Многие формы взаимоотношений и процессов, происходящих в низшей сфере миров, основаны на принципах насилия. Природа, частью которой является человек, постоянно совершает над ним насилие. Большинство людей не замечают этого насилия, так как воздействие природы на человека осуществляется на уровне подсознания и несознания. И, кроме того, активность природы человек воспринимает как свои собственные состояния, не зависимые от ее влияний. Под природой мы понимаем сознание миров низшей сферы, которое держит под строгим контролем все формы, обитающие в ней и, как следствие, все формы жизни, обитающие на Земле, в том числе и человека. Практически, на Земле пока ещё очень мало людей, не находящихся под постоянным влиянием программ Низшей природы, точно радиоволны укутывающих все живое на Земле. Она, как опытный неутомимый кукловод, управляет всем живым на Земле, в то же время, оставаясь за кулисами проявленного мира. Она не спрашивает согласия на свои влияния на человека, но настойчиво и жестко управляет им, ограничивая пределы его возможностей.
Природа имеет в своем распоряжении бесчисленное число слуг, которые, не ведая этого, выполняют ее волю. Этими слугами являются сущности витальных и ментальных миров и, конечно же, подчинив человека своим влияниям, Низшая природа превратила так же и его в своего слугу.
Практически любой вид деятельности человека, направлена ли она на него самого или же на других, имеет в себе элементы насилия. Когда мы говорим, что человек прилагает усилия воли, чтобы что-либо преодолеть, то это всегда совершается насильственно. Правда, человек настолько привык к насилию, что зачастую даже не замечает этого. Элементы насилия проявляются в человеческой деятельности потому, что люди потеряли состояние единства со всем сущим в мироздании. Даже Бога они поместили на небесах, в то же время, сами остались на Земле.
Мы знаем, что человеческая личность состоит из многих субличностей, каждая из которых считает себя индивидуальностью и стремится быть у человека единственной лидирующей личностью. И еще, известно, что каждая из субличностей имеет свою противоположность. Что для одной – хорошо, то для другой – плохо. И, конечно, эти субличности не одинаковы по своей силе. Человек может знать, что совершать какой-либо поступок нельзя, но нечто, сильнее его, все-таки толкает его к этому поступку. Причем, лидирующая в это время субличность, используя ум, может найти множество объяснений, оправдывающих соответствующее поведение или желание. Зная это, можно думать, что человек – это только форма, которой пользуются всевозможные субличности для своих целей. При этом, каждая субличность соответствует только одному плану сознания низшей сферы миров, поэтому, субличности не могут эволюционировать так же как формы жизни планов сознания Низшей сферы миров. И, что очень важно, у них нет возможности самооценки и воли для самоограничения, так как это возможно только с более высоких позиций. Активность субличностей – всегда является насилием над человеком, если у него нет над ними контроля и власти.
Тогда что же в человеке знает, что можно, а что нельзя, что может не только наблюдать, но и создавать усилия, чтобы хоть как-то ограничить стремления субличностей к своей безраздельной власти над человеком? – Это сознание, которое имеет волю, и оно может быть независимым ни от каких-либо ментальных идей, ни от витальных желаний и предпочтений, ни даже от физических потребностей или реакций, потому что, у него есть связь с истинным «Я» человека. Эту часть сознания мы называем «Свидетелем». И вот теперь, говоря о проблеме насилия или ненасилия, попытаемся понять – возможно ли противостоять насилию, и определить пределы этих возможностей. В действительности, любые влияния сил планов сознания низшей сферы миров, для человека являются насилием над ним, которое он осознаёт, как свои собственные эмоциональные реакции на внешние обстоятельства. При этом, человек не осознаёт, что силы низших планов сознания таким образом не только управляют им, но и, соответственно, трансформируют его в тех случаях, когда он реализует эмоциональные состояния во внешнем мире. И, кроме того, эмоциональные состояния заразны. Человек, находящийся в каком-то эмоциональном состоянии, распространяет вокруг себя вибрации этого состояния, которые воздействуя на подсознание других людей, формирует у них состояние повышенной восприимчивости к соответствующим состояниям. Можно сказать, что люди с повышенной восприимчивостью к каким-то эмоциональным состояниям, легко попадают под влияния сил низшей сферы миров, которые навязывают им свою волю и свои стремления.
Шри Ауробиндо однажды сказал, что силы низшей сферы миров не способны эволюционировать, что можно понять, так как в своих взаимоотношениях с внешней для них реальностью у этих сил нет выбора и нет критического отношения к своим поступкам. Силы низшей сферы миров можно сравнить с инструментами, которыми пользуется человек в своей повседневной деятельности. Каждый инструмент имеет своё предназначение и эффективен только при соответствующем использовании его.
