Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

О СОВЕРШЕНСТВАХ В ПРОЯВЛЕННОМ МИРЕ

Петр Зорин

 

В предыдущей статье уже говорилось о том, что стремление к совершенству на духовном пути – это стремление к росту сознания, при котором повышаются частота его вибраций. Уровень частоты вибраций сознания у каждого человека, живущего интересами проявленного мира, свой, что зависит от многих как внешних, так и внутренних факторов.

Если Бог в каждом своем мгновении совершенен и в своей эволюции идет от высочайшего совершенства к еще более высокому, то и все в Мироздании, которое и является сознательным телом Бога, так же совершенно и поднимается от одного совершенства к другому, большему, потому что вездесущий Бог проявляет себя в каждой точке своей беспредельности.. Каждый человек это Божественное проявление, и всё, что есть живого и не живого на Земле и все, что есть проявленного и не проявленного в Мироздании – в каждое мгновение совершенно на своём уровне.

Под совершенством не следует понимать то, что не имеет никаких изъянов. Если бы такое было возможным, то эволюция очень скоро прекратилась бы, и мироздание перестало бы существовать, потому что исчезла бы цель и смысл существования реальности мира. в статике совершенство может быть только одно мгновение, и оно может быть превзойдено тем, что находится в динамичном состоянии. Совершенство это достигнутый очередной предел, очередная вершина, это то, чего прежде не было, и это всегда очередной шаг сделанный Богом в Его  эволюции сознания. И не важно, что может быть этим совершенством, или какое-либо насекомое или надоедливый грызун, а может быть акула или пиранья или же прекрасная Дульцинея Тобосская. Сейчас существует книга Гиннеса, в которую заносят все выдающееся, все впервые достигнутое, все "самое-самое", но в действительности в нее надо было бы занести абсолютно все сущее, так как оно в каждое следующее мгновение - "самое-самое".Но, можно стремиться к совершенству в разрушительной деятельности, и любое извращение можно доводить до совершенства, поэтому, когда мы говорим о стремлении ко всё возрастающему совершенству, то имеем  в виду совершенство сознания, что проявляется в частоте его вибраций – чем выше частота вибраций сознания какого-либо объекта, тем он совершеннее.

Тогда для чего нужны воспитание, тренировки, стремления – стать более совершенным в какой-то области, и избавиться от каких-то несовершенств – есть ли в этом какой-то смысл? Это очень интересный вопрос. Если все существующее совершенно, потому, что Бог, частью которого мы являемся, совершенен, то откуда берутся знания о существовании еще большего совершенства? И кто может подсказать направление, в котором это большее совершенство может быть достигнуто? Совершенствование возможно только в том случае, если известно направление, в котором оно будет формироваться и должен быть внутренний стимул, подталкивающий нас в нужном направлении. Именно в нём, этом внутреннем стимуле, содержится знание большего совершенства, в направлении которого должно продвигаться все сущее. Фактически, у каждого живого существа есть бесчисленное количество путей, в направлении которых оно могло бы изменяться и если бы поиск путей был основан на случайностях, то перебирание вариантов возможных мутаций было бы бесконечно долгим, а если принять во внимание что в окружающем мире все должно соответствовать друг другу, то число мутаций живой природы, станет бесконечным. Действительно, живую природу нельзя рассматривать как случайное скопление живых организмов. Она скорее похожа на единый живой организм, в котором все формы жизни – это его органы, каждый из которых имеет своё предназначение и выполняет свои функции. Следовательно, для того, чтобы могла существовать гармония жизни "позади нее" должна быть сила, которая организует эту гармонию и управляет ею.

И в результате, мы пришли к выводу, что позади любых форм жизни и всей жизни на Земле в целом, есть некая сила, содержащая в себе знания направления следующего шага эволюции жизни. Без влияния этой силы не возможна гармония всего живого, и без нее невозможна сама жизнь. Следовательно, жизнь – это только материальная реализация или материальное отражение, тень некоего оригинала, который содержит в себе знания направления эволюции.

