Состояние временного единства в своих взаимоотношениях возникает у людей, когда они вместе делают общее дело. Но не может быть единства между работодателем и работником, потому что между ними встают деньги. Деньги являются не только символом всех материальных значимостей, но и символом межчеловеческих отношений, которые, на самом деле, перестают быть человеческими, так как человек в этом случае становится просто материальным объектом, а различные его состояния и отношения – приобретают определённые значимости, которые могут быть выражены в денежных величинах.
Общение между людьми – это всегда обмен не только информацией, но и энергией. При неадекватном обмене, единства между общающимися людьми не возникает. Идеальными условиями возникновения динамического единства должны быть те, при которых человек полностью отдаёт себя в руки Божественного и освобождается от всех проявлений эго. В действительности, человек, на каком бы уровне сознания он ни находился, всегда един с Богом, потому что – всё есть Бог. Но так как Бог проявляет себя не только на высочайших супраментальных планах сознания, но и на проявленных планах низшей сферы миров, то человек, или же какое-то сверхразумное существо, могут быть едиными с Богом на том уровне сознания, который преимущественно проявляется в человеке (или в этом существе). И тогда мы можем говорить, что человек находится под влиянием преимущественно какого-то определённого плана сознания, или – он един с Богом через единство с этим планом сознания. Из чего следует, что люди могут быть созвучны друг другу на уровне каких-то планов сознания низшей сферы миров. В тех же случаях, когда сознание человека вышло за пределы планов сознания миров низшей сферы, и человек освободился от влияния своего эго, только тогда единство человека с Божественным станет более полным.
Если человек получает больше, чем отдаёт, то это проявляет в нём возможности паразита, с соответствующей психологией. Тогда у человека, как у паразита, формируется определённый взгляд на источник его благ. И это формирование чаще всего начинается уже в детском возрасте.
Отношения между людьми могут быть связаны во времени, когда даётся или делается что-то для другого человека сейчас, ради будущего. Это можно сравнить с одолжением, в котором один человек одалживает определённые услуги другому человеку в надежде, что в будущем этот долг будет адекватно компенсирован. Но ожидания адекватной компенсации в будущем могут закончиться печально, так как чувство благодарности присуще далеко не всем людям. И, кроме того, блага, которые создаются для другого человека в течение длительного времени формируют в нём привычку получать эти блага, не прилагая собственных усилий. И есть ещё третья причина – время и расстояние, которые так же в значительной степени влияют на чувство долга. Чем дальше находится человек от того, перед кем он ответственен, тем слабее в нём проявляется чувство долга. Такими обстоятельствами могут быть командировка одного из супругов в другой город по делам службы, или же эти обстоятельства могут быть связаны с отпуском одного из них, и расстояние может быть социально-психологическим и, этому могут быть и другие причины. То же самое происходит и со временем – чем дольше люди не общаются друг с другом, тем в большей степени между ними увеличивается дистанция отношений. И это верно не только при взаимоотношениях между людьми, но и в отношениях к каким-то обязанностям.
И ещё здесь необходимо сказать несколько слов об обещаниях, которые, нередко, раздаются людям, не для того, чтобы их выполнить в будущем, а для получения положительной психологической реакции в настоящем. Но на взаимоотношения людей может влиять и внутренняя дистанция отношений. Например, у одного из людей, в связи с психологическими особенностями его личности, дистанция отношений к своим сотрудникам и даже к членам своей семьи, может быть очень большой. Что приводит к тому, что окружающие его люди могут воспринимать такого человека, как бездушного, безразличного к нуждам других людей, даже к членам своей семьи. И тогда обещание – аванс, а реализация может и подождать, может быть даже до реализации «на том свете». Я здесь говорю не только о религиях, хотя и о них тоже, но обещания делают и власть имущие, надеясь, что такого аванса будет достаточно. И, часто это бывает действительно так. Но между обещанием и исполнением не может быть какая угодно продолжительность времени.
Трудно говорить о дистанции отношений людей друг к другу, так как она зависит от многих факторов. Назовём здесь некоторые из них. Мы живём в эпоху патриархата и дистанция отношений, нередко, зависит от половой принадлежности. Но при капитализме значимость людей во многом зависит от их успешности на материальном плане, что в значительной степени влияет на дистанцию отношений, не только связанную с половой принадлежностью, но и материальной значимостью. Каждый человек принадлежит к какой-то нации, что вызывает гордость у одних из них и чувство ущербности у других. И каждый из этих людей находит вескую причину, чтобы гордится своей национальностью, своей религией и с позиции увеличенной дистанции отношений взаимодействовать с другими народами. Для этого они могут извращать или преувеличивать какие-то не самые лучшие особенности других народов и, соответственно, этим самым оправдывая своё уничижительное отношение к ним.