Но снова вернемся к проблеме ненасилия. Ментальные сущности, поработившие человека, которых Толтеки называют Воладорами, не согласятся мирно оставить свои позиции, потому что для них человек является не только инструментом их реализации на человеческом плане, но и средством их существования. Когда человек начинает наблюдать за своим умом, не позволяя себе быть им захваченным, то ум атакует человека снова и снова, пытаясь отвлечь его от избранного им пути свободы. Ум прилагает все усилия, чтобы убедить человека в невозможности и опасности освобождения от его опеки. И то усилие, которое создает человек, чтобы сохранить внутри себя состояние покоя и ментальной неподвижности, могут быть не всегда достаточны, чтобы преодолеть ум.
При настойчивых усилиях сохранить в себе состояние покоя, в котором нет никаких мыслей, человеческое сознание поднимается в более высокие сферы, недоступные влиянию ума. Человеческий ум – манипулятор и не является носителем знаний. Практически, как мы видим, освободиться из-под влияния ментальных сущностей без насилия со стороны человека, без противостояния уму – невозможно. Когда Шри Ауробиндо говорил: "исследуйте себя беспощадно", он имел в виду, что работа с внешней частью человеческого ума, не может быть мирной, в которой мы будем жалеть себя за наши недостатки и несовершенства и пытаться находить с ними какие-то компромиссы. Здесь следует сказать ещё об одном следствии усилий, прилагаемых человеком, для остановки ума. Шри Ауробиндо под контролем своего учителя – Лелэ, в течение трёх суток наблюдал за своим умом, не позволяя ему проявлять какую бы то ни было активность. И его внешний ум сдался, не получая энергии, которую он прежде получал в период своей активности, он вынужден был оставить Шри Ауробиндо и на передний план вышла неподвижная истинная ментальная часть Центрального существа, несущая в себе знания.
В работах Шри Ауробиндо, Матери и Сатпрема говорится о необходимости предания себя в руки Божественной Матери, без чего никакая духовная работа сделана быть не может. И есть немало людей, которые считают, что достаточно отдать себя в руки Божественной Матери, которая сделает за человека всю внутреннюю работу на духовном пути. Но предание себя в руки Божественной Матери - Махешвари, возможно только по созвучию с ней человека. Другими словами, человек должен сам осознанно стремиться к единству с Божественной Матерью, и в этом стремлении быть искренним. Люди в своих стремлениях к Божественному совершенству должны прилагать возможные для них усилия в этом направлении – они должны любить Божественную Мать и в этой любви стремиться стать совершенными. В этом стремлении человек должен отвергать в себе все свои привязанности к значимостям проявленного мира, не только материальные, психологические и социальные, но и все проявления эго. При этом человек должен помнить, что его субличности являются не только посредниками между миром человека и силами планов сознания низшей сферы миров, но и источником иллюзий, в которых человек, воспринимая реакции субличностей, считает, что это его индивидуальные реакции. Более того, он оправдывает возникающие в нём эмоциональные состояния, позади которых всегда стоят субличности и силы планов сознания низшей сферы миров, и находит их изначальную причину во внешних обстоятельствах мира, в котором он живёт, а не внутри себя, и даже пытается бороться с этими обстоятельствами.
Конечно, будучи не сознательным, человек не должен рассчитывать на помощь Божественной Матери, так как в его просьбе нет необходимой для этого искренности. Искренность человека в его духовной устремлённости проявляется в отвержении всего, что не соответствует избранной им высокой цели, ведущей к совершенству всего его существа. Человек, искренний в своём духовном стремлении – любые внешние обстоятельства, любые проблемы в своей жизни, любые желания и побуждения рассматривает как средства своей внутренней работы. И даже всевозможные значимости, как материальные, так и социальные для духовного искателя – это только средства его внутренней работы.
Шри Ауробиндо говорил, что духовный искатель должен жить изнутри. Он имел в виду, что любые проявления внешнего мира человек только тогда осознаёт, когда в ответ на них в нём возникнут желания, побуждения или же какие-либо эмоциональные состояния. Для обывателя все они являются указанием действовать в определённом направлении. Духовным искателем эти же самые состояния используются для духовной работы, в которой он осознаёт не только эмоциональные состояния, но и значимости, к которым Низшая природа хочет привязать внимание человека. Само по себе осознание внутренних состояний в значительной степени нейтрализует влияния Низшей природы, потому что её намерения используются духовным искателем совсем не в том смысле, который хочет навязать человеку Низшая природа.