Состояние готовности человека к какому-то действию, к пониманию чего-либо, к мнению о чём-либо, или к возможности сделать выбор и следовать ему, возможны только тогда, когда в человеческом существе есть достаточно элементов, созвучных тому, к чему человек стремится. Состояние готовности может быть к деятельности в проявленном мире и деятельности на духовном пути, а так же на путях познания реальности мира, и состояние готовности может быть на путях преступлений. Для того, чтобы было сформировано состояние готовности, необходимо достаточное количество энергии и высокий эмоциональный потенциал, имеющий определённую направленность, в тех же случаях, когда состояние готовности формируется намеренно, необходима не только энергия, но и цель, ради которой формируется состояние готовности. Цели могут быть разными – одни из них могут быть направлены на предстоящую деятельность, другие могут определять направление всей жизни человека. При намеренном формировании состояния готовности, очень важно исходное состояние эмоциональной сферы человека – необходимо, чтобы у человека не только было состояние относительного покоя, но и в прошедших ближайших сутках не должно быть конфликтных ситуаций. Прошедшее время должно быть обычным, без особых эмоциональных проблем. Такие требования связаны с тем, что любые эмоциональные всплески человека происходят не только вовне, но и в его подсознание. А так как подсознание является опорой направленной активности ума и витала, то эмоциональные состояния, пережитые в течение ближайших суток, при формировании состояния готовности, дадут в самом неожиданном месте разрыв последовательности структуры состояния готовности. Во внешней деятельности это проявляется как кратковременное состояние, в котором отсутствует осознанность речи или действий. В этот период в человеке или преобладают автоматизмы, или возникает провал в памяти, когда человек не знает, что он должен делать или о чём говорить дальше.
Любое действие человека, становится для него возможным, если в его сознании сформирована модель этого действия или же составлен чёткий план устного выступления. Конечно, возможны и спонтанные варианты направленной активности человека, но это допустимо только в тех случаях, когда обстоятельства позволяют человеку быть активным в пределах допустимых автоматизмов. Чёткий внутренний план какого-либо выступления делает речь человека особенно убедительной и, кроме того, внутренняя собранность человека вокруг какого-то его устного выступления, не только дисциплинирует самого выступающего, но и его слушателей.
Но состояние готовности может иметь и другую природу, основой которой является не ментальное решение быть готовым к какой-то деятельности, а его внутренняя истинная часть – Психическое Существо или Истинное «Я» человека. В тех случаях, когда в судьбе человека предусмотрено его духовное предназначение, Психическое Существо исподволь, часто, неосознаваемо для человека постепенно трансформирует его сознание, и отклоняет его интересы в сторону духовности. Обычно препятствием на пути духовной трансформации сознания человека становится его эго. Почему эго, а не какой-то другой фактор является помехой для духовной работы. Но, обратите внимание, проявленная реальность, в которой живут люди, состоит из мозаики всевозможных значимостей, которыми могут быть не только какие-то материальные объекты, но и идеи, человеческая деятельность, всевозможные социальные значимости, да и сам человек с его жизнью и смертью, и всё человечество, разделившееся на множество взаимодействующих друг с другом социальных потоков – всё это значимости, находящиеся под управление и полным контролем, как индивидуального, так и коллективного эго. И, нередко, человек, проявивший интерес к духовной работе, попадает в ловушку эго. Для эго, все значимости проявленного мира являются средствами, при помощи которых оно управляет человеком. И вдруг у какого-то человека появляется интерес к чему-то не подвластному эго. Первое, что пытается сделать эго – поставить духовные интересы человека в один ряд со значимостями проявленного мира. И тогда человек осознаёт себя особенным, так как значимость, к которой он привязан, принадлежит только ему. Иногда эго может ввести человека в заблуждение, приставив к нему какого-то «великого духовного учителя», которым может быть Шри Ауробиндо, Шри Романа Махарши, Кришна и даже сама Божественная Мать. И человек гордится таким учителем, которого не имеют другие духовные искатели, Но так как учителя, приставленные к духовному искателю не истинные (истинные давно оставили своё тело и пребывают на том плане сознания, который соответствует их сознанию, то, со временем духовный искатель начинает понимать, что он попал в ловушку эго, и перед ним встаёт проблема выбраться из создавшегося положения без потерь, и даже поучить очень важный для себя опыт. Правда, это потребует от заблудившегося человека достаточно мужества, так как эго не позволит человеку так легко уйти из-под его власти. Известны случаи суицидов, когда человек пытается как-то разрешить свою несамостоятельность в принятии решений. Очевидно, что человек, идущий духовным путём, должен не бороться с эго за каждый свой шаг на духовном пути, а полностью освободиться от влияний эго на духовном пути. Но у эго есть ещё одна важная особенность, которую должен знать каждый человек, идущий духовным путём – на каждом плане реальности эго имеет свои проявления, через которые оно привязывает человека к значимостям соответствующего плана, в связи с чем, можно сказать, что работа с проявлениями эго – определяет направление усилий духовного искателя.
Работа духовного искателя с проявлениями эго заключается в том, что он отслеживает все его реакции и не потакает им, стремясь при этом сохранять внутри себя состояние максимального покоя и неподвижности. Чем выше планы сознания, тем более тонкими становятся проявления эго, и тем более глубокими становятся внутренний покой и неподвижность. Практически, вся низшая сфера планов сознания находится под управлением эго, даже планы богов. Но так как все планы сознания одновременно проявляют себя на планете Земля и, в том числе, проявляются через каждого человека, то духовный искатель, будучи достаточно восприимчивым, может осознать все проявления эго ещё за долго до того, как его сознание поднимется до более высоких планов реальности низшей сферы миров. При этом мы должны помнить, что когда речь идёт об уровне сознания человека, то имеется ввиду – степень преобладания в человеке какого-то плана сознания. Состояние глубокого внутреннего покоя человек может осознать в себе только тогда, когда у него исчезнет привязанность к ценностям проявленного мира. Именно проявленный мир является источником неуправляемого шума, создаваемого активностью ума, находящемся под управлением эго. Не напрасно Шри Ауробиндо говорил о необходимости успокоения ума и отказа от власти эго.