Страдающие неведением люди очень часто путают духовность с религиозностью. В действительности между ними мало общего, так как духовность не имеет границ и дистанция отношений человека, идущего духовным путём, к людям других национальностей, других вероисповеданий, к людям различных материальных уровней и к различным материальным значимостям – одна и та же, в то же время все социальные общественные объединения, в том числе и религиозные, имеют свои границы, за пределы которых стремятся не выпускать своих членов, и в то же время, по возможности, стараются привлечь новых прихожан и членов других объединений. И каждое религиозное объединение считает себя правильным, в отличие от объединений других «неправильных» религий.
При социализме социальные блага – это аванс за тот труд, который человек отдаёт государству. Затем все эти социальные блага окупаются государством квартплатой и всевозможными налогами, и, конечно же, трудом, который оплачивается работодателем только частично. Но при капитализме всё становится товаром и всё стоит денег, даже человек и его труд – это тоже товар. Дальнейшее сравнение социализма и капитализма будет так же не в пользу последнего
Человек, который берёт взаймы, обещает что-либо, возможно не прямо, а своим отношением, этим самым порождает в другом человеке какие-то надежды, становится зависимым от того, кому он даёт обещания, так как в нём, как получателе, есть то, что принадлежит дающему. В таком случае дающий или осознанно или неосознанно становится в какой-то степени заложником другого человека, которому он даёт в долг, или что-то обещает. Но это во многом зависит от того, насколько у этих взаимодействующих друг с другом людей выражены человеческие качества. Если обещающий чего-либо человек обнадёживает другого в чём-то для него очень нужном, и при этом не собирается выполнять обещанное, потому что обещание имело другую цель, то он, давая такое обещание – лжёт.
Но существует и другая форма лжи, которая проявляется в отношениях правящего класса с народом. Каждый из них имеет свои цели, свои взгляды на будущее и свои принципы бытия. Для правящего класса очень важно сохранение своей власти над народом и своих богатств, далеко не всегда справедливо приобретённых; а народу необходимы приемлемые условия существования и социальная стабильность, которая гарантировала бы безопасное будущее. И можно считать естественным для правящей элиты отвергать всё, что хоть в какой-то степени может нарушить их устойчивое социальное положение, даже их отделённости от народа, которую они намеренно создают при помощи всевозможных законов и ограничений. В таких случаях правящая элита не стремится к единству с народом, так как это потребует от неё какие-то жертвы в пользу народа и даже, в некоторых случаях, единство с ним.
Единство в чём-то формируется тогда, когда две стороны обмениваются адекватными отношениями и ценностями – вы делаете для него, он делает для вас, при общей работе (физической, с витальными или ментальными компонентами). Известно, что царские дочери на Руси должны были в больницах работать санитарками, медсёстрами, что в значительной степени способствовало в чём-то формированию в них состояния единства с народом.
Единство возможно на двух уровнях: на уровне значимостей проявленного мира и на уровне идей, морали и стремлений, выходящих за пределы материальных значимостей. Такое единство можно назвать истинным – условно, так как оно всегда временно и существует только до тех пор, пока интересы людей совпадают.
Власть – это регулировка отношений на социальном уровне. При этом народ или какая-то его социальная часть не должны выходить за рамки закона. Но власть, если ей это выгодно, может узаконить и несправедливые отношения, при которых материальные блага распределяются несправедливо. Ложь властью используется тогда, когда отношения несправедливые и необходимо скрывать истинные намерения власти.
Выгода – это проявления несправедливости, дисгармонии, разделения, лжи, сокрытие истинного положения дел, истинных целей, и искусственно формируемая зависимость – избыточные блага для одних и минимальные блага для других. И это не просто дисгармония отношений, но и несправедливость, которая скрывается от неимущих и это приводит к тому, что у людей – неимущих, исчезает или не формируется патриотизм, и у них возникает комплекс несправедливости и безысходности, так как они не в силах что-либо изменить. Но, если это выгодно, то патриотизмом могут пожертвовать и те люди, которые относят себя к элите. Они жертвуют патриотизмом, так как это состояние ограничивает их свободу. Арнольд Минделл в своей книге «Танец древнего», пишет: Наша планета разделена на части. Учёные живут в одном мире, обычные граждане или простые люди – в другом, политики – в третьем, деловые люди – в четвёртом. Мы живём отдельно друг от друга, каждый в своём мире. Далее, продолжает он, у нас есть по отдельности наука, правительство, бизнес, народ. Между ними очень мало понимания. Арнольд Минделл говорит о разделённости, которая искусственно поддерживается и даже культивируется, так как это делает людей более слабыми и внушаемыми, что в значительной степени облегчает управление народом.
