Санкт-Петербургский Центр
эволюционных исследований сознания человека

Мудрость

живет в сердце

КОГДА НЕОБХОДИМЫ УСИЛИЯ часть 1

Петр Зорин

 

Каждый человек по-своему воспринимает одну и ту же реальность окружающего мира. Обыватель стремится приспособиться или приспособить обстоятельства ради удобств своего существования, духовный искатель должен внешние обстоятельства, иногда невыносимые для существования, принимать как условия, необходимые для его духовной работы. Но при этом, искатель должен при встречах с проблемами негармоничного ему внешнего мира, находить их истинное предназначение, необходимое для духовной работы человека, потому что каждый человек встречается со своими проблемами, которые соответствуют  каким-то его несовершенствам. При этом каждый человек на пути духовного восхождения должен делать для этого определённые усилия, без которых его работа будет не эффективной

Каждый объект внешнего проявленного мира имеет несколько предназначений, и среди них, обязательно присутствуют те, которые необходимы для духовного искателя. И тогда можно сказать, что восприятие реальности человеком может иметь два предназначения: Одно из них, внешнее, направлено на те грани значимостей, которые являются средствами для удобств существования, накопления богатств и приобретения власти, Другая же грань восприятия этих значимостей проявляет себя в том, что человек, идущий духовным путём, рассматривает их не как средства внешнего применения, а как реальность, отражённую в его внутреннем мире и проявляющую себя там, в различных состояниях, окрашенных в соответствующие эмоции. Таким образом, различие в восприятиях людьми значимостей внешнего мира, связано не только с различными их целями, которые делят всё человечество на две неравные части: с одной стороны, подавляющее большинство людей через значимости внешнего мира, крепко привязаны  ко всем проявлениям низшей природы в нём, а с другой –  человек, идущий духовным путём, использует эти же самые значимости для внутренней работы. Для большинства людей этого мира, его значимости являются своеобразным «сыром в мышеловке», в которой низшая природа держит своих пленников – обывателей, за счёт энергии которых она существует.

Особенностью такой работы человека является двойственное восприятие им значимостей и проблем проявленного мира. С одной стороны, для большинства людей  этот мир имеет конкретные неизменные значимости, которые вызывают у них сходные отношения к этим значимостям и соответствующее стремление к ним. Правда, у одних это получается более эффективно, чем у других, и поэтому у каждого человека свой уровень в социальной человеческой пирамиде. С другой стороны, духовные искатели кроме общих отношений к значимостям мира, имеют и своё индивидуальное восприятие значимостей, необходимых для духовной работы. И всё это создаёт опасность соблазна возвращения к привычной мирской жизни. Одной из важных особенностей работы духовного искателя является кажущаяся её незавершаемость. Дело в том, что по мере того, как духовный искатель восходит к всё большему совершенству, те особенности исследуемых состояний, которые прежде были недоступны для восприятия, и которые прежде были менее совершенны, по мере того, как духовный искатель работает над собой, становятся всё более совершенными и человек становится способным к восприятию прежде не воспринимаемых состояний. И это будет продолжаться на всём пути духовного искателя.

И, конечно же, является крайне необходимой работа с эго. Духовную работу можно сравнить с восхождением  на гору. Это восхождение никогда не бывает лёгким, но оно, несмотря на трудности, приносит искателю радость. Основной трудностью в этом восхождении является работа с эго, которое делает человека полностью зависимым от значимостей проявленного мира, и в то же время определяет зависимость его от социальных взаимоотношений. Практически, в этом проявленном мире эго определяет все стороны жизни человека-обывателя, которого удерживает и которым управляет Низшая природа.

Одной из наиболее важных особенностей проявлений эго в человеке является его стремление к богатству и власти. И это, за редким исключением, присуще всем людям, и даже не только людям, но и многим видам животного мира. Но человек многогранное существо, и кроме стремления к власти в нём проявляются многие другие качества, которые прочно привязывают его к проявленному миру. И если мы знаем, что мироздание состоит из множества вселенных, которые  своими вибрациями окутывают Землю, то у нас может возникнуть вопрос: почему человек из бесчисленного количества вселенных воспринимает только некоторые из них и то не самые лучшие? Мать Мирра говорила, что люди живут в сумеречном мире – это между мирами мрака и страданий, и мирами богов, или планов света и радости. И этому есть несколько причин. Наиболее важная из них состоит в том, что Земля является школой, в которой человечество  способно эволюционировать. Шри Ауробиндо говорит, что кроме Земли все планы сознания нишей сферы миров – не эволюционирующие. Даже Боги, находясь в мире света и радости, не могут эволюционировать. Именно по этой причине Кришна вошёл в Шри Ауробиндо, чтобы участвовать в эволюции сознания.

