг наших депутатов. Об этом хорошо пишет Шейнов В.П. своей книге: «Скрытое управление человеком».
Таким образом, современный человек, будет ли он наедине со своей работой, или же общаясь с другими людьми, постоянно находится под влиянием каких-то обстоятельств, которые побуждают его вести себя соответствующим образом. В некоторых случаях, когда эти обстоятельства непреодолимы, человек должен действовать в соответствии с этими обстоятельствами, так как у него нет выбора. Например, при наводнении, пожаре и других стихийных бедствиях человек должен спасать свою жизнь. В других обстоятельствах человек должен выбирать между силами, увлекающими его к деградации и силами, ведущими к бесконечному совершенствованию человека. Эти две силы присутствуют в человеке всегда и человек, идущий духовным путём, должен иметь высокую восприимчивость, чтобы различать эти силы и делать соответствующий выбор между ними, чтобы отдать предпочтение одной из них. При этом, человек должен помнить, что силы, привязывающие его к значимостям проявленного мира и ведущие к постепенной его деградации – это стражи Низшей природы, удерживающие человека в пределах её владений. Все планы сознания сферы низших миров не эволюционирующие, поэтому у человека, имеющего возможность эволюционировать, есть только один выбор – отвергать влияния сил низшей природы, пытающихся удержать его в своей власти, и стремиться выйти за пределы её влияний, и только тогда его эволюция становится возможной. Без помощи Божественной Матери эту работу человек выполнить не может. Я сказал – «помощи» потому, что человек в своих стремлениях к совершенству должен сам прилагать необходимые для этого усилия. Во-первых, отвергать все влияния сил низшей природы, стремящихся удержать человека в пределах своей власти. Низшая природа имеет в каждом человеке своего представителя – эго, используя которое она управляет человеком, привязывая к значимостям проявленного мира. Во-вторых, неустанно стремиться к Божественному совершенству, используя для этого своё неуклонное намерение и волю. И, кажется, зачем прилагать усилия там, где всю работу может легко сделать Божественная Мать. В действительности, всю внутреннюю работу духовного искателя делает Божественная Мать, но у человека, идущего духовным путём, есть иллюзорное восприятие, что все усилия на духовном пути делает он сам. На самом деле человек глубоко заблуждается, считая, что все эмоции, желания, стремления и усилия принадлежат ему. Внутренний мир человека с его эмоциями, влечениями, предпочтениями и даже волей, распределяется между двумя силами: Божественной душой человека и силами низшей природы. Но так как внутренний мир человека находится внутри его существа, то все внутренние состояния он принимает за свои собственные проявления. Это происходит во всех случаях, когда он осознаёт эти состояния, или же осознаёт после того, как они уже прежде проявили себя. Все внутренние состояния, вызываемые эго и внешние их реализации человек так же считает проявлением самого себя. В действительности всё это проявления или Низшей природы, которую мы ассоциируем с Сатаной и его слугами (бесами). Но во внутреннем пространстве человека присутствуют все планы сознания Низшей сферы миров и даже вибрации супраментальных планов сознания. И человеку, стремящемуся к бесконечному совершенству, чтобы осознать вибрации более высоких планов Низшей сферы миров, необходима, соответственно, более высокая восприимчивость, чем она нужна для восприятия привычного для человечества мира. Для этого он должен воспринимать более высокие вибрации сознания соответствующих планов Низшей сферы, и в соответствии со своим намерением удерживать своё внимание на вибрациях, соответствующих этим планам. И чем более человек сосредоточен на восприятии каких-то внутренних состояний, тем в большей степени он объединяется с ними. и тогда у человека возникает иллюзия, что он прилагает определённые усилия воли для реализации своей устремлённости к бесконечному Божественному совершенству. На самом деле, эта устремлённость принадлежит не внешней части человеческого существа, находящегося под управлением эго, а его внутренней Божественной душе – Психическому существу. Человек же присоединился своим вниманием к этой устремлённости и считает, что это он сам прилагает определённые усилия воли, для того, чтобы поддерживать эту устремлённость. Всё дело во внимании человека, которым стремятся овладеть силы низшей природы. Если им это удаётся, то крышка сатанинской ловушки захлопывается, возможно, навсегда. Но это выглядит так, будто Сатана здесь не причём, так как человек свободен сам делать предпочтительный для него выбор. В таких случаях человек не сопротивляется соблазнам, так как считает, что они соответствуют его стремлениям и его желаниям. В действительности же, это его эго, которое человек считает своим истинным «я», закрыло перед ним дверь, ведущую к свободе участвовать в бесконечной Божественной эволюции ещё на один ключ.
Следовательно, вся жизнь человека основывается на его согласии и соответственно, приятии тех условий, в которых он находится под неусыпным контролем сил Низшей природы. И средством, которое использует для этого Низшая природа, является его внимание. Человек постоянно соблазняется ею, чтобы у него однажды не появилось стремление освободиться от этой ловушки значимостей проявленного мира. Внимание его внешней части, находящейся под контролем эго, постоянно привлекается соблазнами, в которых значительное место занимают надежды на лучшее будущее, и на выживание в настоящем. И даже тогда, когда Психическое существо, пройдя многие человеческие жизни, благодаря полученному в них опыту, станет более зрелым, а влияние его, в связи с этим, на сознание человека более интенсивным, оно будет нуждаться во внимании человека, которое оно будет привлекать к тем значимостям реальности Мироздания, которые находятся за пределами владений Низшей природы. Человек при этом осознаёт, что в реальности мира есть нечто более важное, чем значимости проявленного мира. Вначале он пытается найти эти высшие ценности в проявленном мире, но поиски его, оказываются безуспешными, так как истинные духовные ценности находятся за пределами проявленного мира. Но, «когда ученик готов, учитель приходит», и он может быть как источник необходимой информации для искателя смысла жизни и он может быть воплощённым в человеческом теле. И нет в этой встрече ни заслуг учителя, ни заслуг ученика, так как встреча их состоялась по воле Божественной Матери. И тогда внимание человека вновь привлекается для осознания и понимания смысла и цели внутренней природы человека. И прежнее согласие человека с пребыванием в ловушке из иллюзорных значимостей проявленного мира, сменяется пониманием того, что ценности проявленного мира предназначены совсем не для улавливания человека, а для осознания смысла и цели человеческого существования. Искатель осознаёт, что проявленный мир с его значимостями служит только подготовкой человека к его пути, ведущему к бесконечному совершенству и бессмертию.