Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

СТРЕМЛЕНИЕ К ПОНИМАНИЮ

Петр Зорин

 

 

Понимание – это психологический термин, имеющий отношение к значению чего-либо или смысла слов, поступков, происходящих событий, целей происходящего или же существующего. При этом, каждый человек по-своему воспринимает и понимает происходящее в реальности мира, и обо всём, доступном для его понимания, имеет своё мнение.

Мы можем быть уверенны в том, что понимание чего-либо человеком содержит в себе элемент его индивидуального опыта и его психологических и социальных особенностей. Поэтому нет двух людей, которые бы совершенно одинаково пронимали реальность того, что их окружает, даже если они находятся в одной и той же реальности. Ниже мы рассмотрим некоторые социально-психологические особенности человека, влияющие не только на его познавательные возможности, но и на степень вероятности понимания, познаваемой им реальности.

Во-первых, основополагающее значение для познания и понимания познанного имеет уровень сознания человека. Чем выше уровень сознания человека, тем совершеннее познаваемая реальность отражена в человеке и тем глубже понимание человеком многогранной реальности мира.

Во-вторых, очень большое значение имеет широта мировоззрения человека, его индивидуальный опыт и сумма полученных им знаний из различных источников информации в течение всей его жизни. Любое понимание имеет свою глубину и свою многогранность, что во многом зависит не только от уровня сознания человека, но и от широты его мировоззрения.

В-третьих, Гармоничным отношениям между людьми и понимание ими друг друга во многом мешает неспокойный ум, который не является инструментом знания, и соответственно, не способствует пониманию людьми друг друга. При спокойном, молчаливом уме человек способен «слышать» голос своего сердца, которое и является истинным источником знания  и понимания реальности.

В-четвёртых, Необходимо спокойное состояние эмоциональной системы человека. Мы помним, что эмоциональные состояния имеют свою индивидуальность, и человек может понять только то, что соответствует его эмоциональному состоянию.

В-пятых, большое значение для понимания происходящих процессов, обстоятельств и сути полученной информации, имеет направленность интересов человека и степень сосредоточенности его внимания. Чем более полной будет сосредоточенность внимания, тем более глубоким будет понимание человека.

В-шестых, Преобладание в человеке саттвической личности, но не тамасичной. Саттвической личности характерна уравновешенность, внутренняя упорядоченность, спокойная адекватность при любых обстоятельствах. В то же время в каждом человеке одновременно присутствует и тамасическая личность, которая постоянно норовит выйти на передний план и определять отношения человека с окружающей его реальностью. И если тамасичной личности удаётся выйти на передний план, то  она проявляется в человеке как нежелание реализовывать запланированную активность – «работа не медведь, в лес не убежит», или высокую отвлекаемость, при попытке сосредоточиться на какой-либо работе, иногда несдерживаемую неадекватность отношений к другим людям. Тамасическая часть, которую человек осознаёт как свою собственную индивидуальность, чаще проявляется в тех людях, которые внутренне не дисциплинированы, не упорядочены, и воля которых в отсутствии дисциплины проявляется как немотивированное упрямство, вплоть до несдерживаемой агрессии. Такие люди часто оказываются причиной конфликтов, ответственность за которые возлагают на обстоятельства или в худшем случае – на своего собеседника.

В-седьмых, Умение слушать собеседника, что очень важно, если мы хотим его понять, так как в словах человека проявляется только часть его внешней активности, позади которой находится непроявленное состояние человека, определяющее его истинное отношение к собеседнику и к теме их беседы.

Для человека, идущего духовным путём, имеет большое значение внутренняя упорядоченность, соответствующая его устремлённости. Для того, чтобы сформировать её искателю необходима воля, постоянство устремлённости, способность к различению и восприимчивость. Без усилия воли невозможна устремлённость. Способность к различению необходима, чтобы сохранять чистоту устремлённости и отбрасывать всё, что препятствует ей. Высокая восприимчивость так же необходима, так как позволяет осознавать влияния более высокого сознания, нисходящего на духовного искателя в ответ на его устремлённость к Божественному совершенству.   