 То же самое мы можем говорить о всевозможных событиях внешнего мира, но наша оценка этих событий в действительности не имеет никакого значения, потому что мы, часто, не знаем истинной цели, которая стоит позади этих событий.  Истинная цель любых событий, не следует сразу же после их окончания. Каждое событие – это только звено в цепи последовательных происшествий, ведущих к определённой цели. Человеческую жизнь можно сравнить с шахматной партией, в которой, в процессе игры, есть свои маленькие победы и поражения. В такой игре Низшая природа, если человек-обыватель играет по её правилам, всегда ставит ему – мат.

Когда мы говорим, что человек стремится к совершенству, то под этими словами понимаем, что "позади наших стремлений" есть то, что знает, каким должен быть следующий наш шаг, и какими мы должны стать в следующее мгновение, минуту, час, год и т. д. Нас сегодняшних можно сравнить с куском глины в руках гончара. Мы не можем сказать, что этот или любой другой кусок глины несовершенен и только «гончар» знает каким станет эта глина через какое-то время после её обработки. Мы можем сравнивать изделия, выходящие из-под рук мастера и говорить, что одно более совершенно, чем другое, но это только сравнение, в действительности каждое изделие совершенно в своем роде. Оно такое, потому что не могло быть другим.

Если человек ищет в себе несовершенства, то это говорит о том, что нечто в нем знает, какими они могут быть. И такого рода скрытые знания порождают у нас состояние неудовлетворения тем, чем мы являемся в действительности. Мы хотим изменить свою форму, и то, что должно быть изменено, мы воспринимаем как несовершенства. Человеческий ум и витал, не знают действительных путей к совершенству, хотя влияния, идущие изнутри, постоянно подталкивают их к изменениям, но, не зная направления изменений, человек ищет вокруг себя образцы большего совершенства, чем он сам. И такого рода поиски очень часто приводят его к западням и ловушкам, потому что в совершенствах он ищет значимость. Чтобы это положение было более понятным, рассмотрим метафору:

 Бегут два молодых человека по дороге в одном и том же направлении. Встречный путник спрашивает одного из них:

- Куда торопишься, друг, ведь впереди у тебя целая жизнь?

- Я спешу в «страну света». Мне сказали, что если я не буду медлить, то к концу своей жизни обязательно достигну ее.

- Если по пути не заблудишься, то очень скоро будешь в этой стране. Люди не достигают ее, или тратят всю свою жизнь, стремясь к ней, только потому, что позволяют себе заблудиться.

- А ты куда спешишь? - обратился он ко второму.

- Я убегаю от опасностей и трудностей, которые, насколько я помню себя, преследуют меня всю мою жизнь.

-  Почему они преследуют тебя?

- Потому что я хочу быть значимым, получать удовольствия и быть защищенным от всего, что может повредить мне. Но этого хотят все, а мест, где можно быть значимым и получать удовольствие на всех желающих нехватает. Я сейчас убегаю от тех, которые хотят за счет меня получить все это.

- И где ты предполагаешь найти для себя такое место, где бы ты был, не только защищен от преследования, но еще и получил то, чего ты так хочешь?

- Там, где я могу быть значимым и получать удовольствие, - ответил молодой человек, – возможно, сумею отнять у того, кто это уже имеет.

- Но тогда тебе всю свою жизнь придется убегать, защищаться и отнимать у других то, что тебе в действительности не принадлежит.

- Но, что поделаешь, такова жизнь.… Извините, я должен бежать.

Каждый из них бежал к своему эгоистическому совершенству, которое для большинства людей индивидуально.  Но истинное совершенство не может принадлежать какому-то одному человеку, потому что это путь восхождения сознания для всего сущего в Мироздании.  Но, тем не менее, на уровне проявленного материального плана Земли, где «правит бал Низшая природа, происходит, кажущееся незаметным разделение сознания всех людей-обывателей на два потока: Одни из них опускаются на всё более низкие уровни сознания, другие же поднимаются в пределах захваченностей значимостями проявленного мира к большему совершенству. Диапазон этого расхождения связан с индивидуальными возможностями восприятия. Но и здесь так же каждый стремится к своему совершенству.

