Таким образом, человек является частью проявленного им мира, в котором различного рода значимости, привязывают его к земному миру. В этом мире всё временно, всё преходяще, и этим принципам следует всё живое, в том числе и человек. Но всё имеет свой смысл и свою необходимость. Сравнительно короткая продолжительность жизни человека связана с его ускоренной эволюцией, а различные формы жизни в неэволюционирующих планах сознания низшей сферы миров, продолжительность жизни которых, по человеческим меркам, почти не имеет своего предела, имеет другое предназначение – они являются средствами, используемыми низшей природой в процессе эволюции сознания человека. Всё в Божественном мироздании целесообразно, всё имеет своё предназначение, и ничего нет случайного.
Исходя из всего сказанного, можно предполагать, что человек навсегда останется привязанным к проявленному им миру, который удерживает его в ловушке своих проявленных значимостей, потому что всё в этом мире временно и всё живое смертно. Но, при перечислении факторов, привязывающих человека к конечным значимостям проявленного мира, здесь ничего небыло сказано о тех его проявлениях, которые не имеют ни своего начала, ни конца. Они как бы принадлежат к другой реальности, совмещённой с известным нам проявленным миром. Совмещение конечного и бесконечного, смертного и бессмертного, преходящего и вечного создают кажущиеся абсурдными ситуации. Например, жажда значимости человеком, и накопление материальных ценностей, увеличивающих его значимость, не соответствуют одно другому, так как жажда значимости беспредельна, а накопление материальных ценностей ограничивается пределами человеческой жизни. Ни один человек не унёс в своё загробное существование, каких-либо из принадлежавших ему при жизни, материальных ценностей.
Но значимость человека возрастает не только за счёт увеличения количества материальных ценностей, но и за счёт своего социального положения. Человек – тщеславное существо и тщеславие его не знает своего предела. Тщеславие – это так же проявление значимости человека во внешнем мире среди других людей. При этом такой человек стремится занять как можно более высокую ступень во властной иерархии, завидует более успешным людям, но в любом случае смотрит сверху вниз на всех тех людей, которые менее значимы, чем он, и снизу вверх на более значимых, чем он. И в то же время он завидует тем, которые располагаются выше его на социальной лестнице, одновременно стараясь прислуживать им, и презирает тех, которые располагаются ниже в социальной иерархии и, нередко, при общении бывает груб с ними. Но нередки случаи, когда тщеславие человека основано не на его социальной значимости, а на ложных самомнениях, которыми могут быть национальная или религиозная принадлежность, профессиональная значимость, близкие отношения с авторитетными людьми и даже половая принадлежность могут в значительной степени повысить самооценку человека.
Таким образом, стремясь понять суть человеческой жизни, мы можем придти к мысли, что человек на первое место в своих желаниях и стремлениях ставит преходящие значимости проявленного материального мира и на второе – сами желания и стремления. Другими словами, все преходящие ценности проявленного мира являются его желанной целью, а непреходящие – внутренняя устремлённость, внутренняя жажда совершенства и непреходящих знаний, используются человеком как средства достижения всего, что временно и, часто, разрушительно. Неправда ли, какой-то кажущийся неразрешимым парадокс – люди предпочитают бессмертию и всему, что соответствует ему – смерть и преходящие ценности материального мира. Но для того, чтобы человек соответствовал своему истинному предназначению, необходимо преходящие значимости проявленного мира сделать средствами внутренней работы человека, а истинные непреходящие ценности – целью и смыслом своей жизни. Другими словами, перевернуть систему жизненных ценностей с головы на ноги. Рассмотрим более подробно некоторые детали этого процесса.
