Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

ИССЛЕДУЙТЕ СЕБЯ БЕСПОЩАДНО

--

Шри Ауробиндо

 

 В заголовок этой статьи взяты слова Шри Ауробиндо, определяющие один из очень важных инструментов внутренней работы духовного искателя.

Личность каждого человека состоит из многих субличностей, каждая из которых содержит в себе печать психологической индивидуальности этого человека, что объединяет субличности в одну психологически многогранную личность определённого человека. И в то же время каждая субличность в спектре интегральной личности человека, имеет свои психологические особенности, своё видение реальности мира и свои варианты взаимоотношений с окружающей человека реальностью мира. Человека можно сравнить с многогранным Мирозданием, гранями которого являются одномерные вселенные, содержащие в себе всевозможные одномерные формы жизни. Исследуя себя, духовный искатель однажды осознает, что в разные периоды времени одни и те же события, одни и те же обстоятельства, одни и те же мысли, высказанные людьми или прочитанные в книгах, воспринимаются человеком не одинаково, что связано с тем, что на переднем плане интегральной личности человека в это время находится другая субличность, имеющая своё индивидуальное восприятие реальности. Поэтому, прочитанный однажды текст или прослушанная однажды речь учителя или кого угодно другого, может в другое время пониматься иначе, потому что на переднем плане будет другая субличность. Все субличности человека составляют спектр интегральной, многовекторной психологической личности человека. Они могут находиться в латентном состоянии, состоянии готовности к открытию и выходу на передний план и состоянию открытой активности. Динамика активности субличностей зависит от эмоциональных состояний человека – чем интенсивнее выражены эмоциональные состояния, тем длительнее соответствующая субличность находится на переднем плане. И активность субличностей человека зависит от его намерения, которое формирует план какой-либо активности и создаёт в человеке состояние готовности к определённым действиям всех его систем.

Интенсивность возможных проявлений субличностей у каждого человека выражена не в одинаковой степени, и нет двух людей на Земле, все субличности которых были бы полностью созвучны друг другу, как по частоте вибраций, так и по их интенсивности. В тех случаях, когда у человека какая-либо субличность по интенсивности своих проявлений значительно превосходит возможности других субличностей, то это может проявляться в человеке, как психологическая акцентуация или же психопатия. Какая из субличностей может находиться на переднем плане личности человека и соответственно проявлять себя, зависит как от осознанного, так и неосознанного намерения человека и от внешних условий, которые в свою очередь, притягивают соответствующие по частоте вибраций субличности на передний план. Это способствует тому, что человек в различных условиях ведёт себя в соответствии с определёнными обстоятельствами. Те субличности, которые осознанно или неосознанно чаще всего используются человеком, получают дополнительное количество энергии, что ведёт не только к появлению автоматизмов, но и формированию соответствующих отношений, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Чем выше значимость каких-либо объектов внешнего мира, которые могут быть как материальными, так и нематериальными, тем большее притяжение к ним испытывает человек. При этом, соответствующие субличности в значительной степени усиливаются и заражают своими вибрациями соседних субличностей, что приводит человека к состоянию захваченности и даже страсти, при которой человек может посвятить всю свою жизнь приобретению и использованию этих значимостей. У большинства людей, посвятивших свою жизнь служению каким-то значимостям, соответственно меняется психологическая особенность их личности, что так же ведёт и к соответствующей трансформации их сознания.

Исследуя свои внутренние состояния мы можем обнаружить, что смена одних субличностей на другие, адекватные обстоятельствам, происходит у различных людей не с одинаковой скоростью. И ещё мы можем обнаружить, что количество активных субличностей у различных людей не одинаково. Никто не знает, сколько у человека субличностей, потому что значительная часть их находится в латентном состоянии и никак не проявляет себя. Другими словами, каждый человек пользуется определённым количеством субличностей, которые характерны только для него. У других людей в активном состоянии может находиться меньшее или большее количество субличностей и всё это свидетельствует о многом. Во-первых, о понимании человеком какой-либо информации. Действительно, мы живём в трёхмерном материальном мире, и чтобы представить какой-либо объект, достаточно чтобы в восприятии участвовали три субличности, потому что, как мы уже знаем, каждая субличность одномерна и связывает сознание человека и его ментал только с одним планом сознания (или с одним планом реальности мира). Сложнее обстоят дела с вербальной реальностью, так как человек, говоря о каком-то событии или ещё о чём-то другом, использует значительное количество субличностей, поэтому информация, которую человек передаёт при помощи слов – многомерна, и понять её смысл становится возможным только тогда, когда в восприятии этой информации будет участвовать достаточное количество субличностей. Это же можно сказать и о восприятии человеком сложных устройств, процессов, идей, принципов и т.д. Поэтому мы можем понять смысл слов Шри Ауробиндо, когда он сказал, что планы сознания низшей полусферы миров не эволюционируют. Неэволюционируют потому, что они одномерны. Можно сказать, что для человека эволюция возможна потому, что Богом ему дана бесконечная лестница эволюции, в которой каждая её ступень – это план сознания низшей сферы миров. в то же время каждая из вселенных низшей сферы миров одномерна, что сравнимо с всего одной эволюционной ступенью каждого из планов сознания  низшей сферы. Теперь мы можем сказать, что каждая субличность является представителем в человеке одного из планов реальности низшей сферы миров и, в связи с этим значительно ограничена в своих возможностях восприятия реальности проявленного мира и в своих взаимоотношениях с этим миром. Тогда, чтобы что-либо понять на путях знаний, а знания всегда многомерны, даже в системе проявленного мира, необходимо участие в таком познании значительного количества субличностей, каждая из которых способна проявлять только какую-нибудь одну грань познаваемой реальности, а все вместе они дадут понимание происходящего, или уже произошедшего и даже возможного будущего. Понимание происходит на уровне сознания, в котором сосредотачивается вся информация, полученная как из внешнего мира при помощи органов чувств, так  и идущая от субличностей. Но, как здесь уже говорилось, человек использует ограниченное число субличностей, в то время как остальные не осознаются им, так как их активность происходит на уровне подсознания человека. Количество открытых для восприятия субличностей у человека может быть настолько незначительным, что он с трудом понимает цели происходящих событий смысл информации, которую он получает из печатных текстов или устных сообщений. Это ведёт к тому, что они становятся ему не интересны, и это вызывает у него стремление избегать такого рода информацию и её носителей, потому что они «говорят и пишут одно и то же». В то же время для него желательны та информация и те виды деятельности, которые соответствуют его восприятию и мировоззрению. К тому же, такие люди имеют повышенную внушаемость, если источником внушения являются власть имущие или же общепризнанные авторитеты.