Мы прежде уже упоминали о словах Матери – соратницы Шри Ауробиндо, которая говорила, что люди живут в сумеречной зоне Низшей полусферы миров, в которой кроме Семи  основных чакр планов сознания, есть ещё планы сознания ниже Муладхара чакры и выше Сахасрара чакры и ещё множество промежуточных планов сознания. Каждая чакра имеет определённое количество лепестков – лок, соответствующих количеству планов сознания этой чакры, Например, Анахата чакра имеет 12 лепестков т. е. она связывает человека с 12-ю планами сознания Низшей полусферы миров. Когда Мать сказала, что человек занимает сумеречную зону, то имела в виду, что он занимает среднюю часть всей иерархии восходящих планов сознания Низшей полусферы, от миров мрака, страданий и смерти до планов сознания Верховного разума – миров света и радости. Почему Бог поместил человечество в сумеречную зону планов сознания низшей полусферы? Потому что эта зона находится посредине между низшими и высшими мирами Низшей сферы, и первые шаги на пути к восхождению сознания наименее трудны для человека. И каждый следующий шаг на духовном пути более труден, так как духовному искателю приходиться осознавать и отвергать в себе более низкие планы сознания, чтобы открыться следующему, более  высокому плану сознания. С каждым следующим шагом на духовном пути, человек приобретает всё более высокую готовность к преодолению влияний всё более низких и агрессивных планов сознания. И если человек в своей внутренней работе достаточно искренен, то весь его путь восхождения может пройти без особых осложнений. Но при недостаточной искренности на духовно пути возможны «падения». Шри Ауробиндо по этому поводу говорил, что человек не должен расстраиваться произошедшим с ним «падением», но встать, отряхнуться и продолжать свой путь.

«Падения» указывают человеку на его несовершенства, которые он прежде не осознавал. И для человека, идущего духовным путём, «падение» является указанием на какие-то его недостатки, над которыми он должен работать. При этом, человек должен быть благодарным Божественной Матери – Махешвари, за то, что Она помогла ему осознать его несовершенства, прежде им не осознаваемые. Но «падения» имеют и другую сторону – это всегда влияния Низшей природы, которой было позволено соблазнить человека. Зная всё это, духовный искатель должен стать более сознательным и бдительным и не позволять низким побуждениям реализовать себя при взаимоотношениях с внешней реальностью мира. «Падения» имеют ещё одну важную особенность – они в значительной степени расстраивают собранность человека в его духовной устремлённости, что создаёт в нем состояние готовности к повторным «падениям». И ещё, человек, идущий духовным путём, должен помнить, что любое «падение» может возникнуть только тогда, когда он был несознателен и его намерение, достаточно длительное время было захвачено какими-то, часто пустяковыми значимостями проявленного мира.

