Когда в начале этой статьи мы говорили, что когда ученик готов, то учитель приходит, то мы имели в виду, что учитель может проявить себя перед человеком в любой форме и даже не иметь физического тела, как в описанном здесь случае, когда учителем является Психическое существо человека. Можно даже сказать, что учителем может быть какой-либо объект во внешнем мире, встреча с которым может привести человека к озарению и проявлению, прежде скрытых от него знаний. Со временем, когда духовный искатель будет в достаточной степени захвачен внутренней работой, все события, происходящие во внешнем мире, от самых незначительных до имеющих первостепенную важность, станут для него учителями, а внешний мир – его школой.
Мы однажды уже говорили, что человеческое эго «всеядно», поэтому какая-либо деятельность человека или его стремления могут стать «пищей» человеческого эго, которое стремясь к значимости, может использовать как средства, необходимые для благополучия в проявленном мире, так и. способы используемые духовными искателями. Поэтому, нередки случаи, когда на внутреннем (духовном) пути, могут оказаться как те, судьба которых связана с духовным предназначением, так и те, которые носят маску духовности, действительной целью которых является эгоистическая значимость.
Некоторые из людей, скрывающие своё лицо под маской духовности, считают, что их учитель «жесток и груб», потому что не понимает, что все значимости проявленного мира ему очень нужны, что пока они его часть, и без них он не сможет жить среди людей. Но учитель настаивает, и только немногие ученики соглашаются следовать советам своего учителя. Многие люди надолго, а некоторые – на всю жизнь остаются вначале духовного пути, и значительную часть своего времени посвящают изучению всевозможных путей, которыми прежние духовные искатели шли ко всё возрастающему совершенству. Иногда они настолько хорошо знают «маршрут» какого-либо из прошлых учителей, что называют себя его последователями. Но каждый учитель оставляет после себя только карту того пути, который он сам пришел, стремясь к внутреннему совершенству. На этой карте нет того маршрута, которым должен идти его последователь, потому что у каждого духовного искателя свой путь и свой способ следовать духовным путём, и в то же время, у всех духовных искателей одна и та же цель.
Но большинство людей, узнавших, что для каждого человека существует свой путь к совершенству, не спешат к его реализации, Они откладывают начало своего духовного восхождения на более поздний срок своей жизни, потому что в настоящее время они очень заняты неотложными делами материального мира, в котором, как они думают, без них работа не может быть сделана. И, кроме того, в мире еще так много удовольствий, встречающихся на каждом шагу. Эти удовольствия можно заработать, выиграть и, наконец, купить. И, вообще, за деньги можно купить всё. Обычно человек не знает, что ценным является опыт восхождения, а не его результаты. Даже в материальном мире ни один альпинист не согласиться покорять вершины при помощи вертолета. Вершина – это только награда, это только последняя ступень восхождения. И каждое восхождение – это множество казалось бы незначительных усилий, это бесконечные преодоления самого себя, и это, по мере получения опыта восхождения, соответствующая постоянная трансформация сознания. И только тогда, когда трансформация сознания достигнет нужной степени, человек может оказаться «на вершине своей горы». Никто, кроме самого человека, не может совершить восхождение и никто не может помочь ему преодолеть самого себя – только он сам.
Часто люди не знают, что учитель может придти только один раз. И не важно, как он придет. Может быть, это будет книга, а может быть какая-то лекция или беседа, на которой он «случайно» окажется. И ему здорово повезет, если этим учителем окажется человек. Прелюдия встречи с учителем вначале осознается как смутный зов. Этот, едва уловимый зов, приходит изнутри, как неопределенное осознавание чего-то ценного, которое не похоже на любые ценности внешнего мира. И это может быть началом поиска встречи с Учителем. Но, может и не быть, потому что привязанности к значимостям внешнего мира могут быть настолько велики и многочисленны, а проблемы так важны, и все это должен решать только сам человек. Но Иногда человек может отвернуться от тихого внутреннего призыва, который следующий раз станет еще менее слышным или даже совсем не слышным. Это значит только одно – человек отвернулся от приближающегося к нему учителя. И несмотря на то, что встреча могла состояться, она, к сожалению не произошла.
Но если мы все-таки встретились с учителем, то одним из признаков того, что учитель истинный, будет являться то, что он не будет обещать просветления, но только помощь в пути. Он не будет брать трудности пути на себя, потому что это главные ценности пути ученика, без которых невозможен опыт. И он будет безжалостен ко всему, что может мешать ученику на духовном пути. Поэтому, не каждый духовный искатель настолько искренен, чтобы следовать всем подсказкам учителя.