Шри Ауробиндо говорил о необходимости для человека, идущего духовным путём, жить изнутри. В чём суть такого способа жизни? Мы живём в мире, который, как мы считаем, разделён на добро и зло, и любые способы нашего взаимоотношения с этим миром проявляются в стремлении к «добру» и в отвержении «зла». Слова – добро и зло я взял в кавычки, так как человек очень часто, не ведает того, что маски зла часто выглядят привлекательными как добро, а позади «зла» может таиться желанное для человека добро. Это очень часто связано с тем, что многие люди страдают недостатком стратегического видения последствий своей деятельности, или же целей происходящих в мире событий. Например, они могут быть уверенны в том, что человек, имеющий власть, в своих обещаниях совершенно искренне стремится к благу для своих подвластных – цель его обещаний может быть совершенно другой. Можно привести ещё множество других примеров: например, человек не осознаёт, что его забота о ком-то другом, совсем не свидетельствует о том, что он это делает искренне, а не из своих стремлений к власти над другим человеком. И чем более значим этот человек, тем с большим удовольствием ему оказывается помощь. Таким образом, забота о другом человеке или даже о животных содержит в себе не только жертвенность, но и удовольствие от того что «я такой хороший». На духовном пути очень важно быть искренним в своих стремлениях и своих действиях. Человеческое эго не только привязывает человека через значимости к проявленному внешнему миру, но и скрывает от человека его собственные недостатки. Шри Ауробиндо говорил: «исследуйте себя беспощадно» это он говорил о, казалось бы, мелких проявлениях эго, которые в дальнейшем могут набрать силу и стать непреодолимыми. В этой работе человек должен быть не только искренним, но и достаточно восприимчивым и беспощадным к проявлениям своего эго. Во внутренней работе на духовном пути очень важна восприимчивость к любым проявлениям своего эго, даже к самым незначительным. Но, к сожалению, у большинства людей высокая восприимчивость проявляется преимущественно к проявлениям эго, даже самых незначительных, других людей. Поэтому, Шри Ауробиндо рекомендовал в первую очередь освободиться от своего эго. Но ваши отношения с близкими для вас людьми, не станут более гармоничными, если вы на каждом шагу будете им указывать на проявления их эго или же быть эмоционально не сдержанными при проявлении ими каких-то своих недостатков. Нам никогда не удастся разрушить или хотя бы ослабить влияния на человека его эго, это может быть сделано только им самим. В работе над своим эго важна не только восприимчивость, но и бдительность, без чего вовремя осознавать реакции своего эго мы не в состоянии. Искренность, восприимчивость и бдительность очень важны, так как эго будет постоянно пытаться управлять вами и создавать чувство удовлетворения всякий раз, когда вы позволите ему проявить власть над другими людьми или же эффективно атаковать другого человека по какому-то, иногда незначительному поводу. Мы должны помнить, что даже наша сострадательность, жертвенность или терпеливость, не позволяющая разгореться пожару отношений, позади себя содержит какие-то проявления эго. Эго всеядно и любые наши отношения могут быть использованы им для своего проявления. Человек, идущий духовным путём должен быть постоянно в состоянии повышенной бдительности и восприимчивости, чтобы осознавать даже очень незначительные проявления своего эго. Таким образом, духовный искатель постоянно охотится за проявлениями своего эго, что очень важно, так как его значимости становятся средствами устремлённости человека к Божественному совершенству. Божественное совершенство не имеет предела, так же как не имеют предела внутренняя тишина и покой, при росте которых, возрастает восприимчивость и бдительность человека. На каждом плане сознания эго проявляет себя по-своему, в соответствии с уровнем сознания, на котором находится человек. Поэтому, духовный искатель должен постоянно выслеживать даже самые незначительные остатки эго до тех пор, пока в нём не установится полный внутренний покой при любых внешних обстоятельствах. При этом человек должен помнить, что Божественная Мать при его искреннем стремлении к совершенству, будет вести его только через те препятствия и проблемы, которые необходимы для его восхождение на более высокий уровень сознания, соответствующий его состоянию готовности.
И очень важно остановить свой ум, без чего работа, направленная на освобождение от эго может остановиться, так как ум является не только инструментом эго, но и одной из его опор. Для этого необходимо погрузиться своим вниманием во внутрь головы на уровне Аджна-чакры и находиться там в неподвижности какое-то время, не создавая при этом ни каких образов просто быть там в глубине головы в состоянии молчаливого ожидания. И через какое-то время откроется сфера ментального плана, заполненная светом. Этот свет может быть разного цвета у различных людей. Диаметр сферы так же не одинаков у разных людей. Здесь не следует что-то менять, но принимать таким как оно есть. в открывшейся сфере нужно в полной неподвижности и молчании наблюдать события и состояния, и ничего не предпринимать – быть только молчаливым свидетелем. Ум не может быть активным, если вы только наблюдаете за ним и больше ничего не предпринимаете. Чем дольше вы будете неподвижным свидетелем, тем в большей степени вы лишите свой ум внешней неуправляемой активности. Это можно делать несколько раз в разные дни, что приведёт ум к всё большей неподвижности, и тогда на передний план может выйти внутренний ментал.