Шри Ауробиндо говорил, что нужно жить изнутри. Он имел в виду внутренний мир человека, в котором непроявленная реальность внешнего мира формирует его внутренний иллюзорный образ, воспринимаемый человеком, как внешняя проявленная реальность мира. На самом деле, любая реальность, как внутреннего, так и внешнего мира имеет волновую природу, так как Мироздание состоит из волновой субстанции, из которой формируются все материальные тела Мироздания, даже такие её субатомные частицы, как кварки, входящие в структуру ядра атома. В конечном счёте, вся таблица Менделеева сформирована из единой для всего Мироздания субстанции. Исследования физиков показали, что эта субстанция сознательна и имеет чудовищную энергию. Например, энергией этой субстанции, равной внутреннему объёму обычной лампочки накаливания можно вскипятить все моря и океаны Земли. Поль Дирак – английский физик, говорил об этой субстанции, что она бесконечно текуча и тверже стали. И эта энергия совершенно прозрачна. Тогда все объекты Мироздания и пространство между объектами, должны быть совершенно прозрачными, и мы – люди, должны были бы воспринимать реальность мира, как абсолютно чёрную пустоту, в которой нет ничего и никого. Но тогда откуда взялись в реальности Мироздания многие миллиарды Галактик, звёзд, планет, бесчисленные формы жизни, в том числе и человечество? Физики, исследуя структуру атома нашли, что все его элементы от кварков в его ядре до электронов, вращающихся вокруг ядра, вращаются со скоростью света. И это на атомном уровне! Тогда положение электрона, вращающегося по своей орбите вокруг атомного ядра, будет похоже на размазанную по орбите субстанцию, которая, как выразился Поль Дирак, тверже стали. Но любые атомы, созданные из прозрачной субстанции, будут так же прозрачны, и в таком прозрачном мире невозможно существование какой бы то ни было формы жизни, потому что любые материальные формы жизни, нуждаются в пище, которую они могут найти только во внешних для них условиях, что совершенно невозможно в абсолютно прозрачном мире. И кроме того, для выживания необходимо размножение, а найти себе супруга, который ничем не обнаруживает себя, так как не имеет качеств, невозможно. Но для Бога, сотворившего из самого себя всё Мироздание, безвыходных ситуаций не бывает. Всему созданному Им из сознательной субстанции своего Великого тела, Он придал способность излучать в окружающее пространство те качества и те особенности, которые соответствуют их предназначению. И в то же время, у них были сформированы органы восприятия, которые, воспринимая излучения, прежде недоступных восприятию объектов внешнего мира, внутри себя проявляли их, т. е. на основании полученной информации, содержащейся в излучениях, идущих от непроявленных объектов внешнего мира, строились зрительные образы, содержащие в себе многочисленные качества, характерные для проявленных объектов. Конечно, этих качеств у реальности, созданной из энергетической субстанции, изначально недоступной для восприятия субстанции не было, но они появились после того, как человек (и все формы жизни) стали воспринимать их. Например, различная частота вибраций излучений, идущих от непроявленных прежде объектов, воспринимается как различный цвет, а различные частоты колебания воздуха воспринимается, как различная высота звука. 

Написанное здесь выглядит так, как будто бы Бог вначале всё создал, а потом принялся за совершенствование уже созданного. Конечно, всему творению предшествовало намерение Бога, в котором всё, что Он создал из самого себя, уже содержало в себе все необходимые для жизни структуры. И прежде пустое пространство Мироздания вспыхнуло мириадами галактик и звёзд, а на многих планетах, вращающихся вокруг своих солнц, появилась растительность и различные виды живых существ, среди которых на планете, под названием – Земля, появилось первое человечество. Наша современная человеческая цивилизация имела множество своих предшественников. Эти структуры, о которых здесь говорилось, формировались в соответствии с Божественным намерением, которое возникло неисчислимое количество дней и ночей Брамы тому назад. Это намерение было реализовано Изначальной Адья Шакти – Трансцендентной Божественной Матерью, изначальной силой над мирами; высшего Божественного сознания. Не следует Божественную Мать отделять от Бога, так как они едины. И в этом единстве Божественная Мать является одной из граней Божественного.

Всё в Мироздании является гранями Бога, через которые Он проявляет себя и делает свою работу. И в этой работе у каждого человека, входящего в многомиллиардное человечество, своё предназначение. Подавляющее большинство людей ничего не знают об этом, и только незначительная часть человечества, совершенно сознательно, идёт внутренним путём восхождения к бесконечному совершенству сознания.

Мы здесь прежде уже говорили о том, что Библейское «дерево познания добра и зла» – это Низшая полусфера миров, в которой все значимости проявленного мира разделены на добро и зло. Мы-люди живём в сумеречной зоне Низшей полусферы, и это наиболее удобная позиция для начала внутренней работы. Но мы должны помнить, что в океане Божественного намерения для каждого человека предопределена своя судьба, в том числе и для людей, идущих духовным путём. Иисус Христос, беседуя с учениками, однажды сказал: «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его». Тогда чем отличается судьба обывателя от судьбы духовного искателя? – Осознанностью отношений к значимостям проявленного мира и своей устремлённостью к единству с Божественным. Значимости проявленного мира имеют две цели. Для обывателя они являются средством повышения своей собственной значимости. Для духовного искателя значимости проявленного мира являются средствами формирования отношений с иллюзорной реальностью проявленного мира. И если обыватель стремиться не только к удобствам во внешнем мире, но и удовольствиям и росту своей значимости, то духовный искатель смыслом своей жизни считает стремление к росту своего сознания и всё возрастающего единства с Божественной матерью. И в этом, намерение обывателя и намерение духовного искателя радикально отличаются одно от другого.

