Каждое направление активности человека на путях его судьбы возможны только тогда, когда у человека сформировано состояние готовности к следующему этапу его деятельности. С этим трудно согласиться, так как человек не всегда знает, что приготовила ему судьба на его завтрашний день. Но мы помним, что ничего не бывает случайным, и слова Иисуса Христа: «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его» подтверждают это. И мы должны знать, что наша ежедневная деятельность – это не только активность, соответствующая нашей судьбе, но и введение всего нашего существа в состоянии готовности к следующему её повороту.
Состояние готовности к следующему этапу нашей судьбы можно рассматривать как состояние согласия к грядущим событиям, о которых сегодня мы можем ничего не знать и даже не предполагать. Можно сказать, что мы, не осознавая этого, полностью доверяем своей судьбе, не зависимо от того, что она готовит для нас на следующем её этапе. Мы даже не знаем, когда начнётся этот её очередной этап. Может быть, там нас ожидает какая-то большая неприятность, и если бы мы знали об этом, то, возможно, смогли бы подготовиться к ней. А может быть то, что должно произойти на следующем этапе нашей судьбы будет реализовано ради очень важного для нас внутреннего опыта. Наша Божественная душа – Психическое существо, растёт только благодаря тому, что человек в течение жизни проходит через череду опытов, и рост его в значительной степени ускоряется, если человек, любой получаемый им опыт, встречает осознано.
Шри Ауробиндо говорил о необходимости полной сдачи Божественной Матери, которая определяет судьбу и пределы возможной эволюции каждого человека. Но если бы людям дана была возможность самим определять свою судьбу, то это привело бы к полному хаосу и непредсказуемости человеческих отношений. И тогда бы никакой речи о духовной работе не могло бы быть. Если сравнить место и значение человека в Мироздании с местом и значением любой клетки человеческого организма, то такое сравнение покажет, насколько важной является функция клеток, определяющая возможность физического существования организма человека. Например, Клетки почек или печени захотели бы изменить свою судьбу и стать клетками, вырабатывающими гормон удовольствия – дофамин или серотонин. Этим сравнением я хочу показать, что всё в мироздании соответствует намерению Божественного, и каждый человек изначально имеет своё предназначение, и человек не может изменить свою судьбу по своей воле. Это возможно только благодаря Божественной милости. Если же человек отвергает зов своего сердца и настойчив в своих разрушительных стремлениях, то намерение Бога может изменить судьбу человека и в сторону его деградации.
Здесь уже говорилось, что Психическое существо получает опыт и растёт (созревает) по мере того, как человек преодолевает трудности повседневной жизни, Но этот опыт становится неизмеримо более духовно значимым, если человек в своих взаимоотношениях с окружающей его реальностью – сознателен. И это не только ускоряет рост и созревание Психического существа, но и приводит к трансформации всего человеческого существа – в первую очередь его сознания.
Шри Ауробиндо перед тем, как оставил своё тело и ушёл на план Верховного разума 5-го декабря 1950-го года, чтобы снять препятствия нисхождению супраментальных влияний на нашу планету, говорил, что он вернётся на Землю через триста лет в теле, не рождённом женщиной. К этому времени на Земле появятся люди, способные по своему желанию продлять свою жизнь до ста пятидесяти и даже до двухсот лет, до полной трансформации всего своего существа в супраментальное Гностическое существо.
Но тогда о какой свободе можно говорить, если вспомнить слова Иисуса Христа: «Даже волос с головы твоей не упадёт без воли Его»? Действительно, у человека нет свободы выбора своей судьбы, но у него есть выбор, позволяющий ему подняться над несознательностью животного в себе и быть сознательным в каждом мгновении своей жизни, даже в сновидениях или же оставаться несознательным в своей повседневной жизни. И ещё у человека есть выбор – остаться ли ему в клетке значимостей проявленного мира, или же выйти за её пределы, следуя своему предназначению. Более того, у него есть выбор между жизнью и смертью, потому что всё зависит от того, к чему он привязан, и с чем он един. Если он привязан к преходящим значимостям проявленного мира и захвачен ими, то он выбирает смерть, ну а если его выбором стала вечность и бесконечный путь к Божественному совершенству, то тогда он выбирает жизнь. И если он выбирает непреходящие проявления временных ценностей проявленного мира, которые для человека заканчиваются одновременно с его смертью, то он выбирает непреходящую, вечную жизнь и непреходящие её принципы. Рассмотрим некоторые из принципов вечности: неутолимая жажда знаний – это первый и основной принцип вечности. Причём, жажда знаний – это не только получение знаний о реальности Мироздания, но и о смысле его существования, его целях, не имеющих своего предела и участие в его вечном становлении. Гностическое существо, знает, что источником всевозможных эмоциональных состояний, пока ещё не доступных восприятию человека, являются бесчисленные планы сознания Мироздания. К этим же, эмоционально воспринимаемым человеком, планам сознания, следует относить и те, которые принадлежат низшей сфере миров. Тогда мы можем говорить о том, что наши человеческие эмоции – это одна из форм проявления реальности Мироздания.