На Земле созданы все условия, необходимые для эволюции сознания человека, который должен пройти множество испытаний, прежде чем для него станут доступными более высокие планы сознания. И как это ни парадоксально, но одним из учителей человечества является Низшая природа, синонимом которой является Сатана. Но, разумеется, это у него получается протии его воли, но он изменить ничего не может, да и не хочет, потому что он так же не эволюционирующая сущность. Мне дана власть над этим миром, говорит он, соблазняя Иисуса Христа. Чтобы максимально полно реализовать свою жажду власти над миром, Сатана должен иметь средства для этого, используя которые он надеется безраздельно властвовать над  всеми формами жизни планов сознания низшей сферы. И, конечно же, Земля и человечество на ней являются приоритетными по сравнению со всеми мирами низшей сферы, потому что, как мы уже говорили, все планы сознания низшей сферы не эволюционирующие и служат только средствами для эволюции сознания человека. Да и сам Сатана, имея власть над мирами низшей сферы, и проявляющийся в человеке как его эго, не более чем средство, необходимое для эволюции сознания человека. Но, тогда освобождение от влияния эго для человека будет означать не только освобождение от зависимости от этого проявленного мира с его значимостями, но и освобождения от влияния Сатаны. Но тогда, сатанинские сети, наброшенные на проявленный мир, будут превзойдены, и человек, идя внутренним – духовным путём, однажды преодолеет влияния эго и привязанности к общечеловеческим значимостям, и этим самым он создаст в себе состояние готовности принять вибрации более высокого плана сознания. Но на этом работа духовного искателя на внутреннем пути не заканчивается, так как освобождение от эго, привязывающего человека к проявленному миру значимостей, – это только первый шаг на внутреннем пути. При работе по освобождению от влияний эго, в сознании человека формируется «Свидетель», который в дальнейшем станет каналом, по которому произойдёт нисхождение вибраций более высокого плана сознания низшей сферы миров, что раскроет в сознании человека возможности восприятия более тонких проявлений эго, соответствующих этому более высокому плану низшей сферы миров. Особенности проявления более высоких планов сознания духовным искателем воспринимается как всё более глубокий покой, сопровождающийся более высокой восприимчивостью и способностью к различению. Кроме того, при этом, повышается устойчивость направленного внимания, исследующего различные внутренние состояния человека.

Внимание человека очень тесно связано с состоянием его сознания, так как является не только средством познания различных внутренних состояний, но и трансформации их, в соответствии с возросшим состоянием покоя. Внимание человека можно сравнить с рукой его сознания, ощупывающей познаваемую как его внутреннюю, так и внешнюю реальность. И в то же время внимание, имеющее более высокую частоту вибраций сознания человека, навязывает эту частоту исследуемому состоянию, этим самым трансформируя его. Но для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы внимание человека удерживалось его волей в состоянии максимальной неподвижности и покоя. Состояние неподвижности и покоя сознания человека будет возрастать по мере того, как он в своей внутренней работе достигнет состояния готовности к более глубокому внутреннему покою и неподвижности, что приводит к тому, что вибрации ещё более высокого плана сознания снизойдут в сознание человека, благодаря чему он станет способным воспринимать ещё более тонкие проявления эго. Осознание и этих проявлений эго вновь приведёт человека к состоянию ещё более высокой готовности, что откроет его потоку ещё более высоких вибраций сознания, недостижимых прежде. Таким образом, освобождение человека от сатанинского эго, которое полностью раскрывает себя на восходящих планах сознания во всё более тонких своих проявлениях, является целью человека (духовного искателя), идущего внутренним путём. Это становится возможным для него только благодаря тому, что он определил для себя цель – полностью освободиться от влияний эго. Таким образом, намерения Сатаны привязать человека к проявленному плану, и сделать его исполнителем своей сатанинской воли, терпят поражение, так как все направленные его усилия воспринимаются человеком, идущим духовным путём, противоположным образом намерению Сатаны. Правда, Сатана не перестаёт делать попытки вернуть человека в своё сатанинское лоно, всячески соблазняет его, и в некоторых случаях ему это удаётся, потому что не все духовные искатели достаточно искренни, чтобы идти и «не оглядываться» на соблазны этого мира 

Главное в проявлениях Сатаны в человеческом эго – это значимость и власть, и её элементы, которые проявляются через эго, как разделяющие человека на две части на внешнюю – инструментальную или исполнительную, и внутреннюю – истинную. Разделив человека на две части, эго убедило его в том, что носителем всех человеческих особенностей является его внешняя часть – его тело, все проявления которого обеспечиваются составляющими его частями – умом и виталом. Это одна из причин, почему люди так много внимания уделяют своему телу. И это же является причиной привязанности человека к проявленному миру с его значимостями. Правда, эти привязанности определяет не тело, ум или витал человека, а эго, но если бы человеческое существо не было разделено им на внешнюю – исполнительную часть и на внутреннюю – истинную, то значимости проявленного мира стали бы обыденностью и служили бы совсем другому предназначению.

Такое умозаключение может показаться парадоксальным, и, кажется, что если бы исчезли все козни Сатаны, то человек, ставший безгрешным в своей земной жизни, был бы подобен святому, а после смерти его физического тела его витальная душа тут же отправилась бы в рай.

Опубликовано