Мы говорим, что реальность мира, состоящая из бесчисленного количества значимостей, проявлена, и только благодаря этому мы воспринимаем этот мир. Но такое мнение является заблуждением, так как проявляем этот мир мы сами, нашим осознанным или неосознанным намерением. Все объекты проявленного нами мира, до проявления существуют в виде волновой субстанции, которая не может быть воспринята человеком до тех пор, пока она, эта субстанция, не примет определённой формы, соответствующей какому либо объекту. Но пределы восприятия человека ограничены определёнными частотами вибраций, каждая из которых воспринимается человеком как определённое качество тех объектов, которые он проявляет, что осознаётся им как восприятие реальности мира. Если бы намерение людей, кроме проявленного мира, могло воспринимать частоты электромагнитных волн телевизионных передач, то в восприятии человека наступило бы состояние хаоса и полной дезориентации, что было бы не совместимо с жизнью. Намерения всех живых существ на Земле не только проявляют непроявленную реальность мира, но и удерживают этот мир проявленным.
Ещё одной важной особенностью всех форм жизни на Земле, является их выборочное восприятие проявленного мира, преимущественно только в том диапазоне вибраций, который необходим для их выживания, весь остальной мир для них является необходимым для жизни фоном. Человек – многоплановое существо, но все планы сознания низшей сферы он воспринимает, как соответствующие им эмоциональные состояния. Шри Ауробиндо, однажды сказал, что планы сознания низшей сферы миров не способны эволюционировать. И это можно легко понять, так как из всей бесконечной гаммы вибраций Мироздания, каждый из этих планов «звучит» только на какой-то одной частоте. Частоты вибраций планов сознания, на которых «звучат» все вселенные, можно сравнить со ступенями эволюции сознания. Тогда перед человеком восходит бесконечная лестница эволюции сознания, так как в него заложены бесконечное число возможностей восприятия реальности Мироздания.
Обычно вся деятельность человека-обывателя определяется несколькими открытыми возможностями, в пределах которых он познаёт мир, взаимодействует с ним и имеет о нём и о себе определённое мнение. Нередко, ограниченность сознания человека-обывателя осложняется его фрагментированием, при котором в ещё большей степени затрудняется понимание не только происходящего вокруг него, но даже с ним самим, что делает этого человека неадекватным в своих суждениях о значимости происходящих событий и о значимости, в определённых обстоятельствах, самого себя. Человек, сознание которого ограничено или фрагментировано, в беседах, или при чтении познавательного материала, не может понять, или понимает с трудом содержание текста, или смысл каких-то утверждений собеседника. Он воспринимает отдельные фрагменты и высказывает к ним определённое отношение. И на первый взгляд, замечания такого человека правильны, но они имеют отношение к частностям, что создаёт иллюзию, что такой человек понимает суть написанного или сказанного, но обращает внимание и на детали. Это про таких людей говорят, что они за деревьями не видят леса. Дело в том, что человек, сознание которого достаточно многогранно и не фрагментировано, воспринимает реальность мира одновременно несколькими субличностями. При этом, какая-то одна из них является ведущей и, благодаря такому «коллективному» восприятию, одновременно воспринимаются разные стороны одного и того же события или же, одной и той же идеи. И такое интегральное восприятие даёт более полное понимание сказанного, написанного или же происходящего в реальности мира. И для такого человека становятся неважными отдельные, возможно, неудачные детали сказанного или же происходящего. Он, возможно, даже не замечает их, потому что полностью сосредоточен на понимании реальности, детали которой могут в значительной степени отвлекать его внимание от основного смысла происходящего.
И, конечно же, огромное значение в возможности понимания событий или какой-то информации, имеет человеческое эго (правильнее было бы называть его сатанинским эго). Основная задача эго, которая кажется нам не очевидной, это привязывание человека к значимостям проявленного мира и значимости самого себя. Одной из очень важных проявлений эго является то, что значимость его растёт при добавлении к нему любых других значимостей. А так как весь проявленный мир состоит из значимостей, которые могут быть материальными, социальными, различного рода идеями и принципами. И все эти значимости используются человеческим (сатанинским) эго для повышения своей собственной значимости, то пищи для ненасытного эго в земных условиях – предостаточно. На самом деле, любые значимости – от самых мелких и до самых значительных – это кирпичи для строительства «Вавилонской башни» власти, которая стремиться в своей гордыне погасить в человечестве его стремления к реализации своего истинного предназначения, путь которого пролегает за пределы проявленного мира и власти низшей природы.
Человек по своей структуре во многом подобен Мирозданию. В нём так же, как и в Мироздании, есть проявленная и непроявленная части. Причём, проявленная часть человеческого существа является слабой тенью его непроявленной части, которая едина со всей беспредельностью Мироздания. Физическая, ментальная и витальная части человека являются его инструментами, необходимыми для взаимоотношений с проявленной частью мира. И именно эту инструментальную часть человека, эго отделило от внутренней истинной, бессмертной – непроявленной его части. Более того, большинство людей на Земле убеждены, что инструментальная внешняя часть их существа является единственной биологической структурой, которая и есть человек. Отделив внешнюю инструментальную часть человека от его истинной бессмертной непроявленной части, эго получило над этой внешней частью человека полную власть. Эго – преимущественно социальная вставка в человеческое существо и оно, соответственно, проявляет себя в определённых социальных условиях. Но в то же время, оно знает, что позади него есть бессмертная истинная часть человека – его Божественная душа, которая может однажды выйти на передний план и, этим самым положить конец, казалось бы беспредельной власти эго. И оно прилагает все свои возможности, чтобы внимание человека было надёжно привязано к значимостям проявленного мира. Оно стремится к тому, чтобы постоянно поддерживать в человеке стремление быть всегда значимым при любых социальных его взаимоотношениях с другими людьми. И даже тогда, когда человек остаётся наедине с самим собой, при воспоминании им своего прошлого или же в мыслях о своём будущем, он остаётся социально связанным существом. Одной из главных его забот, при общении с другими людьми, является поддержание уровня своей значимости и стремление, насколько это возможно, увеличение её. Эго не позволяет человеку находиться в состоянии внутреннего покоя и неподвижности, так как в этом покое нет для эго возможности быть значимым. Шри Ауробиндо однажды сказал: «Исследуйте себя беспощадно». И в этих исследованиях самого себя духовный искатель осознаёт, что любые эмоциональные состояния стремления и побуждения вызываются не только необходимостями, но и эго. Оно является повелителем человека во внешнем мире, и оно же является неусыпным контролёром не только самого человека, но и, по возможности тех людей, с которыми этот человек общается. При этом, эго может использовать всевозможные способы, среди которых не последнее место занимают ложь и насилие.