Мы можем научиться осознавать в себе всевозможные эмоциональные состояния, различать в себе какие бы то ни было реакции эго, любые желания и отношения – и все это может ни на йоту не продвинуть нас на духовном пути. Наше сознание может стать более восприимчивым, чем оно было прежде, мы даже будем давать оценку нашим состояниям и нашим действиям во внешнем мире, но это ничего не изменит. Само по себе знание, происходящего с нами, может быть механическим и не иметь никакого отношения к идее эволюции сознания человека. Я думаю, что витальные и ментальные сущности так же могут осознавать свои реакции (задним числом) и давать им всевозможные оценки, но это не приводит их к необходимости эволюционировать. Они вполне довольны теми возможностями, которые у них есть, теми пределами и законами которые их ограничивают. Они даже не знают того, что эволюция их невозможна, потому что не в состоянии заглянуть в пределы своего истинного предназначения. Только те существа и сущности могут стремиться к эволюции, ведущей их за пределы имеющихся возможностей, которые не только прикоснулись к прежде неизведанному, но имеют возможности, благодаря которым они могут достичь этого неизведанного.
Все существующее – совершенно. Это утверждение верно, когда мы имеем в виду какие-либо индивидуальности, и совершенно не применимо к тем случаям, когда мы начинаем сравнивать объекты между собой. Поэтому мы, говоря о себе, не можем думать, что мы не совершенны. Мы совершенны, но в нас есть та часть, которая знает еще большее совершенство и неустанно стремиться к нему, будучи неудовлетворенной тем, кем оно является. Внутри каждого эволюционирующего человека есть скрытое знание направления, в котором должна осуществляться его эволюция, скрытое ради радости преодоления трудностей и открытия нового, которое становится не только известным, но и частью нас самих. И внутри каждого активного человека есть огонь стремления к познанию, ради совершенства и преодоления опасностей на пути к этому совершенству. Без внутреннего знания более высокого совершенства, без знания направления, в котором следует искать его и без неугасимого стремления к совершенству – эволюция не возможна. Все эти три качества заложены в наше истинное "Я", поэтому не может быть у человека более высокого учителя, чем тот, которого мы называем Психическим существом. Но из этого не следует делать вывод, что человеку, ищущему смысл своей жизни, не обязательно иметь учителем другого человека, имеющего значительный опыт духовной работы. Но, с такого рода утверждением не всегда можно согласиться, так как некоторые «духовные учителя» называют себя таковыми только потому, что, не имея духовного опыта, который им заменила хорошая память, позволившая им запомнить достаточное количество информации о духовной практике реальных просветлённых учителей.
Истинный учитель никогда не стремиться возвыситься над своими учениками или последователями. Он никогда не навязывает какие бы то ни было догмы, которые подразумевают, что мерилом истины является он - учитель и его идеи. Но люди все разные и, поэтому, у каждого человека свой путь к Богу, поэтому истинный учитель только указывает направление, помогает ученику не только исправить свои ошибки, но и извлечь из них опыт.
Истинный духовный учитель предлагает своим ученикам только то направление, которым идет он сам, потому что путь, ведущий к совершенству и истине, имеет одно направление. Его концепция во всех своих частях недвусмысленна и в то же время позволяет духовному искателю быть свободным в средствах для выполнения своей духовной работы.
Истинный учитель не может предлагать путь, который завершается спасением человеческой души, потому что стремление человека к спасению своей витальной души – это сфера религий, и это работа для себя и для своего эго. Духовный путь не имеет предела, потому что он – проявление Божественной эволюции сознания, которой нет предела. В конечном счёте, духовный искатель однажды станет воплощением пути, ведущим к бесконечному совершенству. И в то же время этот путь будет для него источником Ананды и всё более глубоких знаний о единстве всего сущего в Божественном Мироздании.
Чтобы стать учеником на духовном пути, необходимо принять и себя и мир такими, какие они есть. Необходимо согласиться с тем, что учитель может предстать перед тобой не только как источник света, но и как камень или грязь под твоими ногами. Божественный Учитель внутри тебя, и его учебными средствами являются внешние обстоятельства, в которых живёт человек. Указания учителя, воспринимаются как знания и даже озарения, они проявляются в человеке как понимания того, что было непонятно прежде. И, кроме того, человек постоянно чувствует мягкое и то же время настойчивое побуждение быть постоянно сосредоточенным на состояниях в области истинного сердца.