Шри Ауробиндо однажды сказал, что на Супраментальных планах, эволюцией сознания движут другие принципы, не сходные с теми, которые проявляют себя на планах сознания Низшей сферы миров. И, кажется, что люди, живущие на планете Земля, смогут узнать о принципах эволюции сознания на супраментальных планах высшей сферы миров, только тогда, когда в своей эволюции достигнут этих планов. Но Шри Ауробиндо, который, фактически, является нашим современником, знал об этом, не будучи супраментальным Гностическим существом. Он знал потому, что на планете Земля проявляются принципы существования и эволюции всех эволюционирующих планов реальности Мироздания. И некоторые Духовные искатели, на своём восходящем пути эволюции сознания, иногда используют принципы эволюции сознания, характерные для супраментальной реальности, даже не осознавая этого. Человек, живущий жизнью обывателя, может стремиться только к тому, что уже в какой-то степени ему известно, или же стремиться избегать того, что для него непереносимо. Но, в любом случае у человека есть конкретная цель, никто не станет стремиться "в никуда" или избегать неизвестно чего.

Каждая из значимостей нашего мира имеет для человека не одно какое-то определённое значение, но их может быть несколько. Это зависит от уровня сознания человека, которого он достиг в период своей духовной практики. Например, если в самом начале внутреннего пути человек осознавал значимости проявленного мира, как определённые материальные ценности или же процессы между этими значимостями, которые, опять-таки, имеют свою ценность, то, поднявшись на более высокий уровень сознания, человек может осознать, что для роста сознания более важным является не материальная ценность этих значимостей или же процессов, происходящих между ними, а осознание внутренних состояний, вызванных этими значимостями. При этом объекты, или процессы между ними, остаются теми же самыми, но меняется их смысл и предназначение.

Всевозможные проблемы, возникающие у человека в период его взаимоотношений с реальностью мира, почти всегда осознаются им как определённые трудности, которые он должен преодолеть. И человек, используя для этого имеющиеся у него возможности, решает возникшую проблему и получает на будущее, часто, неприятный опыт. Но в тех случаях, когда человек находится на более высоком уровне сознания, то те же самые проблемы могут выглядеть для него, как источник знаний, что может вызывать в нём состояние удовольствия и радости. Это состояние радости могут появиться в человеке уже в период ожидания возможной проблемы. Другими словами, для одних людей жизнь заполнена всевозможными проблемами и трудностями, что вызывает у них всевозможные неприятные состояния, а для других людей сходные проблемы и трудности являются источником знаний, получая которые человек испытывает радость познания реальности мира. Максим Горький в своём произведении: «Песня о буревестнике» подсмотрел элементы радости, которые могут возникнуть у живого существа в сложных обстоятельствах. И не важно, что эта радость не имеет никакого отношения к уровню сознания. В этом примере показано, что опасности и всевозможные трудности могут вызывать только страх у одних, но и радость у других. При определённом состоянии сознания человек все свои проблемы может встречать, как источники знаний, и даже значимости этого мира для него будут источниками знаний, а не средствами повышения чувства собственной важности.

Можно сказать, что в этом проявленном мире люди всю свою жизнь стремятся от зла к добру, от недостатка к благополучию, от горя к радости и от страданий к удовольствиям – это является движущей силой эволюции сознания современного человечества. Для супраментальных планов реальности, которые не содержат в себе зла и разрушения, Гностическое существо, будет стремиться не от зла к добру и от горя к радости, а от меньшего знания к знанию большему. При этом, предвкушение получения знаний будет приносить человеку состояние радости, и ещё большую радость человек будет испытывать получая знания. Стремление к знаниям будет постоянно гореть в человеке – Гностическом существе, вызывая в нём неугасимое состояние радости.

 

Опубликовано