Любой вид деятельности человека, как во внутреннем, так и во внешнем мире, начинается во внутренней вселенной человека. И внешний непроявленный реальный мир проявляется во внутренней вселенной человека, и любые намерения человека, направленные на реализацию во внешнем мире, так же формируются в голове человека. Каждое действие человека, даже если он намеревается пошевелить пальцем, предварительно, как намерение, в котором сформировался образ этого движения, возникает в его внутренней вселенной. Любые намерения человека являются частью Божественного намерения, раскинувшегося в беспредельных просторах Мироздания. Обыватель, будучи не сознательным, обычно не осознаёт намерения, возникающие внутри него, и тем более не осознаёт, что все намерения, в действительности, принадлежат бесконечному океану Божественного намерения. И даже духовный искатель, осознающий своё намерение, направленное или в свой внутренний мир, или же на какие-то отношения с внешним миром, берёт для этого элементы из океана Божественного намерения. Намерения всегда первичны, а их реализация в любой форме, всегда вторична. Ниже приведу несколько примеров формирования намерения духовным искателем.

Есть несколько уровней любого намерения. Например, основным намерением человека является намерение жизни, которое чаще всего находится на неосознанном человеком уровне. Над ним может располагаться поток намерения, несущий в себе цель жизни. уже на этом уровне намерения обывателя и человека, идущего духовным путём значительно отличаются один от другого. На ещё более высоких уровнях формируются цепочки коротких намерений действий, как во внешнем мире, так и во внутренней вселенной.

Человек, идущий духовным путём, должен стремиться к возвышению уровня своего сознания. Для этого он должен формировать внутри себя состояние максимально глубокого покоя и неподвижности. В этой работе большое значение имеет сосредоточение внимания в начале на дыхании. Такую сосредоточенность на дыхании человек должен повторять в течение дня каждый раз, как только появляется для этого свободная минута. Это упражнение даётся потому что на движениях легче удерживать своё внимание. При этом, степень концентрация внимания должна быть достаточной, чтобы никакие мысли не могли приходить в голову. Делать это можно в любой позе, даже во время ходьбы. Следующим упражнением на концентрацию внимания, духовный искатель должен начинать только тогда, когда непрерывное сосредоточение внимания на дыхании, при молчании ума будет равно от пяти, до десяти минут. В этом упражнении духовный искатель должен остановить своё внимание на тишине ума. В том случае, если внимание будет полностью неподвижным, ум будет оставаться молчаливым. Это упражнение лучше всего делать в удобной позе для медитации. Необходимо довести время выполнения этого упражнения до получаса и даже больше. В обычной жизни следует быть постоянно внимательным к намерениям, возникающим при общении с другими людьми. Не позволять себе тех слов или выражений, которые могут вызвать негативную ответную реакцию к вам. Помните, как однажды Иисус Христос сказал: «горе тому, через которого приходит соблазн». В случае общения с другими людьми или же произошедшими какими-то событиями, не забывайте осознавать возникающие внутри вас различные состояния, осознавайте их, и не позволяйте вашим отрицательным состояниям реализоваться вовне. При этой работе ваше внимание должно быть достаточно сосредоточенным, чтобы не появлялись любого рода отвлечения. И ещё: «позади» должно быть знание, что вся эта работа является необходимой для успешного продвижения на внутреннем пути. Если у вас появляется побуждение рассказывать о своей внутренней работе даже близким для вас людям, то не делайте этого хотя бы в течение нескольких дней, например, одной недели. Это необходимо для того, чтобы сохранить энергию, без которой эффективность работы будет невысокой. Хорошо известно, что люди, идущие духовным путем, до глубокого возраста сохраняют ясный ум и старческие изменения не касаются их интеллекта.

Опубликовано