Взаимоотношения с реальностью всегда влияют на возможности, способствуя их раскрытию или же их деградации. У Бога все возможности, открыты, но на разных планах сознания они соответствуют предназначению соответствующих планов. На земном плане, некоторые из возможностей могут быть открыты полностью или частично, или вообще закрыты, даже если прежде они были готовы открыться. Это связано с тем, что низшая природа, привязав человека к всевозможным значимостям этого мира, стремится ослабить психологическую целостность его личности и задержать эволюцию его сознания.
Человек уже рождается с определённой готовностью некоторых возможностей, которые могут открыться или же, напротив, закрыться, при взаимоотношениях человека с реальностью внешнего мира в зависимости от предназначения этого человека. Но дерево судьбы имеет много ветвей (возможностей), и человек, под влиянием сформированных низшей природой предпочтений, может несколько изменить свою судьбу, но изменить её направление он не может, хотя в тех случаях, когда духовный искатель полностью отдаёт себя в руки Божественной Матери, возможна Божественная милость, которая может полностью изменить и направление его судьбы.
У каждого человека есть определённое положение в спектре возможностей, которое определяется уровнем его сознания и, соответственно, его предназначения. Все живые организмы от своего рождения имеют свою «мелодию звучания», соответствующую их предназначению. Взаимоотношения с внешней реальностью, которая так же имеет свою мелодию звучания, ведёт к изменению внутренней мелодии человека, в зависимости от его предпочтений (прежние предпочтения сменяются на предпочтения производные от взаимоотношений с внешней реальностью).
Зависимость обывателя от передачи другому человеку каких-то сведений о себе или своих взаимоотношений с кем-либо, связана с тем, что один человек передаёт другому часть своей истории или личности, содержащей эти сведения. Это сравнимо с деньгами, которые один человек передал другому на хранение. И теперь беспокоится – не будет ли этот человек использовать эту информацию при общении с другими людьми. Но если человек следует своему намерению и передаёт другому человеку знания, ведущие к большему совершенству, то в этом случае человек, передающий информацию, зависит только от своего намерения, которое созвучно намерению Божественного и не беспокоится о том, как его собеседник будет использовать данные ему знания.
Для того, чтобы стала возможной внутренняя работа искателя, необходимо иметь соответствующую цель, вокруг которой должна формироваться упорядоченность знаний, интересов, отношений и материальных объектов реальности мира. Причём, эти знания не следует принимать, как окончательные, потому что их источник находится в непознаваемом. Со временем, возможно, будет меняться направление цели и способы движения к ней и средства, которые необходимы для этого.
Цель человека, стремящегося к совершенству, не должна быть привязана к значимостям этого проявленного мира, но должна находиться в беспредельности Мироздания, а намерение человека должно быть созвучным намерению Божественного. Для движения к цели необходимо использовать не только значимости этого проявленного мира, но и те методы и способы, которые могут вывести человека за пределы значимостей проявленного мира.
Особенностью внутренней работы духовного искателя является то, что поднимаясь по ступеням спектра планов сознания, он должен для своего следующего шага преодолеть достижения шага предыдущего, как бы оттолкнувшись от него, для того, чтобы подняться на следующую ступень сознания. Стремлению людей к определённой цели должна соответствовать определённая структура их внутренней упорядоченности и направленность их предпочтений. Цель определяет интересы человека и направления его стремлений, и она формирует его личность. Существует спектр целей, и каждому уровню сознания соответствует определённая часть этого спектра.
Каждый план сознания стремится к своей гармонии, которая по своему совершенству соответствует этому плану. Но более тонкие составляющие этой гармонии будут осознанны человеком только тогда, когда сознание человека будет соответствовать более высокому плану сознания.
Шри Ауробиндо говорил о необходимости избавиться от эго. Для этого человек должен подняться по ступеням спектра сознания до планов Верховного разума, постепенно освобождаясь на каждом плане от всё более тонких проявлений эго. И только полностью освободившись от всех проявлений эго, человек получает возможность войти в супраментальные планы сознания.